По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».
О том, как начинался этот ансамбль русского народного танца, ставший вскоре прославленным на весь мир, не раз мне рассказывал с неизменным волнением один из его ветеранов — Виктор Иванович Радькин.
Послевоенная Москва. Весна 1948 года. Вечером 15 мая, как обычно этой тёплой порой, в переполненном Зелёном театре сада «Эрмитаж» — концерт. И выходят на сцену шестнадцать девушек-красавиц в нарядных сарафанах, каждая — с ажурной веточкой молодой берёзки в руке. Да нет, они не идут, а словно плывут под мелодию всем знакомой песни «Во поле берёзонька стояла», и зрители уже зачарованы поэтической картиной Родины, которая открывается им как необыкновенное чудо…
По зову таланта и любви
Именно хореографическое чудо сотворено было тогда, 70 лет назад, Надеждой Сергеевной Надеждиной, чьё 110-летие со дня рождения исполняется 3 июня нынешнего года.
Легко вычислить, что в день памятного майского концерта, считающегося днём рождения легендарной «Берёзки», её основательница приближалась к своему сорокалетию. Значит, немало уже прожито и пережито, прежде чем состоялось, а вернее началось, то, что будет единственно главным для неё, смыслом всех дальнейших трудов и поисков, да что там — самого существования на земле.
Более трёх десятков оставшихся ей лет, до ухода в 1979-м, она безраздельно посвятит родной «Берёзке», поднимая её волшебное искусство всё выше и выше. Однако в случае с Надеждиной особенно хочется понять, как человек шёл и пришёл к этому своей сорокалетней дорогой. И тут для меня, когда оглядываю вехи её жизни, твёрдо определяется основное: призвание.
Да, конечно, это его зову она следовала. Дочь талантливой писательницы и драматурга Александры Бруштейн (с детства я зачитывался её книгами), а также заслуженного деятеля науки РСФСР Сергея Бруштейна, профессора медицины и одного из основоположников советской физиотерапии, она в трудном 1918-м, вопреки желаниям родителей, идёт в Петроградскую балетную школу.
Становится ученицей знаменитой Агриппины Вагановой, и успехи её несомненны. Это подтверждено после окончания училища в 1925 году приглашением на работу в Большой театр, причём она оказывается самой молодой артисткой, принятой в труппу главного театра страны.
Здесь тоже был успех. Но влекло её стремление ставить танцы самой, а в глубине души всё время жила и мечта о том, какие это будут танцы. Позднее она рассказывала, насколько сильное впечатление произвели на неё сельские народные гулянья, которые в детстве видела, проводя лето с родителями на живописном берегу Камы. Пляски, песни, хороводы — всё это в красках и звуках, в завораживающих движениях воспринималось ею как дивная русская сказка.
Тогда она пробовала воспроизвести такую красоту для школьных подружек. Теперь же принимает серьёзное решение: в 1934-м расстаётся с Большим театром, чтобы испытать себя как хореографа-постановщика на эстраде.
Напомню: в 1937-м, тоже покинув Большой, создаёт свой прославленный танцевальный ансамбль Игорь Моисеев. Его коллектив и «Берёзка» со временем станут первейшими в стране. Но у каждого — своё лицо.
Заслуженными наградами её не обошли
Никто из нас от судьбы своей страны неотделим. Во время Великой Отечественной Надежда Сергеевна служит балетмейстером ансамбля Сибирского военного округа и Карельского фронта. Ставит танцы во фронтовых бригадах, ездит с ними в части Действующей армии. Уже после узнает, что её дедушка, отец матери, погиб в Вильнюсском гетто…
По-своему судьбоносным для неё, работавшей теперь в Мосэстраде, стало приглашение в Русский народный хор города Калинина (ныне Тверь) — на должность руководителя постановки танцев. Это можно назвать настоящей удачей! Хотя… как посмотреть.
По области Калининской катком прошёл фашист. А деревни-то и по всей стране в тяжелейшем упадке. Представляю, чего стоило в 1948 году тверякам-калининцам достойно снарядить своих девчат на первый послевоенный фестиваль сельских талантов в Москву. Им надлежало выступить не где-нибудь, а на сцене Большого театра, где посчастливилось танцевать юной Надежде. Вот куда привезла Надежда Сергеевна своих воспитанниц — молодых колхозниц с Волги, подготовив восхитительный танец на основе тщательно изучавшегося ею русского фольклора.
Действительно, был взрыв восхищения всего многоярусного зала, когда прои-зошло сказочно прекрасное явление «Берёзки». Так что в «Эрмитаже» Надеждина выполняла уже просьбу руководства Мосэстрады, повторив созданный танец теперь с профессиональными, а не самодеятельными артистами.
