По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса».
На волне предвыборной агитации потенциальный кандидат на место мэра Москвы и губернатора Подмосковья политик и эколог Максим Шингаркин заявил представителям СМИ, что в случае избрания на любую из этих должностей он намеревается поднять вопрос об объединении столицы и области в единую агломерацию, переместив ее административный центр в Новую Москву. В ответ на это глава думского комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Алексей Диденко (член партии ЛДПР) отметил, что процесс расширения границ Москвы уже давно запущен. Более того, чиновник не исключил, что в ближайшей перспективе может быть поставлен вопрос и об освоении новых территорий на южном направлении.
«СП» обратилась к экспертам рынка недвижимости столичного региона, чтобы выяснить, так ли необходимо Москве упомянутое расширение, чем оно может быть вызвано и как повлияет на рынок жилья в регионе.
— С точки зрения рынка недвижимости, — рассуждает управляющий партнер компании «Метриум» Мария Литинецкая, — это скорее формальный вопрос. Все понимают, что фактически Москва — это агломерация, включающая, как минимум, все прилегающие к ней города-спутники. Нужно ли их превращать в очередные районы Москвы? Это опасное решение. Для рынка недвижимости имеет значение формальная граница, проходящая по МКАД, но она определяется не столько правовым статусом жителей Москвы или Московской области, сколько транспортной доступностью. Объединение Москвы и Подмосковья в один регион имело бы смысл хотя бы с точки зрения перспектив планирования территориального развития. Если фактически речь идет об одной социально-экономической единице, то ее развитие невозможно в условиях раздельных бюджетов, административно-политических центров и так далее. Однако регион получится слишком большой, управлять им будет непросто.
— Да и задач по освоению уже имеющейся территории ТиНАО хватит на десятилетия вперед, — уверен руководитель аналитического центра компании «ИНКОМ-Недвижимость» Дмитрий Таганов. — Там строится жилье, дороги, торгово-развлекательные центры, но рабочих мест по-прежнему нет. Людям приходится ежедневно выезжать в старую Москву, что вызывает серьезные транспортные проблемы. А ведь если вспомнить, в районе Троицка изначально и собирались создавать деловой центр столицы — вплоть до переноса туда учреждений федеральных органов власти. Однако ничего подобного не произошло.
— Так что, — полагает управляющий партнер Delta Estate Елена Земцова, — не исключено, что данный проект просто превратится в очередную возможность для чиновников и застройщиков присвоить себе часть государственного бюджета, а очередные присоединенные земли поджидает не слишком радужная участь. Присоединяемые территории — одни из самых экологически чистых, так как там расположены крупные лесные массивы. Но теперь они безжалостно вырубаются, а на их месте строятся жилые дома и автомагистрали. В итоге в Москве и Подмосковье еще больше возрастет загазованность и ухудшится и общая экологическая обстановка. Что касается улучшение ситуации на дорогах, то это тоже весьма сомнительно. Несмотря на то, что построено много квадратных метров нового жилья, осталась серьезная проблема плохой транспортной доступности. Новые дома уже заселяются, сильно повысился автомобильный трафик, а дороги в районах остались прежние — старые, узкополосные шоссе. В итоге появились те же самые пробки, просто в новых направлениях. Экономический же подтекст в выборе направления для расширения становится еще более очевидным, если вспомнить, что многие из присоединенных земель еще в 90-е годы были выкуплены крупными компаниями, банковскими структурами и чиновниками. Для них это хорошая возможность повысить стоимость земли и выгодно продать ее богатой Москве под застройку.
«СП»: — Почему в качестве потенциального плацдарма для очередного расширения рассматривается именно южное направление. По какой причине не рассматриваются, например, земли севернее и западнее столицы?
— Южное и юго-западное направления остаются единственными, где еще существуют обширные незастроенные участки земли, — обращает внимание Дмитрий Таганов. — Я бы ограничил эту зону Киевским и Новорязанским шоссе. Можно было бы назвать перспективным северо-западный кластер в районе Минского и Рублевского шоссе, однако там находятся такие поселки, как Барвиха, Жуковка, Горки-2 и так далее, жителям которых не хочется переживать приход «иноземцев», привлеченных столичным статусом. К тому же в тех краях не так много свободной земли, поскольку приусадебные участки в элитных домовладениях могут достигать нескольких гектаров. Аналогичным образом можно охарактеризовать зону от Новой Риги до Ленинградского шоссе: это локация престижных коттеджных поселков, и местные жители не хотят видеть там растущие многоэтажки и гастарбайтеров в поисках дешевого жилья. На севере области много водоемов и мало земли — тоже не лучший вариант для глобальной застройки. К тому же там расположены густонаселенные города вроде Мытищ, Долгопрудного и Химок, все социальные проблемы которых упадут на плечи столичных властей в случае присоединения этих территорий. Подобная ситуация сохраняется на востоке с Балашихой, Железнодорожным и другими городами, где и без того существует плотная застройка и большие проблемы с трафиком.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.