Бывают вещи, которые сами собой, почти против воли западают в ум. Тема этой небольшой статьи – случай, эпизод из жизни нашей страны, может быть и не столь значимый на фоне тех новаций, которые сейчас обсуждаются правительством – вплоть до повышения пенсионного возраста, не такой важный, как стремительный рост цен на бензин, но символичный. А главное – затронувший душу.
Эту новость, разумеется, не показывали по федеральным каналам, она не заняла особенно видного места и в интернет-паутине, но вот автору этих строк попалась на глаза: в Екатеринбурге обманутые дольщики встали на колени и в такой позе попросили помощи у Владимира Путина. История, на самом деле, простая: 157 человек остались без жилья, отдав деньги застройщику Владимиру Воробьёву, которого в 2017 году осудили за мошенничество, незаконное предпринимательство и отмывание денежных средств. Общий срок заключения по всем эпизодам составил 6,5 лет колонии общего режима. Одновременно суд признал пострадавших «денежными кредиторами третьей очереди» и не включил в реестр обманутых дольщиков, оставив их без денег и квартир. После всяческих мытарств, попыток дождаться помощи от губернатора или от Минстроя, после массы переданных писем, теперь вот пришёл черед новой меры. Авторы коленопреклонённого обращения очень рассчитывают на то, что им и их ролику удастся пробиться на «прямую линию» с Владимиром Путиным, которая пройдёт 7 июня. Получится или нет? Формально рано ещё судить, но сделаю прогноз – едва ли.
Вот и всё. Казалось бы, ничего особенно нового. Проблема дольщиков и пайщиков – застарелая, говорить о ней уж скоро сотрется язык. Их оставляли ни с чем при Ельцине, при Путине, при Медведеве и снова при Владимире Владимировиче. О бедах обманутых дольщиков, кажется, говорят столько, сколько существует новая Россия. Однако же всё новые идут в капкан. От безысходности. Денег нет — и нет сил держаться. Без многого может обходиться человек, но очень тяжело обходиться без своего угла, без дома. И они идут в гибельные силки… Потом – попытки отспорить, отстоять своё. Бывали голодовки. Были случаи, когда и до попыток самосожжения доходило. В общем, едва ли не рутина современной капиталистической России.
А всё же нет! Зацепило. Царапнуло. Остался осадок. И внезапно, когда сидишь за завтраком, вспышкой-молнией в мозгу: в Екатеринбурге дольщики встали на колени. А после — в парке. В лифте. В метро по пути на работу. И в итоге я понял – нужно написать. Непременно нужно. Немного – здесь нет необходимости в пространных фразах, нет надобности в кропотливой аналитике. Но смолчать, проигнорировать – нельзя. Перечитываю новость, подмечаю детали. Да, вот оно – то, с чего нужно начать.
Намеренно или случайно, вольно или невольно, но они, эти дольщики, встали на колени ввиду мемориала «Уральцам, ковавшим победу». Суровый бородатый старец, держит в могучих ещё руках огромный меч. Символически перекликается монумент с памятником «Тыл – фронту» — первой частью знаменитого триптиха, где откованный и переданный в руки бойца на Урале клинок поднимает Роднина Мать на Мамаевом кургане, а опускает Воин-освободитель в берлинском Трептов-парке. «Тыл – фронту» стоит в Магнитогорске, там, где в мартеновских печах огромного металлургического комбината рождалась будущая броня тридцатьчетвёрок и КВ, но и Екатеринбург немногим уступал в огненные годы войны в своём значении Магнитке.
Итак, мемориал, старик-кузнец, вероятно, сам Урал. Клинок. Для чего ковался он? Для того, чтобы солдаты, не щадившие жизни в борьбе с фашизмом, могли с уверенностью сказать глядя из окопов на позиции врага, идя в атаку под орудийный гул, умирая на мотках колючей проволоки – если они выдержат, если выстоят, если победят, то их дети и внуки никогда не будут рабами! Никогда не будут гнуть спину, угодливо поглядывая снизу на господина в ожидании милости! Никогда! Это бал стержень борьбы. Это была азбука страны советов. С этим открывался букварь – «Мы не рабы – рабы немы».
И вот – выдержали! Отбились! Титаническим усилием – всем народом налегли, провернули шестерни механизма, управляющего судьбами мира. Советские солдаты вращали Землю своими шагами, как пел некогда Высоцкий, чтобы в победный май 1945, глядя в небо думать и мечтать о той жизни, которую они своим подвигом обеспечили потомкам. Пускай не объявлял ещё волюнтарист-Хрущёв, что коммунизм будет построен в 80-м, но все верили – уж в новом веке, в новом тысячелетии – наверняка… И вот он, миллениум, позади. Россия. Люди на коленях… В XXI веке, в стране, где 100 лет назад пробил колоколом над миром Великий Октябрь, на коленях люди вымаливают своё, на коленях умоляют властителя обратить внимание на чернь, на грязь под его сапогом! И даже не врагу, не жестокому и грозному завоевателю кланяются – своему же барину.
Так что же, зря!? Неужели – зря…
Интересно, сколько людей из числа коленопреклонённых, ходило когда-нибудь в демонстрации Бессмертного полка, если, конечно, такие там были? Не приходит ли им в голову, что это оксюморон? Что не сочетается гордость победителей со стоянием в рабской позе? Да и вообще мы все, вся страна, которая так часто вспоминает по поводу, а нередко теперь и без него, о той Победе, не забыли ли мы самого главного? За что, во имя чего сражались советские люди?
Как низко может пригнуть человека невидимая, но так явственно ощущающаяся на шее рука рынка! Как много можно лишиться. Но ведь даже если не осталось ничего, кроме собственных цепей, никто не может ни купить, ни взять в уплату долга, ни украсть обманом достоинство человеческое! Но всегда же есть выбор! Бороться – или пригибаться, опускаться всё ниже и ниже, до самой земли – так, чтобы в конце по-ужиному стлаться по ней, так вот, ползком, проходить через годы жизни, и так же, не поднимая головы, уходить ещё глубже в землю, когда наступит конец. Так хотим существовать!? Так человеку жить, чтобы можно всю эту жизнь описать словами: был – и вышел весь. Какой был? А незаметный. Робкий. Униженный вечно, да и привыкший к этому в итоге. Плюнувший на прошлое, на будущее, на настоящее, на правду и принципы, на весь свет, кроме Его светлости начальника, который царь над нами и бог, а у бога и на коленях вымаливать не зазорно…
И снова смотрю на монумент «Уральцам, ковавшим победу». Может я не прав? Быть может памятник-новодел (установленный в 2005 году в ознаменование 60-летия Победы) не задавал бы таких жестоких, хотя и немых, вопросов? Быть может он тоже в духе времени может так – на коленях? Не похоже. Слишком гордая стать у бронзового. Во всяком случае, хочется верить, что нет.
Но то – памятник. А мы? Что же, на коленях Россия!? Просит, как милостыню, своё у разжиревших на народной крови упырей!? Нет! Не все ещё поклонились несправедливости! Не все! Сытые, масляные лица с телеэкранов говорят нам, как они лично с Путиным во главе, в поте лица поднимают Россию с колен. 18 лет уже поднимают – и явно не собираются останавливаться. А между тем рецепт довольно прост. Чтобы Отечество воспрянуло, чтобы поднялось с колен, нужно, прежде всего, встать с них самому!
Пресс-служба МГК КПРФ Мизеров Иван
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.