Повторился и бурный зрительский восторг. Скоро название танца станет именем ансамбля, а потом…
Здесь я задержусь. Надо сказать не только о достигнутом успехе, но и об оценке его. Об оценке таланта, о создании для него нужных условий. Всё это происходит не просто скоро, а очень скоро. Особенно если опять-таки учесть, какое трудное послевоенное время переживала Советская страна.
Проявившему себя мастеру вверяют становление совершенно нового художественного коллектива. И уже через два года после дебюта, в 1950-м, художественному руководителю хореографического ансамбля русского народного танца «Берёзка» Надежде Сергеевне Надеждиной присуждается Сталинская премия.
Далее она станет и народной артисткой СССР, и Героем Социалистического Труда. То есть все самые почётные государственные звания и награды увенчают её высокий талант и беззаветный труд.
Однако в сериале под названием «Берёзка», показанном недавно по телеканалу «Россия 1» (я писал о нём в «Правде» за 24—25 апреля), про это ничего не говорится. Случайно ли? Нет, конечно.
«Сериальщики» действуют как жулики и антисоветчики
Уже признано, в том числе и нынешним художественным руководителем знаменитого ансамбля — народной артисткой СССР Мирой Михайловной Кольцовой, достойно продолжающей дело Надеждиной, что по содержанию сериал не имеет никакого отношения к подлинной «Берёзке», а факты биографии телегероини — к реальным фактам жизни основательницы уникального коллектива. Хорошо, что хоть фамилию сменили на Светлову.
Но остаётся вопрос: а зачем вообще надо было «Берёзку» сюда вмешивать, да ещё объявлять, что это «подарок» к её 70-летию? Значит, магия имени вроде бы полузабытого ансамбля, что я слышу иногда, таинственным образом продолжает действовать. И не только его.
Критик «Литературной газеты», откликаясь на новый сериал, написала: «Давно подмечено, что с гарантией привлечь зрителя и собрать рейтинг можно на советских брендах: значимых событиях, знаковых людях, коллективах». Для примера, наряду с вождями и полководцами она называет «отработанные» в сериалах лица и коллективы, причастные к искусству и культуре: Фурцеву, Орлову и Александрова, Симонова и Серову, Утёсова, Зыкину, Московский дом моды, Большой театр…
Вот и добрались теперь до «Берёзки», соорудив очередной, по выражению критика «Литгазеты», спекулятивный сериал. Но, кроме очевидной спекулятивности, требуется отметить ещё одно для этих «произведений» общее: антисоветскую заданность.
В каждом или почти каждом сериале и фильме, посвящённом советскому времени, изображается оно таким, чтобы жить в нём никому и ни в коем разе не захотелось. Одним из рекордных в этом смысле стал недавний сериал «Таинственная страсть» — о популярных поэтах-«шестидесятниках». Благополучнейшие в жизни, на экране они до того затравлены, что хоть плачь.
А Светлова в «Берёзке»? Мало того, что для пущей мелодраматичности ей сочинили никогда не существовавшего у Надеждиной сына, рождённого якобы от американца и оставшегося в конце концов после гастролей в США. Плюс ко всему — буквально ни с того, ни с сего — на неё взъедается высокопоставленный чиновник из Министерства культуры, а потом в тандем с ним вступает ещё более высокопоставленный деятель из ЦК. Мотивы преследований нелепые и непонятные, но ведь выживают талантливую руководительницу из родного ансамбля! Итог — смерть в безвестности, сиротливая могила в затерянной сельской глуши…
О великой славе в Советском Союзе реальной Надеждиной, которую, конечно, из созданного ею ансамбля никто и никогда не выживал, сказано выше. Остаётся добавить: похоронили Надежду Сергеевну в 1979 году со всеми государственными почестями на Новодевичьем кладбище, что, согласитесь, тоже о чём-то говорит.
А как сложилось у её «Берёзки» годы спустя? Воспитанницы и воспитанники Надеждиной работали, вкладывая по-прежнему в любимое дело все силы и душу, но…
Что пришлось коллективу испытать
Иногда о тяжких жизненных ситуациях, которые могли бы стать слишком большим горем для ушедшего ранее человека, доводится слышать: «Хорошо, что не дожил». Я не говорю этого о Надежде Сергеевне, права не имею. Однако нет сомнений, происшедшее через одиннадцать лет после её смерти, в 1990-м, она переживала бы крайне тяжело.
Дело в том, что вместе с концом Советской власти (специально это отмечаю) «Берёзку» выгнали из репетиционного помещения, где они проработали много лет. Да, выгнали на улицу — в никуда!
И это постигло далеко не их одних. Многие творческие коллективы оказались в аналогичном положении. В результате некоторые просто погибли. Так, долгие годы отстаивал я на страницах «Правды» замечательный русский оркестр «Боян», возглавляемый народным артистом СССР Анатолием Полетаевым. Тщетно. Добили его.
Добивали и добивают не только лишением нормальных условий для творческой работы, но и глухим замалчиванием. Это в первую очередь относится к тем коллективам, которые несут русское народное искусство. Много ли вы слышали с телеэкрана за последние три десятка лет, когда всё заполонила оголтелая и бездарная попса, знаменитейший хор имени Пятницкого? Даже 100-летие его в 2011-м прошло незамеченным. А Северный русский народный хор, а Воронежский, а Рязанский?..
Да и ту же «Берёзку» часто ли нам показывают? Кратко скажу про её судьбу. Восемнадцать (!) лет они оставались без постоянного помещения, скитаясь для репетиций от одной случайной площадки к другой. Мне рассказывали, как нелегко приходилось: неприспособленность, холод, всяческие неудобства…
Повезло в 2006-м. Во время саммита ШОС в Пекине увидел их на концерте Путин. Тогда все зрители, среди которых были руководители и делегации ряда государств, как обычно бывает при выступлении «Берёзки», пришли в неописуемый восторг. Российский президент — тоже. Ну и спросил потом, наверное, как им живётся.
Надо же было для этого лететь так далеко!
Согласно высочайшему распоряжению, «Берёзка» была взята в ведение управления делами президента. И через два года, в 2008-м, коллективу предоставили особняк в Леонтьевском переулке. Кстати, многие съёмки пресловутого сериала проходили именно здесь.
Есть основания для тревог
Что же — хеппи-энд? Счастливый лотерейный билет? Можно считать и так. По крайней мере в бытовом отношении на ближайшие годы они, видимо, обеспечены. Но вот что касается творчества, есть основания для больших тревог.
Не в изолированном пространстве коллектив существует. Ветры разных влияний, зачастую неблаготворных, бьются со всех сторон. Устоят ли? Согласие на сериал, какой мы увидели, да ещё их участие в его создании — симптомы плохие. А ведь соблазны, денежные и снижения требовательности к себе, будут продолжаться и даже нарастать.
До сих пор, насколько я понимаю, очень многое держалось на Мире Кольцовой, лучшей ученице и преемнице Надеждиной, но она готовится отметить в конце года свой личный большой юбилей. Проблема её преемницы (или преемника) исключительно серьёзна, и она, увы, тоже нарастает. Понятно, это по-разному может отразиться на творческой направленности и самочувствии коллектива.
Совершенно ясно: искусство и шире — культура в нашей стране пребывают сегодня с основательно сбитыми ориентирами и кардинально подорванным вкусом. Вытеснение советского и русского народного искусства на обочину общественного внимания, а нередко и прямое уничтожение их грозят дальнейшей деградацией отечественной культуры и массового художественного вкуса. Даже более того — утратой искреннего и глубинного чувства Родины.
Преступно воображать, будто бесконечные телевизионные разборки на тему «кто с кем, как и когда» — с привлечением людей искусства и культуры, используемых просто как «медиа-лица», несут зрителям хоть нечто похожее на подлинное искусство и настоящую культуру. Да ничего же подобного! Наоборот, расчеловечивают людей, не поднимают их, а тащат вниз.
И к этому тянет всё больше и больше. Вот показали сериал якобы про «Берёзку», но в котором нет главного — её красоты, а зато с лихвой — интриг и всяческих интрижек. Так едва это закончилось, на том же телеканале «Россия 1» устраивают «Прямой эфир» Андрея Малахова под завлекательным названием «Берёзка»: всё, что осталось за кадром».
А ищут «за кадром», натужно ищут (правда, не очень успешно) что-нибудь в духе сериала. Хотя художественный руководитель «Берёзки» про него сразу сказала: с нами тут — ничего общего!
И вот после всего этого, представьте себе, в газете «Культура» появляется абсолютно противоположный отзыв директора Государственного российского дома народного творчества имени В.Д. Поленова Тамары Пуртовой, носящий характер назидания на будущее. Сделав в адрес телесериала несколько мелких замечаний, руководитель нынешнего «народного творчества» пишет следующее:
«Однако в целом и сама идея, и её танцевальный разворот(?) — замечательны. Успех последних космических и «спортивных» фильмов свидетельствует об интересе зрительской аудитории к выдающимся достижениям нашей страны. «Берёзка» — уникальный ансамбль, представлявший СССР, а теперь — Россию. Истории других творческих коллективов могут быть не менее интересными и поучительными с эстетической и нравственной точек зрения. Так что путь кинематографической летописи, отражающей триумфы и успехи отечественного искусства, выбран правильно».
Только вот КАК отражающей? Неужели именно ЭТОТ путь будет продолжен? О, ужас!
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.