Прежде и теперь

Прежде и теперь

Наверное, многие из ветеранов помнят, что словами, вынесенными в заголовок, обычно назывался раздел рассказов в «Родной речи» для младших школьников, в которых сравнивалась жизнь до революции 1917 года с жизнью советских людей. В наше время сравнивать приходится в обратном порядке: прежде — это социализм, а теперь — тот же строй, что и до революции.

И ВОТ что при этом сравнении интересно. Ровно 85 лет назад, в начале 1933 года, подводя итоги первой пятилетки, руководитель нашей страны И.В. Сталин высказался так: «У нас не было тракторной промышленности. У нас она есть теперь. У нас не было автомобильной промышленности. У нас она есть теперь. У нас не было станкостроения. У нас оно есть теперь. У нас не было серьёзной и современной химической промышленности. У нас она есть теперь. У нас не было действительной и серьёзной промышленности по производству современных сельскохозяйственных машин. У нас она есть теперь. У нас не было авиационной промышленности. У нас она есть теперь».

Возьмём наше родное сельское хозяйство. Интересно, что здесь во сколько раз объём производства вырос прежде за годы Советской власти, во столько же раз он уменьшился теперь. В Рязанской области за 25 лет капиталистического строя в два раза сократилась площадь обрабатываемых земель. Там, где росли пшеница и картошка, сегодня грибы и ягоды. Почти в 10 раз уменьшился сбор картофеля, в два раза стало меньше зерна, в три раза — молока, в четыре раза — мяса. А в нашем Касимовском районе из бывших тогда 25 колхозов и совхозов осталось практически 5—6 хозяйств, причём три четверти всей продукции дают два колхоза, которые, словно по иронии судьбы, называются имени Ленина и «Заветы Ильича». Площадь пашни здесь сократилась с 65 тысяч до 20 тысяч гектаров, количество тракторов, комбайнов и автомашин уменьшилось в 10 раз. Поголовье коров, овец, свиней — на уровне ХIХ, ХVIII и даже ХVII веков. Но самое страшное не в количестве скота — его нарастить проблема не велика, а в численности работников на селе: прежде было восемь тысяч, теперь стало меньше тысячи. Года два назад посмотрел списки избирателей: в 1991 году в моей родной деревне Кочемары голосовали 600 человек, в 2000 году — 300, в 2011-м — 150. Отсюда определил, что скоро будет 75, а потом и 37 с половиной. И точно: на выборах президента здесь было только сто человек.

Для тружеников колхозов и совхозов было тогда важно, чтобы не только развивались их хозяйства, но и укреплялся районный центр, чтобы росли в районе рабочие посёлки. Ведь коллективы их предприятий тоже вносили весомый вклад в сельское хозяйство: в страдную пору направляли на село людей и технику, строили здесь жильё и производственные объекты; колхозные инженеры и механики могли всегда обратиться к заводчанам за помощью в наладке и ремонте техники. Потому и чувствовали себя уверенно жители касимовского села, что у них был, если так можно выразиться, крепкий тыл. Ведь в городе Касимове и районе к концу 1980-х годов работали 33 промышленных предприятия, 12 строительных организаций, 6 предприятий транспорта и связи. В их числе крупнейшая в Европе сетевязальная фабрика, овчинно-меховая и швейная фабрики, заводы: судоремонтный, приборный, механический, холодильных установок, зооветоборудования, завод сельхозоборудования в Гусь-Железном, машиностроительный завод в селе Клетине. Работали Касимовский и Елатомский комбинаты бытового обслуживания населения с сетью комплексных приёмных пунктов на всех центральных усадьбах колхозов и совхозов. Только в Касимове на промышленных предприятиях было занято 12 тысяч человек, а это в четыре раза больше, чем в 1913 году. На литейно-механическом заводе в Сынтуле в те годы работали более тысячи человек; чугунолитейный завод в Лашме насчитывал около 500 работников. Население Касимова по сравнению с дореволюционным периодом выросло с 17 тысяч до 40 с лишним тысяч человек. По переписи 1989 года, в Елатьме проживали 4,5 тысячи человек, в Гусь-Железном — почти 3 ты-сячи, в Сынтуле и в Лашме — более чем по 2 тысячи человек. В крупные пункты с населением по тысяче человек превратились сёла Подлипки и Клетино. Это — прежде, а теперь тут население стремительно сокращается.

Большой объём работ выполняли Касимовский и Бельковский лесокомбинаты, где трудились в те годы на выращивании леса и переработке древесины несколько сот человек. Касимовский картофель перерабатывали крахмальный и саговый заводы. Тысячи тонн саговой крупы и крахмала ежегодно поставляли эти предприятия в продовольственный фонд страны. В советские годы в районе действовало более десятка пунктов по приёму и первичной обработке молока. Кроме Касимова и Елатьмы, настоящее, 80-процентной жирности сливочное масло делали ещё в десятке сёл. Ныне молоко везут в Подмосковье на немецкие и французские заводы, а масло оттуда мы покупаем с примесями из какой-то пальмы.

Жилые дома, животноводческие фермы, ремонтные мастерские машинно-тракторных парков, школы и детсады по всему району, в ближних и дальних сёлах — дело рук и ума строительных организаций. Свои собственные, касимовские дорожники асфальтировали просёлки до 50 км в год. Елатомская и Гусевская механизированные колонны занимались осушением болот, заготовкой торфа, созданием прудов и орошаемых пастбищ. За год эти предприятия вводили в оборот более тысячи гектаров осушенных и 350 гектаров орошаемых земель, заготавливали по 150—170 тысяч тонн торфа. Теперь объём строительных работ уменьшился в десять раз, ни осушения, ни орошения не проводится вовсе.

Два крупных предприятия — «Сельхозтехника» и «Сельхозхимия» — выросли в советское время в селе Подлипки. В конце 1980-х годов специализированные группы механизаторов «Сельхозхимии» (их называли отрядами плодородия) вывозили на поля по 300 тысяч тонн органических удобрений, по 20 тысяч гектаров обогащали известью и фосфором. Здесь трудились почти 200 трактористов и шофёров. Крупный коллектив из двух сотен ремонтников и специалистов по механизации трудоёмких процессов в животноводстве сложился в подлипкинской «Сельхозтехнике». Теперь на территории этих предприятий лишь две или три лесопилки с несколькими десятками рабочих. И никакой «химии» — ведь почти весь объём получаемых в стране удобрений отправляется ныне за границу.

Можно и дальше продолжать этот перечень вплоть до Елатомского пищекомбината и рыбоводческих прудов в Залеснове, но чем дальше мы будем это делать, тем горше будет становиться на душе от того, что называешь какое-то предприятие, а его уже нет. Хорошо, если в оставшейся касимовской промышленности ныне занято около тысячи человек, а это как раз столько, сколько было во времена Екатерины II. Население города, которое в советское время жило за счёт собственного производства, уже сократилось на 10 тысяч человек и перебивается теперь только за счёт того, что российские олигархи, продавая за границу нефть и газ, небольшую долю выделяют на закупки там продуктов, одежды и ширпотреба, доставляя их в магазины, на 90% принадлежащие тем же иностранцам. То есть туда, за рубеж, — наши нефть и газ и туда же — наши деньги за купленные товары. Точно так, как было в Африке или Индии в период колоний. А всё талдычат о «застое» 1960—1980-х годов.

Если уж и говорить о застое и разрухе, так это сейчас, в наше время.

Понемногу, постепенно истинная, а не телевизионная картина положения дел становится всё более понятной касимовцам. Об этом свидетельствует поддержка ими кандидата от КПРФ и народно-патриотических сил П.Н. Грудинина, которая оказалась выше, чем в целом по стране и по области. Сдвиг по сравнению с предыдущими избирательными кампаниями весьма ощутимый. Отсюда и вытекают задачи касимовских коммунистов на предстоящий период.

Анатолий НИКИТИН. Касимовский район, Рязанская область.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *