По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».
Как известно, 40 лет в быту не повод для торжеств — эту дату обычно не отмечают, как бы стараясь пропустить. Может быть, поэтому фестиваль проходит в неурочное время, в деловитой, совсем не праздничной обстановке. Нет обычной рекламы, нет ажиотажа вокруг кинотеатра «Октябрь», хотя в конкурсе 16 фильмов, представляющих все части света. Широка география и внеконкурсных программ, не забыто и документальное кино.
ВНУТРЕННИЙ экономический кризис и международные санкции, конечно, уже не первый год накладывают свой отпечаток на кинематографический форум. Волей-неволей приходится укладываться в жёсткие рамки. Фильмом открытия решено сделать одну из конкурсных лент. Выбор пал на итальянский «Неаполь под пеленой», фильм, которому уже сейчас прочат одну из важных конкурсных премий.
Понятно, за этим выбором подлинно кинематографическая страна с большими художественными традициями. Уже само название фильма вызывает ностальгию. В Неаполе работали многие прославленные режиссёры. Он стал благодатной натурой для целого творческого направления итальянского кино. Удивительные возможности самого демократичного из искусств открывали миру фильмы режиссёров Росселлини и Де Сика. Этот кипучий приморский город так и остался в истории кино символом кинематографического демократизма.
Конечно, со времён Росселлини и Де Сика Неаполь сильно изменился. Его улицы и площади, словно отполированные взглядами миллионов туристов, кажутся совершенно картинными; даже узенькие улочки, где испокон веку селилась беднота, выглядят какими-то умытыми и причёсанными. Понятно, даже здесь, в бывших трущобах, жизнь стала лучше. Технический прогресс облегчил тяжёлый труд. Социальная политика начала приспосабливаться к этому прогрессу. Изменились не только условия труда, но и отношение к трудящимся: постепенно в них перестали видеть людей низшего сорта. «Капитализм с человеческим лицом» мало-помалу изменил облик больших городов, «умыл и причесал» низшие сословия, чтобы они не портили общей благостной картины туристической Италии. Но что по сути изменилось в человеческом сознании?
Выступая на традиционной пресс-конференции после пресс-показа фильма, режиссёр Ферзан Озпетек говорил о том, что смысл его новой картины поможет расшифровать само название «Неаполь под пеленой»: мол, пелена может многое скрывать, но, как ни парадоксально, порой она и обнажает нечто сокрытое. И на совсем уж настойчивые вопросы отвечал, что главная загадка этого фильма — загадка Неаполя, а он просто объяснялся в любви к этому прекрасному и непостижимому городу.
Надо заметить, режиссёр изначально скрывал свои намерения, маскируя завязку действия сначала под детектив, потом под жёсткое порно, — на самом деле оказалось ни то ни другое, а психологическая драма на экзистенциальной подкладке: помни о смерти и существуй по мере своих возможностей.
Адриана, женщина средних лет и среднего социального уровня, балансирует между бедным отцом и богатой тёткой. Эта тётка, которая словно пришла прямиком из фильмов Феллини, совершенно узнаваема — постаревшая прожигательница жизни. Для Адрианы, скромной, в сущности, труженицы, врача-патологоанатома, она служит недосягаемым образцом.
Конечно, время откорректировало этот образ: старость всегда немного смешна молодым и вызывает у них жалость. Но по сути Адриана явно находится под влиянием тётки. Заметим, всё это в подтексте — основная сюжетная линия совсем другая. Но ведь Адриана, научившаяся жить своим трудом, точно так же, как богатые бездельницы, живёт одним днём, ищет острых ощущений, называет похоть любовью. Потеряв мимолётного любовника, изувеченного убийцей так, что она узнаёт его в морге только по татуировке, столкнувшись с этой бессмысленной жуткой смертью, Адриана приходит в исступление и отказывается воспринимать происшедшее. На каждом шагу улица ловит её на сходствах — может быть, ей кажется, что мимо неё прошла большая настоящая любовь. И она агрессивно ищет уже несуществующего человека.
Сюжет этот лихо закручен, но раскручивается он вяло — понятно, даже встретив настоящую любовь, Адриана не может ответить на неё всей душой: она слишком опустошена.
И что в итоге? Те же беды, как и полвека назад: какая-то жизнь взаймы, от случая к случаю, безо всякого стержня и смысла. Как не было у человека точки опоры, так и нет. Режиссёр, правда, отсылает героиню к церкви, но совершенно ясно, что никакого религиозного чувства у неё нет: что в церковь сходить, что в секту, что к ясновидящей — всё едино.
Даже в церкви её преследует оккультистка с неким амулетом, этаким магическим кристаллом.
Судя по фильму, именно сектантство и оккультизм — важнейшие составляющие современной итальянской жизни. Мы и знакомимся с героиней именно на сектантском «бдении», где мужчина имитирует перед собравшимися родовые схватки, крича при этом благим матом, как настоящая роженица, и в результате из-под его «пелен» сектантка вытаскивает «новорождённого» — разумеется, куклу. До такого полвека назад ещё не додумывались.
Поразительно, в те далёкие годы спиритизмом, оккультизмом, колдовством и прочими забавами такого рода тешилась от безделья сытая богатая публика. Простым труженикам некогда было заниматься такой ерундой: они работали с утра до ночи, чтобы прокормиться.
Буржуазия не просто отстегнула им немного от своих доходов — она «позаботилась» и об их досуге. Выбиваясь из нужды в средний класс, человек приобретал не только специальность, но и наклонности, характеризующие тех, кто стоял выше на социальной лестнице. Суеверия, сектантство, разврат становились нормой жизни. Религия отступала перед постулатом: «жизнь одна — живи сегодня». Эту развращённость буквально культивировали и продолжают культивировать кино и телевидение — самые массовые из искусств.
Такого рода «культивация» есть и под пеленами фильма Озпетека. Конечно, многие увидят в нём драму женского одиночества. Но от картин всевозможных разнузданных «бдений» тоже не отмахнуться. Над авторской иронией заметно возобладал мистический триптих: всё это очень серьёзно для режиссёра, он и сам говорил об этом на пресс-конференции.
Существует традиция представлять на открытии фестиваля фильм, наиболее ярко показывающий его тенденции. В этом смысле выбор «Неаполя под пеленой» знаковый. Мы не раз отмечали, что Московский международный кинофестиваль давно пересмотрел свою концепцию, отказался от гуманистической направленности, стал зеркалом интересов сытого меньшинства, равнодушного к актуальным жизненным проблемам, к реалиям социальной и общественной жизни. Пощекотать нервы — отнюдь не самая сложная и ответственная задача. С ней нынешний фестиваль несомненно справится.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.