Юрий Мелитонян. В поисках русской музыки

Юрий Мелитонян. В поисках русской музыки

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».

Музей забытой музыки. Оказывается, есть в России и такой. Его постоянная экспозиция находится в Воронеже, во Дворце культуры машиностроителей. Здесь хранятся музыкальные инструменты разных народов мира, причём некоторые из этих инструментов считаются исчезнувшими и не используются.

ЭТУ УНИКАЛЬНУЮ КОЛЛЕКЦИЮ создатель музея Сергей Плотников собирал в разных концах страны. Многое приходилось реставрировать, тщательно доводить до ума. Часть экспонатов воссоздавалась по книгам, старинным чертежам и рисункам, даже по художественным произведениям. Здесь бандуры и волынки, гусли и русские гудки, карманные скрипки и лиры, в том числе колёсные, чонгури, кугиклы и другие диковинки.

Плотников умеет играть на всех этих инструментах. Он же и главный экскурсовод музея. Регулярно проводит лекции-концерты. В конце любой желающий может не только подержать в руках забытые музыкальные раритеты, но и попробовать поиграть на них.

— Вы думаете, что волынка бывает только шотландской? — огорошил Сергей журналистов телеканала «Красная Линия», едва они переступили порог музея. — Ничего подобного! Волынка — это самый настоящий русский народный музыкальный инструмент.

С такого разрушения стереотипов и началась наша экскурсия по Музею забытой музыки. Дальше — больше. Принято считать, что игра на музыкальных инструментах требует особенных природных способностей, долгого обучения и тренировок. Для тех виртуозов, которые выступают на ведущих сценах России и мира, это, конечно же, именно так. Но если вы хотите поиграть для себя, дома, для семьи и друзей, то научиться может практически каждый. Народные музыкальные инструменты потому и стали именно народными, что играть на них мог любой, кому это было по душе. В истории народов нашей большой страны тяга к музыке прослеживалась всегда, так почему же не возрождать эту прекрасную традицию сегодня? Сергей Плотников как раз этим и занимается.

Создатель музея показывает несколько струнных инструментов. Их объединяет то, что всё это — гусли. Только одни шлемовидные, которые знает почти каждый, другие крыловидные, их особенно почитали на Руси, а третьи — лировидные. О них мало кто знает, потому что это самый древний вид гуслей, появившихся в нашей стране.

Музей забытой музыки считается одной из достопримечательностей Воронежа. Сюда специально привозят туристов из других городов.

— Когда начинаешь разговаривать с людьми о русских народных музыкальных инструментах, чаще всего вспоминают о балалайке, бубне, трещотке, о гармошке, конечно же. Вот, пожалуй и всё, — рассказывает Сергей. — Но когда гости видят десятки новых для себя народных инструментов, то получают эмоциональный шок. В хорошем смысле этого слова.

У Плотникова есть единомышленники и в других уголках России. Пока, говорит он, таких мест немного — буквально раз-два и обчёлся. Но они потихоньку делают своё дело. Всё больше соотечественников приятно удивляются звучанию традиционных инструментов, народной песни, богатству родной культуры.

Галина Яковлевна Сысоева заведует кафедрой этномузыкологии в Воронежской государственной академии искусств. Она утверждает, что не только среди современной российской молодёжи очень много тех, кто активно поддерживает народную музыкальную культуру. И это не только её студенты.

— Ребята, может быть, и не слышали многих народных песен, что называется, «живьём», но отношение к ним всё равно очень положительное, — делится своими наблюдениями Галина Яковлевна. — Думаю, это естественный протест против агрессии западной массовой культуры, которая наступает на нас с помощью радио, телевидения, интернета.

Этой весной в Воронеже на шестом Межрегиональном конкурсе фольклорных коллективов «Наследие» собралась именно такая молодёжь. Здесь не было сценических обработок, только живая традиция, которую и сегодня можно найти в разных местах России на деревенских завалинках. Галина Сысоева напоминает, что народную культуру и создавала как раз деревня. Заезжие артисты там не появлялись, развлекать себя местным жителям приходилось самостоятельно. Поэтому, объясняет профессор-музыковед, деревенское творчество и хранит всё самое народное, чистое, без примесей.

На конкурсе в Воронеже звучали десятки, если не сотни народных песен. Сохранённые в памяти поколений, они рассказывали о том, как жили, чему радовались, чем гордились наши предки. А когда ребята исполняли песни о народных героях, то и сами становились немного героями, что неудивительно: вживались в образ, как и в любом виде искусства.

Народный русский сарафан, народная казахская жилетка, песни на языках народов России — всё было на конкурсе в Воронеже. Дружба народов здесь — не дежурная фраза. Она пронизывала всё, чувствовалась и в хоровой песне, и в коллективном танце.

Главное требование к участникам конкурса — максимальное следование традиции. Она должна быть передана в форме, наиболее близкой к её реальному звучанию в народной среде. Для того чтобы можно было сохранить и передать дальше богатство народного наследия.

Участницы народного хора села Колыбельское Липецкой области — женщины пенсионного возраста. Бабушки, попросту говоря. На фестивале в Воронеже они выступали с аншлагом. Правда, чувствовалось, что петь им в силу возраста, вытягивать песню до конца, до каждого звука, довольно трудно. Но молодёжь помогала.

— Очень захотелось им помочь, подпеть, поддержать, — делится молодая участница воронежского фестиваля Сабина Микаилова. — Ведь необыкновенно красивые у них песни.

Сабина рассказала, что её подруги выучили эти песни наизусть, теперь хотят поехать по волжским сёлам, встретиться с местной молодёжью, попеть вместе. Показать младшему поколению, какой мощный пласт народной культуры может быть им доступен сегодня. Её надо поддержать и передать по эстафете дальше.

Эти ребята знают: потерять культуру своего народа — значит потерять самих себя.

— Мы понимаем, что защищаем и поддерживаем, — заявил со сцены участник фестиваля Сергей Старостин. — Но это не является абсолютной истиной для всего общества. Иногда нас воспринимают как маргиналов или сектантов. Вы хотите этого? И кем бы предпочли быть: маргиналом или сектантом?

Это удивительный парадокс: люди, поддерживающие традиционную народную культуру, едва ли не стали в сегодняшнем обществе белыми воронами. Слишком часто на их долю выпадает откровенное равнодушие окружающих.

— Да, это так, именно равнодушие, — сокрушается доцент кафедры этномузыкологии Воронежской государственной академии искусств, руководитель фольклорного ансамбля «Терем» Галина Павловна Христова. — Ужасающее, конечно, равнодушие. И очень жаль, что это именно в нашей, в такой богатейшей русской традиции мы наблюдаем.

Галина Павловна не раз задумывалась о причинах происходящего. По её мнению, главная из них и, может быть, единственная — это незнание. Полное незнакомство с народной культурой. Ведь даже в школе сегодня нет предмета, который бы знакомил детей с национальной культурой. Несколько былин, сказок, десяток пословиц и поговорок — и всё…

Что с этим делать? Рассказывать, показывать, объяснять, знакомить. И, конечно же, играть и петь. Ведь потерять народную культуру — значит потерять себя…

Специальный репортаж «В поисках русской музыки» смотрите на сайте телеканала «Красная Линия» по адресуhttp://www.rline.tv.

«Атомное зазеркалье»

Перловский завод энергетического оборудования на грани банкротства. Это предприятие в подмосковных Мытищах специализируется на производстве агрегатов и комплектующих для атомной отрасли. Корпуса завода ещё в «лихие девяностые» передали в хозяйственное ведение государственного концерна «Росэнергоатом», чтобы защитить недвижимость от аферистов. В результате перловцы оказались арендаторами своих собственных помещений. И вот теперь срок аренды заканчивается, и госконцерн намерен избавиться от заводских корпусов. Предприятие не может их выкупить и остаётся без производственных площадей. Об абсурдной ситуации, к сожалению, типичной для современной России, рассказывается в специальном репортаже Андрея Дружинина «Атомное зазеркалье».

Смотрите специальный репортаж на канале «Красная Линия» в среду, 6 июня, в 23.30.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *