Лариса Ягункова. Открыть тургеневскую Москву

Лариса Ягункова. Открыть тургеневскую Москву

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».

В Государственном историческом музее открылась выставка «Тургенев. Время московское» — одна из крупнейших столичных акций, приуроченных к 200-летнему юбилею великого русского писателя. До этого москвичам предлагалась только хорошо знакомая общественности мемориальная экспозиция из Музея-усадьбы И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове, которая разместилась в Государственном музее А.С. Пушкина.

НОВАЯ тургеневская выставка, объявленная первым по значимости юбилейным проектом, проходит под эгидой министерства культуры РФ при участии нескольких благотворительных фондов. Её экспонаты предоставлены рядом художественных музеев, но основой стали коллекции Государственного исторического музея. Концепцию выставки организаторы и кураторы сформулировали так: показать значимость Москвы и москвичей в жизни и творчестве И.С. Тургенева.

Формулировка несколько обобщённая, чтобы не сказать расплывчатая. Москва прошла через всю жизнь Тургенева, начиная с детства, и оборачивалась к нему разными сторонами в зависимости от его положения. Круг его знакомств, родственных и дружеских связей был чрезвычайно широк и во многом определял путь формирования личности писателя, его созидательную работу над собой и своими произведениями. Увлёкшись реконструкцией облика российской эпохи середины ХIХ века, организаторы словно бы забыли, что воссоздают отнюдь не мемориальный дом-музей, где уместны любые артефакты, а юбилейную выставку, посвящённую личности и творчеству великого писателя.

Отсюда и недоумение, которое вызывают некоторые экспонаты — все эти многочисленные портреты неизвестных, женские платья той эпохи, вплоть до туалетов Майи Плисецкой работы Кардена для балета «Вешние воды», — с этим организаторы явно переборщили. Уместной кажется попытка воссоздать в некоторых залах интерьеры московского дворянского дома, особенно если при этом используются подлинные вещи из коллекций пока ещё закрытого на реставрацию Дома-музея И.С. Тургенева на Остоженке и Спасского-Лутовинова, но почему-то меблировка ограничивается диванами и креслами; даже стол писателя пуст, без единого листочка рукописи.

Где же книжные шкафы, где библиотека, которая всегда сопровождала писателя на его жизненном пути? Конечно, на стендах широко представлены книги самого Тургенева, начиная с первых изданий. Заключительная часть выставки посвящена Тургеневской библиотеке, открывшейся в Москве уже после смерти писателя. Здесь в центре экспозиции салонный портрет юной красавицы, написанный задолго до того, как она, миллионерша Морозова, ассигновала деньги на создание Тургеневской библиотеки. А посреди зала опять-таки выставлены какие-то женские и детские наряды — по мнению устроителей, так одевались посетители: не библиотека, а тот же салон для высшего круга дворянства и купечества. Определённо, творческая жизнь Тургенева и духовные запросы его читателей остались за пределами внимания организаторов выставки, по сути посвящённой быту московского дворянства.

Но дворянская жизнь сама по себе никогда не была средоточием творческих интересов Тургенева. Очень показателен в этом отношении роман «Дворянское гнездо» — в нём, как и в любом своём масштабном произведении, писатель показывает русскую жизнь во всём её многообразии. Москва много дала Тургеневу для изображения типов и характеров, но отнюдь не в московских салонах и гостиных искал и находил он своих героев.

А ВЕДЬ БЫЛО на кого опереться, готовя такую важную экспозицию. Тема «Тургенев и Москва» далеко не новая и давно освоена учёными. Очень досадно, что организаторы выставки вовсе не упомянули роль филолога Николая Михайловича Чернова в разработке темы «Тургенев в Москве».

Хочется воспользоваться поводом и воздать должное советскому исследователю. Этого человека хорошо знают и помнят на Орловщине. Уроженец одной из орловских деревень, патриот России, он посвятил много времени и сил изучению жизни и деятельности своих выдающихся земляков-писателей, и в первую очередь — Ивана Сергеевича Тургенева. Биография самого Чернова впечатляет: ученик ФЗУ, слесарь, мастер, окончивший Орловский педагогический институт, он обратил на себя внимание неуёмной лекционной деятельностью, громадным просветительским талантом и был рекомендован обкомом партии в Академию общественных наук, а по окончании учёбы направлен на работу в отдел культуры ЦК КПСС, где много лет возглавлял консультативную группу. Именно ему принадлежит идея восстановления тургеневского имения Спасское-Лутовиново и создания там мемориального музея: в 1972 году работа началась почти с нуля, и за несколько лет объект вырос в музей мирового значения.

Огромную роль в этом сыграли авторитет и организаторский талант Чернова. Особый интерес вызывали у этого исследователя московские корни Тургенева, его частые посещения древней столицы, родственные и дружеские связи, произраставшие на московской почве. Именно эти наработки и открытия Чернова послужили созданию выставки «Тургенев. Время московское».

Понятно, что важнейшим к тому посылом стали богатство коллекции Исторического музея, готовность поделиться с посетителями этим драгоценным кладом. Тем более что повод к тому был весьма достойный — дата, внесённая в календарь ЮНЕСКО. Москву тургеневских времён можно было представить, опираясь только на запасники Исторического музея. Но задача-то была куда сложнее: поставить в центр выставки самого Тургенева во всей его сложности и самобытности.

