По материалам публикаций на сайте газеты «Советская Россия».
Уже несколько дней интернет, электронные и печатные СМИ не перестают обсуждать «убийство» и неожиданное «воскрешение» журналиста Аркадия Бабченко.
Симпатизанты и представители российской оппозиции, которые с некоторых пор стали «ярыми патриотами Украины» (как и всякого государства, которое выбрало сторону Запада в геополитическом противостоянии), делают громкие заявления. Мол, это была обычная операция спецслужб, которые производятся постоянно, поэтому возмущение, а также шутки и ерничанье противников киевского режима совершенно неуместны. В очередной раз наши либеральные оппозиционеры демонстрируют, что они не способны к элементарному логическому мышлению, в силу своей, мягко говоря, высокой эмоциональности. Действительно, если спецслужбам становится известно, что готовится покушение на какого-либо гражданина, то они могут предложить этому гражданину поучаствовать в инсценировке его убийства. Смысл этой операции прост: киллер должен удостовериться, что жертва «мертва», получить доказательства этого (например, фотографии «мертвого тела»), а затем передать их заказчику и тем самым вывести на заказчика спецслужбы, на «крючке» у которых он находится.
Но при этом есть несколько важных нюансов, которые в корне отличают работу профессионалов от того, что устроили представители СБУ. И их как минимум три.
2.
Обратимся к первому. Подобные операции никогда не сопровождаются широким информационным освещением. Фотографии «убитого» и сведения о его «смерти» не передаются в СМИ, и не устраиваются пресс-конференции с чудесно «воскресшим». Спецслужбы всего мира в принципе не любят шума и публичных обсуждений своей работы и предпочитают режим полной секретности. Как минимум, потому что информационный шум сорвет всю операцию. Напомню, смысл инсценировки в том, чтобы киллер передал сообщение об «убийстве» и «доказательства» его заказчику и тем самым вывел на заказчика (и далее по цепочке, если нужен «заказчик заказчика»). Если же заказчик узнает обо всем из теленовостей, то зачем ему связываться с киллером или другим посредником, которому уже все уплачено?
Уже из этого видно, что в случае с Бабченко ни о какой спецоперации спецслужб речи быть не может (и, например, эксперты «Российской газеты» сразу заявили, что это не имеет ничего общего с оперативной разработкой. Евгений Шестаков. «По британской копирке» // «Российская газета», 30.05.18). Глава СБУ Василий Грицак заявил, что инсценировка была нужна «для отслеживания всей цепочки от заказчика до исполнителя и сбора доказательств».
При этом он сказал, что «гражданин Г.», который обвинен в том, что нашел киллера и оплатил его «услуги», лишь «промежуточный заказчик», и что он действовал по заказу «российских спецслужб». (Павел Аптекарь, Владимир Рувинский, Мария Железнова. «Что не так с инсценировкой убийства Аркадия Бабченко?» // «Ведомости», 31.05.18). То есть гражданин Г. якобы был в контакте с резидентом российских спецслужб на Украине. Но как украинские «чекисты» собираются теперь искать этого резидента? Даже если он и есть, то он узнал об «убийстве» во всех его подробностях из СМИ и «залег на дно». Выуживать информацию из задержанного «гражданина Г.»?
Так это можно было сделать и без инсценировки «убийства», тем более что все его действия украинские спецслужбы якобы отслеживали и факт передачи денег киллеру якобы доказан (прессе предъявили плохое видео, где два человека пересчитывают деньги).
В этой ситуации в доведении дела до «убийства» и вовлечении журналиста в инсценировку с профессиональной точки зрения вообще смысла не было. Если отсутствовала возможность «засечь» встречу гражданина Г. с резидентом (а широкое освещение «убийства» СМИ, повторю, исключало такую возможность), то нормальные спецы любой страны мира задержали бы «Г.» и киллера при сговоре и передаче денег (коль скоро они контролировались и фиксировались), собрали пресс-конференцию, обнародовали строго отобранные доказательства и высказали бы свои предположения. Но так бы поступили нормальные спецы, а не деградирующая служба – криворукая наследница позднесоветского КГБ…
Второе касается моральной стороны дела. Спецслужбы, просящие гражданина помочь в поимке преступника, не станут лишний раз осложнять ему жизнь. Разумеется, его жену и близких предупредят, чтоб они не испытали ненужный глубокий стресс (за исключением тех случаев, когда близкие сами вовлечены в преступление). Никто не будет ставить в дурацкое положение знакомых и коллег, которые будут приносить соболезнования, говорить об «убитом» ритуальные слова, а потом увидят его живым и здоровыми, вернувшимся на работу. Я лично не завидую руководителю радиостанции, где трудился Бабченко: этот руководитель весь день давал направо и налево интервью, называл Бабченко «героем» и «великим журналистом», а через день «великий журналист», который все это наблюдал по интернету и, вероятно, похихикивал, явился на работу. Он ведь может и повышения зарплаты попросить…
Наконец, есть и политический аспект. Никогда и ни в одной стране Запада спецслужбы не станут подставлять ведущих политиков, министров, дипломатов (причем не только собственной страны, но и стран-союзниц), которые, ничего не ведая о спецоперации, будут высказывать соболезнования, предположения, вести дискуссии, а потом окажутся в идиотском положении. Потому что на Западе спецслужбы – инструмент в руках политической элиты, а не вотчина политического клана, который борется против других политических кланов, контролирующих министерства, ведомства, бизнес-компании…
3.
Мы говорили о том, что это не похоже на профессиональную работу спецслужб. Это похоже на деятельность фейкового органа фейкового государства, где ради повышения по службе и подковерной борьбы устраивают политспектакль. Но есть и другая сторона вопроса – то, как выглядел и что думал сам журналист Бабченко.
Явившись перед публикой, он начал свою пресс-конференцию извинениями перед семьей и родными. Даже этому человеку, давно освободившемуся от «химеры совести» (о чем говорит его циничный пост в Фейсбуке о погибших пассажирах российского самолета), показалось некоторым перебором то, что он сделал в сговоре с украинскими «чекистами». Его жена и дети, ничего не знавшие об инсценировке, в течение суток искренне оплакивали «погибшего» мужа и отца (потом Бабченко, впрочем, стал доказывать противоположное, что знали, но как быть с его первым заявлением?). Как это скажется на здоровье детей, среди которых есть инвалиды, которых Бабченко взял на воспитание из детдомов, еще неизвестно. Он не извинился перед коллегами, знакомыми, перед украинскими и западными политиками, наконец, перед российскими оппозиционерами, над которыми теперь не потешается разве что ленивый. И что самое главное: он так и не осознал, какой урон он нанес авторитету и образу журналиста. Журналист – человек, который в идеале должен нести правду или хотя бы то, что он сам искренне считает правдой. Журналист не имеет права становиться пешкой в игре спецслужб, какими бы благими намерениями они ни мотивировали свою просьбу. Спецслужбы имеют свои цели, свои приоритеты и свои методы.
Ложь, обман, искажение фактов и манипуляция ими – увы, это одно из их орудий, и как бы цинично это ни звучало, с этим ничего поделать нельзя. Спецслужбы ведут войну в мирное время, а война исключает нравственное отношение к врагу и искренность с ним. Но именно поэтому журналист не имеет права участвовать в деятельности спецслужб, подыгрывать им в их операциях. Бабченко конечно, должен был заявить визитерам из СБУ:
«Извините, ловить киллера ваша работа, а моя работа – писать статьи, поэтому пусть каждый будет заниматься тем, что умеет. Тем более откуда у меня гарантия, что это настоящее покушение, а не организованная вами провокация, после которой я буду выглядеть просто нелепо?» Кстати, Грицак открыто сказал, что «гости» из СБУ оставили ему возможность ответить отказом. Но он не ответил и тем самым потерял право именоваться независимым журналистом…
Предсказуемой была и реакция международных журналистских организаций, в частности «Репортеров без границ», которые выразили свое возмущение этим спектаклем. Ведь Бабченко и его кураторы из СБУ сыграли на чувствах возмущения убийствами журналистов. Если раньше после того, как журналист станет жертвой политического заказа, можно было рассчитывать на адекватную реакцию общественности, теперь украинские «чекисты» и их подручный псевдожурналист открыли «ящик Пандоры» и в Сеть посыплются смешочки и заявления вроде: а вы еще докажите, что он убит… Такая вот получилась «операция» у украинских спецслужб…
г. Уфа
Рустем ВАХИТОВ
Комментарий редакции: Инициаторы провокации явно намеревались в очередной раз выставить Россию в дурном свете. Практика показывает, что в предыдущие разы (особенно в Украине перед первым и вторым Майданом у ставленников Запада удавалось достичь своих коварных целей). Однако сейчас правда активно всплывает на поверхность. И вот после этого некоторые всерьёз уверены, что весь мир поведется на демагогию «глобалистской» пропаганды. Нет больше никаких оснований верить ей. Равно как и рассчитывать на исполнение той стороной условий мало что значащих Минских соглашений. Напротив, рост числа давлений на Россию и провокаций против неё во многом является следствием отсутствия последовательного характера внешнеполитической линии Кремля. Отказ от признания независимости ДНР и ЛНР, фактическая солидарность с марионеточным режимом Порошенко — всё это приводит к восприятию России как страны, неспособной до конца отстоять национальные интересы и о которую якобы можно ноги вытирать. Но добром это не кончится.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.