По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».

Каждый глава округа раз в году держит своеобразный публичный экзамен на соответствие занимаемой должности: необходимо в строго отведённый срок сверстать и защитить очередной бюджет с минимальным дефицитом при максимуме включённых в него социально-экономических проблем. Но откуда взять деньги, если в собственной кассе давно мыши скребут, инвесторы не хотят вкладываться в низкорентабельные бизнес-проекты, банк же отказывает в кредитах из-за непогашенных долгов? А горящих, неотложных объектов с давно требующей ремонта инфраструктурой — море. Вот уж точно: хоть яловая, да телись!

Финансовая карусель

Как правило, руководители муниципалитетов, главы администраций в подобных случаях бегут с протянутой рукой к губернатору, в минфин. Выслушав жалобы и доводы просителей о необходимости решить острейшую проблему на своей территории, им обычно идут навстречу. Откуда берутся деньги? Они изымаются из областного бюджета или специальных фондов, созданных ранее для реализации целевых региональных программ.

Вроде теперь осчастливленным чиновникам на местах остаётся только засучить рукава и энергично приступить к выполнению мероприятий, намеченных и профинансированных на следующий год. Увы, эту последовательность действий можно представить лишь теоретически, на практике зачастую всё происходит вопреки логике и здравому смыслу.

Подавляющее большинство «бедных» муниципалитетов сразу после начала нового бюджетного года занимают очередь в областную казну с тем, чтобы… вернуть полностью дармовой трансферт или его остаток. Причина? Они не сумели освоить выделенные субсидии.

А деньги, как сообщили «Правде» в областном минфине, возвращаются немалые. Причём отрицательная динамика набирает обороты: если в 2016 году возврат составил 1,9 миллиарда рублей, в следующем — 2,3 миллиарда, то в начале нынешнего облбюджет «пополнился» на сумму 3,1 миллиарда рублей.

Характерно, что за ушедшие в песок трансферты никто не несёт ответственности: ни благодетель, ни получатель. Этой денежной вольнице немало способствует и Бюджетный кодекс РФ, одна из статей которого говорит лишь про обязательный возврат неизрасходованных средств в течение первых 15 рабочих дней очередного финансового года. То есть сдал вовремя оставшиеся миллионы — и гуляй, Вася, совесть твоя чиста, никаких к тебе претензий! При этом незадачливый глава МО твёрдо знает, что в следующем году к нему обязательно вернётся неосвоенная сумма. Правда, для этого снова придётся повторить весь бюрократический ритуал получения безвозмездной ссуды. Такая вот бухгалтерия.

Что же мешает хозяйственникам эффективно распорядиться трансфертом? Попробуем разобраться на анализе конкретных фактов.

Несколько лет назад Качканару удалось, наконец, «выбить» в области 50 миллионов рублей на ремонт дороги. Однако поступили они только 28 декабря. Вскоре долгожданная сумма отправилась назад к «инвестору», который повторно перечислил её по старому адресу уже в новом году. По другому дорожному контракту из-за погодных условий не удалось освоить 4 миллиона. Они совершили тот же знакомый нам кругооборот.

Понятно, упрекать качканарцев в срыве бюджетных статей нельзя. Однако нередко намеченные и профинансированные мероприятия приходится корректировать как раз по вине самих муниципалитетов. Например, в Нижней Салде предполагалось израсходовать выделенные 94 миллиона рублей на реконструкцию вконец разбитой улицы Фрунзе.

«В проект были включены работы по вскрытию грунта на перекрёстках, — рассказывает глава города Елена Матвеева. — Но экспертиза показала, что в этом нет необходимости, и нам пришлось отправить обратно 10 миллионов. Хотя эти «лишние» деньги можно было использовать на повышение качества эксплуатационных свойств магистрали».

Часто местные власти нарушают сроки подготовки конкурсной документации на получение трансферта, сами же проекты бывают выполнены небрежно, с нарушением стандартов, как говорится, левой ногой. Неудивительно, что ФАС систематически оспаривает итоги отборочной процедуры, аукцион признаётся недействительным, и конкурс переносится на новый срок. Кстати, подобная круговерть может длиться до полугода и более.

Ну а как реагируют сами главы муниципальных образований на, прямо скажем, наплевательское отношение своих подчинённых к реализации выделенных ресурсов? Что делается для обеспечения чёткого, постоянного контроля за выполнением годовых планов? В этом смысле весьма красноречив эпизод, связанный с совещанием по подведению итогов исполнения бюджета Серовского городского округа, на котором удалось побывать вашему корреспонденту.

В одном из выступлений был приведён такой факт: за минувший год в региональную казну из собственного бюджета пришлось отчислить 95 миллионов рублей «бесплатных» средств. Большую их часть не смогли пустить в дело сотрудники управления образования, капитального строительства и комитет ЖКХ.

«Это недопустимо! — с возмущением отреагировала глава округа Елена Бердникова. — Необходимо подготовить объяснительные записки по каждой сумме. Я хотела бы провести разбор, и уверяю вас, что если суммы оказались невостребованными и мы потеряли их безвозвратно, то последуют соответствующие меры дисциплинарного взыскания».

«Это называется махать после драки кулаками! Поезд уже ушёл, за использованием дотаций нужно следить во все глаза, иначе в другой раз шиш получим!» — раздалась реплика из зала.

Думается, этот короткий комментарий с места довольно точно характеризует «заботу» руководства округа, чиновников администрации как об эффективной трате выделенных ресурсов, так и в целом о социально-экономическом развитии своей территории, повышении уровня жизни населения. О последнем, к слову, убедительно свидетельствует следующая цифра: в связи с задолженностью горожан по оплате ЖКУ им в прошлом году не было выплачено компенсаций в сумме 1 миллион 56 тысяч рублей. Эти деньги также пришлось возвращать в казну.

Спит «государево око»…

То, что пробуксовки с использованием трансфертов наиболее «весомо, грубо, зримо» случаются у строителей, уже давно стало нормой, неким законом Архимеда — он, вроде, существует в природе, но никто на него не обращает внимания. А потому на системный бардак здесь давно махнули рукой и президент, и правительство с минстроем, не говоря уж о региональных властях. Причём проблемы в этой чрезвычайно важной отрасли настолько «бородаты», типичны и общеизвестны (даже неспециалистам), что для их устранения не требуются какие-то фундаментальные научные исследования, эксперименты, уйма времени и многомиллиардные затраты. Нужно только от привычной, ни к чему и никого не обязывающей фиксации «узких мест» в этой сфере приступить к реальной их расшивке.

Вот пример, о котором поведал глава Берёзовского округа Евгений Писцов. В 2015 году по программе переселения из ветхого и аварийного жилья муниципалитет заключил контракт с подрядной организацией, выигравшей аукцион, на 360 миллионов рублей. Компания предоставила на конкурс документы, которые оказались… липой. На расторжение договора с мошенниками в Берёзовском потратили целый год. Все эти месяцы люди маялись в квартирах, куда и бомжей палками не загонишь…

«Время было потеряно, средства освоить не удалось, и мы их вернули в бюджет, — с горькой усмешкой говорит глава муниципального образования. — На следующий год деньги восстановили, но они пошли уже не на строительство дома под расселение — сроки не позволяли сдать его под ключ, а на приобретение готового коммерческого жилья. И вместо запланированных прежде 36 рублей за «квадрат» нам пришлось выкладывать 42 рубля. Что в итоге? Десятки семей продолжают жить в трущобах, администрация не выполнила полностью своего обещания по переселению, а с подрядчиком-махинатором, из-за которого мы понесли серьёзные убытки, правоохранительные органы отказались разбираться».

Может, иной уровень ответственности царит при реализации средств областью, которые она получает на выполнение целевых федеральных программ? Нет! К командам из Москвы региональная власть относится ничуть не лучше, чем местные муниципалитеты к трансфертам. И вполне естественно, что через некоторое время губернатору Е. Куйвашеву (он исполняет обязанности и председателя правительства края) из Белокаменной последует вопрос: «Вам что, деньги не нужны? В таком случае отдадим тем, кто умеет с ними работать».

Но ведь должны же быть какие-то контролирующие госструктуры, призванные в том числе отслеживать движение, использование финансовых средств, выделенных «сверху», для решения конкретной животрепещущей проблемы в округе, городе, посёлке? Где искать это бдительное, «недреманное государево око»?

Обратимся к Нижнему Тагилу, второму по численности населения и объёму ВВП городу на Среднем Урале. Согласно заключению Счётной палаты РФ, за последние несколько лет городской бюджет «похудел» на 215 миллионов рублей, что составляет три процента средств муниципальной казны. В прошлом году было возвращено 130,8 миллиона.

— К сожалению, эту тему мы ни разу не поднимали на своих заседаниях, — признался председатель комиссии областной Думы по бюджету, экономической политике и инвестициям Леонид Мартюшев. Когда же он отправился в финуправление мэрии, чтобы узнать о причинах возврата дотаций, от него потребовали письменный запрос на получение данных, пообещав подготовить ответ в течение 10 дней.

Зато нетрудно представить, с каким тщанием и строгостью будет отлажен контроль за сроками и темпами освоения капвложений на самом масштабном в истории региона ремонте дороги в Алапаевске. А как же! Ведь здесь нынче летом пройдут Царские дни в связи со 100-летием кончины последнего российского императора. Уже состоялся конкурс по выбору подрядчика, на обустройство муниципалитета и реконструкцию «монаршей магистрали» область выделила 185 миллионов рублей…

Чем же оборачиваются в реальной жизни описанные нами истории? Это значит, что во многих городах и сёлах школьники по-прежнему будут заниматься в переполненных и душных классах, водители — чертыхаться и ломать машины на вконец разбитых дорогах, больные — лечить свои недуги за десятки вёрст у «богатых» соседей, а обитатели «аварийки» и дальше будут со страхом взирать на просевший потолок и с опаской ступать на прогнившие половицы…

В связи с этим невольно вспоминаются глобальные, просто сказочные социальные преобразования в жизни россиян в ближайшие годы, которые недавно обрисовал в своём послании Федеральному собранию Владимир Путин и которые, как он заявил, носят «рубежный характер». Для этого, мол, наше государство обладает всем необходимым, нужны лишь финансы, которые может дать только эффективная экономика.

Позвольте не согласиться с вами, господин президент. Инвестиции — не ведомая, а ведущая часть экономики, локомотив, который её тянет. Деньги же в стране есть, об этом вы сами не раз говорили. Только мы не научились ими по-умному, по-хозяйски распоряжаться. Тому яркое, убедительное свидетельство: безалаберное, безответственное, а с учётом нынешнего уровня жизни людей — преступное отношение к выделенным финансовым средствам, для освоения которых даже указываются конкретные объекты.

Наведите порядок хотя бы в этой сфере, Владимир Владимирович. Хотя бы! По крайней мере, это будет реальный шаг к эффективному использованию уже имеющихся на сегодня у государства «живых» миллиардов, в отличие от тех призрачно-эфемерных, которые, как вы уверяете, появятся в «ближайшем будущем». С синицей в руках, согласитесь, всё-таки легче ждать непойманного в небе журавля.

Комментарий редакции: Правительство (особенно денежные власти) стремятся обескровить экономику, страну в целом. Их логика — отобрать как можно больше, посадить на голодный финансовый паёк все важнейшие сферы жизнеобеспечения. Под жернова монетаристов попали и российские регионы. Все помнят кудринскую проделку с ликвидацией Дорожных фондов. И что в итоге? Темы строительства и модернизации инфраструктуры начали затухать, социально-экономическая ситуация начала усугубляться. Да и нарастающее межрегиональное неравенство в перспективе может сыграть злую шутку. Правда, федеральные власти утешают, будто предоставление федеральных трансфертов исправит ситуацию. Да куда там! Мы не беремся судить о том, достаточно ли выделяемых средств или нет для выполнения программ общенационального значения. Дело в том, что зачастую они «уходят в песок». Но, к сожалению, на это мало обращают внимание. На одну из острейших проблем. Вместо этого всё уходит на поливание грязью политических представителей Российского народа, на оплёвывание Великого исторического прошлого нашей страны, на воспевание мнимых «успехов» криминально-олигархического капитализма. 

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.