Тургенев посещал Москву 65 раз, останавливался у своей матери, арендовавшей десять лет сохранившийся и поныне дом на Остоженке, затем — у своего друга Маслова. Кажется, ни разу не миновал он Москву, направляясь из Санкт-Петербурга в Спасское-Лутовиново. Что же влекло его сюда из года в год? Воспоминания об отроческих годах, проведённых в пансионе, родственные связи и привязанности, материнская воля? Нет, не это определило характер тургеневского отношения к Москве. Именно здесь сошёлся он с людьми, угадавшими его литературный талант и поддержавшими его на первых порах, именно здесь написан первый рассказ из «Записок охотника», именно сюда зачастую устремлялись его писательская мысль и фантазия. «Время московское» — это время творческое, плодотворное, целеустремлённое.

ТЕМ, КТО ЗНАКОМ с жизнью и творчеством Тургенева, не трудно сориентироваться на выставке и проложить свой маршрут. Они понимают, что главные лица тут — Белинский и Гоголь. Именно Белинский первым отметил литературный талант «плохого поэта и хорошего охотника»: прочитав рассказ «Хорь и Калиныч», он пришёл в восторг и потребовал продолжения охотничьих записок. Так родилась первая книга молодого Тургенева, сразу обратившая на себя внимание в литературных кругах. Труден был путь к этому успеху для начинающего писателя. Он не сомневался в своём призвании, но был в творчестве максималистом, и это отравляло ему радость первых литературных успехов. Недосягаемым идеалом для него оставался Гоголь. Преданность Гоголю, стремление защитить его от наветов, по сути, преломило жизнь Тургенева: статья, вызванная смертью Гоголя, навлекла на молодого писателя «высочайший гнев» и ссылку в родовое имение. Перед ссылкой, сидя под арестом «на съезжей», Тургенев написал свой знаменитый рассказ «Муму» — это был его вызов крепостнической России в защиту униженного, обездоленного народа.

Обо всём этом не услышишь от экскурсоводов — тут требуется собственная активность. Переходя от портрета к портрету, выстраиваешь линию жизни великого писателя — от юности до старости. И тут чувствуешь благодарность музейщикам, которые представили в лицах всё тургеневское окружение.

Вот братья Аксаковы — с одним из них Тургенев крепко дружил; а вот — Герцен и Бакунин, их круг оказал большое влияние на будущего писателя; бакунинское имение Премухино стало для него «летней школой» гражданского протеста против крепостничества. В ту пору Тургенев не делил своих друзей на «славянофилов» и «западников» с такой определённостью, с которой поделили их потом литературоведы. Все они в ту далёкую пору были молоды и хотели блага своей стране, которая задыхалась в тисках самодержавия.

МОЛОДОСТЬ, конечно, скрашена поэзией и романтикой. Выставка отображает излюбленные места прогулок и свиданий москвичей. Нескучный сад, Царицыно вдохновляли автора «Первой любви» и «Дворянского гнезда». В распоряжении организаторов выставки оказался большой иконографический материал — большей частью он представлен на мониторе.

Выставка не велика по отведённой ей площади; тем досаднее, что организаторы неэкономно распорядились её пространством. Зачем, к примеру, здесь стенд, посвящённый усадьбе Абрамцево? Только для того, чтобы показать васнецовскую копию с картины Серова «Девочка с персиками»? Да, стоило извлечь это полотно из запасников, но не по такому случаю, как тургеневская выставка. Точно так же заставляет остановиться и на минуту забыть о Тургеневе верещагинская «Богоматерь с младенцем». Сейчас на Крымском валу проходит большая выставка Верещагина — там место этой работе.

Большое место занимает галерея литографий с портретов знаменитых деятелей Российской империи, условно названная «Лики России». Здесь и просветители, и полководцы, и учёные, и художники — от княгини Дашковой до актёра Щепкина. Понятна мысль устроителей: не на пустое место пришёл всемирно известный Тургенев; было кому поддержать русскую славу и до него. А всё-таки лучше было бы выбрать из этих лиц тех, кто непосредственно связан с писателем.

Вот, например, Щепкин — он почувствовал в Тургеневе талант драматурга и поддержал его первые опыты. С лёгкой руки Щепкина состоялся дебют молодого драматурга на сцене Малого театра. Разве это не важно для «Времени московского»? К сожалению, о дружбе с Щепкиным, о совместной с ним работе нет полного представления. А ведь Театральный музей имени А. Бахрушина мог бы представить для выставки обширный материал.

НАДО БЫТЬ очень внимательным посетителем, чтобы проследить на выставке всю линию развития личности и таланта Тургенева — вплоть до завоевания им славы в своём Отечестве. Слишком много отвлекающих моментов, особенно для неискушённых в данной теме посетителей. Можно сфотографироваться возле очаровательного мопса — чудом сохранившейся парковой скульптуры из Царицына и преспокойно пройти мимо важнейших документов, свидетельствующих о первом публичном выступлении Тургенева в Московском университете или об эффекте, произведённом его знаменитой речью, посвящённой открытию памятника Пушкину. К сожалению, не поспел к открытию выставки аудиогид, столь же необходимый нашим соотечественникам, как и гостям-иностранцам. Выполняет ли выставка свою просветительскую задачу? Несомненно, но только для тех, кто давно любит Тургенева и хочет узнать его ближе, пробиться к личности этого удивительного человека через толщу времени.

Три тургеневских портрета венчают выставку: во времена славы его писали В. Перов, И. Репин и К. Маковский. Перед нами патриарх на покое. Портрет Маковского мягче и романтичнее, привлекают внимание освещённые руки. Но и этот образ не отражает страстный жизненный посыл человека, который говорил, что до конца своих дней хотел бы светить во тьме, как лампа в открытом окне светит в ночи.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *