По материалам публикаций на Центральном сайте КПРФ.
20 июня Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам провел парламентские слушания на тему: «Законодательные аспекты развития материально-технической базы сельского хозяйства».
В работе парламентских слушаний приняли участие депутаты, представители законодательных и представительных органов государственной власти субъектов РФ, федеральных и региональных министерств и департаментов, Россельхозбанка, Росагролизинга, руководители сельхозпредприятий, главы КФХ, отраслевых союзов и ассоциаций АПК, ученые, эксперты.
Председатель Комитета по аграрным вопросам Владимир Кашин в своем докладе отметил: «Материально-техническая база АПК — это один из ключевых факторов устойчивого роста сельскохозяйственного производства. Она должна эффективно объединять последние достижения науки и техники, передовые технологии с производством сельскохозяйственной продукции. При этом особое внимание должно быть уделено обеспеченности сельхозпроизводителей мобильной техникой, производственными зданиями и сооружениями, оборудованием, равно как топливно-энергетическими ресурсами, удобрениями, химическими средствами защиты растений, и др.
По уровню обеспеченности, как тракторами, так и зерноуборочными комбайнами, мы безнадежно отстали от передовых стран. На 1000 га пашни в Германии приходится 65 тракторов, в США – 26, в Канаде – 16, в Республике Беларусь – 9,3, а в России всего 3! Не многим лучше картина по обеспеченности комбайнам…. Процесс обновления парка мобильной сельхозтехники идет очень слабыми темпами. Износ уже превысил 60%, а более 10 лет эксплуатируется 59,6% тракторов и 44,9% зерноуборочных комбайнов…
В связи с низкой энергообеспеченностью весенняя посевная кампания существенно затягивается. К примеру, для Московской области, где средней многолетней датой начала сева яровых является 27 апреля, поздним севом считается уже конец мая. Но по состоянию на 7 июня 2018 года в регионе было засеяно всего 65,5 тыс. га или 84,3% плана….
Рентабельность сельскохозяйственного производства последние несколько лет стабильно снижается. При этом по итогам 2017 года, в связи с кризисной ситуацией на рынке, прибыль у наших сельхозорганизаций снизилась на 22,3%, а убытки увеличились на 52,3%. Только при реализации пшеницы, семян подсолнечника и сахарной свеклы хозяйства потеряли почти 120 млрд. руб., что соответствует половине государственной поддержки развития сельского хозяйства.
Одним из ключевых шагов к обеспечению необходимого уровня доходности сельскохозяйственного производства является совершенствование механизмов ценообразования на рынке продовольствия в интересах справедливого распределения прибыли от реализации продовольственных товаров.
Наряду с этим должна быть создана система страхования доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также единый государственный страховщик, гарантирующий эффективность и прозрачность страховых операций».
Вопрос государственной поддержки АПК – наиболее остро сегодня стоит на повестке дня. Как сказал Владимир Кашин: «Никто не сможет оспорить факт, что Государственная программа развития сельского хозяйства существенно недофинансируется! По сравнению с исходными паспортными значениями она недосчитывает уже 500 млрд. рублей!».
Депутаты считают приоритетной задачей «в краткосрочной перспективе довести объемы ее финансирования до уровня, определенного Паспортом в 2014 году, а именно – 1 трлн. руб. на 2018-2020 годы, а в среднесрочной перспективе увеличить до 5% расходной части федерального бюджета. В текущем году Минсельхоз стал единственным ведомством, которому были увеличены бюджетные ассигнования.
«В этой связи мы считаем обязательной мерой двукратное увеличение расходов федерального бюджета на наиболее эффективные и прозрачные механизмы субсидирования — на погектарную поддержку и поддержку на литр молока. Субсидии на оказание несвязанной поддержки в растениеводстве должны составлять не менее 25 млрд. рублей ежегодно, равно как и поддержка на 1 кг молока», — подчеркнул председатель аграрного комитета.
Равнодушных к проблемам сельского хозяйства в зале не было, поэтому и обсуждение актуальных вопросов развития АПК в рамках слушаний было не только «живым и острым», но и конструктивным.
Выступление Виктора Таранина, директора ОАО «Дашковка», вызвало аплодисменты: «Наше предприятие находится в Серпуховском районе, производим картофель и овощи открытого грунта около 30 тысяч тонн. Поголовье у нас свыше 600 голов, средние надои около 8 тонн в год. У нас есть нормальная обеспеченность тракторами, есть база хранения, склады современные. У нас урожайность по овощам, по картофелю составляет около 35 тысяч тонн по стандарту, не по валу, как отчитываются, капуста около 80 тонн с гектара и по остальным культурам хорошая урожайность.
Казалось бы, в этих условиях мы должны платить зарплату хорошую. Тракторист не менее 60 тысяч должен получать, тогда мы можем как-то привлечь его. Доярка должна получать не менее 50-60 тысяч. А мы можем платить в среднем трактористу около 45 тысяч, доярке 35. Почему это происходит? Потому что мы сегодня поставлены в такие условия, как бы мы ни работали, есть какие-то объективные факторы, которые не позволяют развиваться, и я их хочу сейчас назвать.
Здесь говорили о субсидиях. Я считаю, что субсидии надо изменить. Они должны рассчитываться по нормативу на гектар и распределяться независимо от того, кто сколько посадил, у кого какая культура, есть нормативы и уже давать тогда дотацию в виде снижения цены, а не давать деньги «живые» крупным предприятиям, где, может быть коррупционная составляющая. Там легче договариваться, когда одному дал и с ним договорился. Это первое.
Второе. Безудержный рост топлива. С 2011 года по сегодняшний, значит, с 23 рублей за литр горючее выросло до 41 — на 18 рублей. Если топливо на Западе, в той же, допустим, Англии, там 50 процентов для фермера дается скидка, оно окрашивается в другой цвет и 50 процентов топлива дается именно для сельхозработ. У нас ничего не дается.
Вот дальше. Цены с того же 2011 года по настоящее время, за 2017 год, они, как стоили от 9 до 12 рублей на овощи, на картофель и овощи открытого грунта, так они и стоят на сегодняшний день.
Как был беспредел торговых сетей, так и есть. Закупают у меня по 12 рублей картошку, продают по 30, по 25 и нормально. Вот если бы было ограничение, пусть бы они у меня брали по 12 рублей картошку, но и продавать должны по 14-15 рублей. Им тогда невыгодно было занижать цену, потому что у них бы дельта меньше, они бы тогда и подняли сельпроизводителя, и народу помогли, чтобы эти товары были дешевле…».
Владимир Золотарев, глава фермерского хозяйства рассказал: Моё хозяйство расположено в Липецкой области, Добровский район. Занимаемся выращиванием зерновых, бобовых, технических культур. Сею, где-то в районе 15 тысяч га, обрабатываем. В моём хозяйстве есть как отечественная, так и импортная техника. Но я отмечу, что в последние годы наши заводы существенно обновили свои модельные ряды. Техника стала более современной, удобной, повысились их качественные параметры. Но техника существенно дорожает. В 2016 году я приобретал комбайн «АКРОС» в районе 6 миллионов, сейчас он уже стоит более 7 миллионов. Говорят, у нас инфляция, там четыре процента, но миллион – это не четыре процента.
В части льготного кредитования могу сказать, что дали это льготное кредитование, но не фермерскому хозяйству, хотя я хотел прикупить комбайн Россельмаша кировского завода. Моему хозяйству — ни копейки льготного кредитования. Благодаря программе Росагролизинга, в которой мы участвуем, которая прозрачна, мы всё видим. Я в АККОР состою. Там есть такая программа обновления. Дают технику, Росагролизинг выделяет, а начинаем платить через полгода. Всё по-честному, без обмана.».
Высказаны предложения Правительству РФ, законодателям, региональным органам власти. Участники парламентских слушаний единодушно поддержали Рекомендации, в которых подчеркивается, что основным условием динамичного и устойчивого развития сельского хозяйства России, повышения его конкурентоспособности, является укрепление и качественная модернизация материально-технической базы сельскохозяйственного производства.
Председатель Комитета Владимир Кашин подчеркнул, что «вопросы, которые были рассмотрены участниками парламентских слушаний потребуют для своего решения глубочайшей межведомственной кооперации, в первую очередь, Министерства сельского хозяйства, Министерства экономического развития и Министерства финансов Российской Федерации, активного участия научного, экспертного и бизнес-сообщества, а главное – создания эффективной нормативно-правовой базы».
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.