Юрий Мелитонян. «Заря» председателя Петрова

Юрий Мелитонян. «Заря» председателя Петрова

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».

На просёлочной дороге — тракторы, экскаваторы, бульдозеры. Новый путь до деревни Верхний Мост в Порховском районе Псковской области прокладывают уже несколько дней. Съёмочная группа телеканала «Красная Линия» приехала сюда после того, как журналисты узнали: псковские дорожники путь в Верхний Мост не достроили, и теперь их недоделки приходится устранять местными силами.

АВТОБАН деревенского значения доводит до ума бригада рабочих здешнего колхоза «Заря». Председатель колхоза Борис Яковлевич Петров считает, что медлить с завершением строительства дороги нельзя — так нужна она и местным жителям, и всему здешнему коллективному хозяйству.

К Петрову здесь все внимательно прислушиваются: уважают и ценят. Колхоз «Заря» он возглавляет уже 43-й год подряд. Как принял дела в далёком уже 1975-м, так ни на один день от них и не отрывался. Планёрки — каждый понедельник. Графики, подсчёты, отчёты, поощрения и выговоры. Всё идёт по давно заведённому сценарию. Надои за годы работы Петров приучил подсчитывать чуть ли не в граммах. В передовиках здесь доярки, получающие от своих бурёнок от 700 литров молока в день, — Таня Михайлова, её тёзка Таня Богословская. Но у некоторых результаты в несколько раз хуже. Петров хмурится: есть ещё над чем работать.

Подсчёт надоев чуть ли не в граммах — не прихоть председателя. От них зависит прибыль колхоза. А значит — жизнь людей, их будущее. И, разумеется, будущее всего хозяйства.

— В прошлом году колхоз продал 300 тонн говядины, половину того, что было произведено во всём нашем Порховском районе, — с гордостью рассказывает председатель.

Вес бычков тут тоже подсчитывают предельно точно. На планёрке называют цифры: с первого телятника бычков продали по 46,5—50 тысяч рублей. И это хорошие деньги. А вот тёлку из другого телятника отдали лишь за 19 тысяч. Это убыток. Не уследили, проморгали. Кого-то за это накажут.

Сам Борис Яковлевич к ответственности привык. Колхоз он возглавил в 27 лет, так что много с тех пор повидал и пережил. В те годы деревня Верхний Мост гремела едва ли не на всю Псковскую область. Каждое утро окрестные жители съезжались на работу в колхоз «Заря» встречать зарю своей новой жизни. Многие и вовсе переселились в Верхний Мост, чтобы не тратить время на дорогу. В хозяйстве тогда работали более 400 человек — для Псковской области это немало.

Детский сад в деревне построили как раз в советские годы, когда колхоз «Заря» был на подъёме. Заведующая Людмила Голубева трудится здесь уже почти 40 лет. Помнит времена, когда сюда одновременно приводили 70 детей. Сейчас в садике только две группы. Он считается малокомплектным, превращён в филиал районного учреждения детского образования.

— Скажи кому лет тридцать назад, что пройдёт время и здесь останется всего две группы, никто бы не поверил, — вздыхает Голубева. — Тогда все думали, что будем только расти и расширяться. Прежде и семьи были другие — многочисленные и зажиточные. А сейчас всё больше неполные и малообеспеченные.

Хотя садик давно перевели на баланс Порховского района, в колхозе его до сих пор считают своим подшефным учреждением. Ведь ребятишки-то, что ни говори, свои, родные. Дети тех людей, которые живут в Верхнем Мосту и работают на этой земле от зари до зари.

— Колхоз нам очень помогает, — рассказывает заведующая. — Покупает игрушки, предоставляет автобус, чтобы отвезти детей на медосмотр, летом завозит песок для песочниц. Председатель Борис Яковлевич Петров заботится от всего сердца. Никогда не слышала от него сло-ва «нет».

Многие воспитанники в этом саду не местные — приезжие. В деревне Верхний Мост рады семьям, которые переселяются сюда вместе с детьми. Раз с детьми — значит, навсегда. А работу для родителей в колхозе обязательно найдёт председатель.

Анна Баранова вместе с супругом и двумя маленькими детьми приехала в Верхний Мост из псковской деревни Крюки пять лет назад. Женщина по основной профессии маляр-штукатур, её муж Владимир, бывший разведчик-спецназовец, служил по контракту. Когда в родных местах остались без работы, знакомые посоветовали обратиться в «Зарю». Сказали, что хозяйство стоит на ногах крепко, рабочие руки там нужны. И точно — работа нашлась. Выделили служебное жильё, оформили временную прописку.

Сейчас Анна работает в колхозе дояркой, Владимир — механизатором. Бывший отличник боевой подготовки сегодня гордость не только «Зари», но и всего Пор-ховского района. У него есть даже областная почётная грамота за достойный труд. Зарплата в среднем 30 тысяч рублей в месяц, в сезон — от 45 до 60 тысяч. Есть на что содержать семью. Пусть скромно, зато надёжно.

С раннего утра Анна уходит на ферму. Таких ферм в колхозе «Заря» девять. Как-никак в стаде 2340 голов. Каждая бурёнка или бычок — на особом учёте. Председатель так их по головам и считает. Больше всего его сегодня беспокоит то, что молоко часто приходится отдавать буквально за бесценок.

— Наша продукция скоропортящаяся, хранится всего два дня, — объясняет Петров. — Этим пользуются и диктуют нам низкие цены. В магазине литр молока жирностью 2,5% стоит 52 рубля, у нас жирность — 4,7%, но продать мы его можем только по 27 рублей. Что делать с этим, не знаем.

Недавно «Заря» выплатила в бюджет 20 миллионов рублей налогов. Государственная дотация — только 5 миллионов, что тоже очень беспокоит председателя. Он категорически протестует, когда дотируемое сельское хозяйство называют «чёрной дырой» экономики.

— Колхозники работают на государство, кормят народ, не дают земле зарасти бурьяном. Какая же это «чёрная дыра»?! — возмущается Борис Яковлевич.

В округе колхоз «Заря» — единственное сельскохозяйственное предприятие. Сегодня здесь работают 160 человек, то есть в два с половиной раза меньше, чем в советское время, но надо учитывать и условия, в которых приходится выживать. Всё необходимо делать самим, без посторонней помощи. При этом многие начинания колхозников вышестоящие начальники, мягко говоря, «не поощряют». Например, когда «Заря» попыталась наладить производство масла и сыра на базе собственного экологически чистого сырья, то на рынок с этой продукцией пробиться не удалось. Чиновники не пустили. Дело пришлось свернуть. А тем временем на полках псковских магазинов лежат продукты из пальмового масла. Они местным бюрократам почему-то не мешают.

Да что там масло и сыр, областным начальникам не нравится то, что «Заря» — до сих пор колхоз, а не более удобное для них общество с ограниченной ответственностью или нечто в том же роде.

— Нас понуждали преобразовать колхоз в сельскохозяйственный производственный кооператив, — рассказывает Борис Яковлевич. — Мы не согласились, настояли на том, чтобы остаться колхозом.

В начале 1990-х колхозная земля и имущество «Зари» были поделены на паи. Тогда подобное происходило по всей России. Результат известен: десятки тысяч колхозов и совхозов прекратили своё существование. Деревни опустели, люди разъехались кто куда, многие умерли. Жители Верхнего Моста своё хозяйство сохранили. На общем собрании приняли решение: вернуть полученные паи обратно в колхоз. И потом не старались гнаться за лёгким рублём. Когда надо было сделать выбор — увеличить зарплату или купить новую технику, голосовали в пользу техники. Потому что, утверждали колхозники, без большой зарплаты проживём, а вот без нового трактора — нет.

— Если бы жили одним днём, никакой «Зари» сегодня в Порховском районе не было бы, — уверен Борис Яковлевич.

Сам-то он точно не живёт одним днём. Как-никак уже больше 40 лет председательствует и на пенсию пока не собирается. «Заря» — его судьба. Такая же судьба, как и у всех селян, которые живут и работают здесь.

Специальный репортаж «Заря» председателя Петрова» смотрите на сайте телеканала «Красная Линия» по адресу http://www.rline.tv

«В «Звениговском» пальмы не доят»

НАРОДНОЕ предприятие СПК «Звениговский» в Марий Эл выводит на проектную мощность новый завод по производству сыра, масла и новый молочный комбинат. Меньше года назад бессменный руководитель СПК «Звениговский» Иван Казанков объявил о начале строительства этих двух промышленных комплексов в посёлках Сиктерме-Хузангаево и в Шелангере. В Хузангаево завершается монтаж оборудования для переработки 50 тонн молока в сутки. А новый молочный завод в Шелангере, что рядом с мясокомбинатом «Звениговский», уже вышел на проектную мощность. Здесь за сутки перерабатывают до 65 тонн молока. Почему у народного предприятия такие высокие темпы развития? Как работают его сотрудники и почему ГОСТ и пальмовое масло в молочной продукции несовместимы в принципе, рассказывается в специальном репортаже «В «Звениговском» пальмы не доят».

Премьера специального репортажа состоится на канале «Красная Линия» во вторник, 19 июня, в 22.15.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *