Татьяна Куликова. Власть взяла курс на социальный дефолт

Татьяна Куликова. Власть взяла курс на социальный дефолт

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».

Правительство внесло в Госдуму законопроект о повышении пенсионного возраста: его, как известно, планируется поднять до 65 лет для мужчин и до 63 лет для женщин. При этом, как заявляют российские власти, указанная мера позволит каждый год поднимать пенсии на одну тысячу рублей. Это лишь незначительно (на несколько сот рублей) больше, чем положенная по закону индексация пенсий по уровню потребительской инфляции. Повышение пенсионного возраста без соответствующего увеличения размера пенсий является прямым нарушением государством своих финансовых обязательств перед обществом, поскольку при таком повышении размер выплачиваемых пенсий не будет соответствовать величине заработанных гражданами пенсионных прав.

ИТАК, ПЕНСИОННЫЙ возраст будет повышен. Это решение принято правительством, и нет никаких оснований полагать, что Государственная дума, в которой «партия власти» имеет конституционное большинство, сможет этому помешать. Остаётся только надеяться, что в процессе прохождения законопроекта через Госдуму в него под давлением общественности будут внесены поправки, позволяющие хотя бы немного снизить остроту проблем, которые наверняка возникнут в результате повышения пенсионного возраста. Это в первую очередь отсутствие нужного количества рабочих мест, на которых могли бы работать пожилые люди. Остаётся надеяться, что оппозиционным фракциям удастся добиться утверждения на законодательном уровне масштабной государственной программы по созданию таких рабочих мест, приняв соответствующий закон одновременно с законом о повышении пенсионного возраста.

Ещё одна проблема состоит в том, что социальные пенсии, которые люди начинают получать на пять лет позже официального пенсионного возраста, теперь будут выплачиваться с 70 лет для мужчин и с 68 лет для женщин. Это означает, что люди, по каким-либо причинам не сумевшие заработать трудовую пенсию, будут до глубокой старости жить в нищете и ждать социальную пенсию, и очень многие из них её так и не дождутся. А ведь среди них не все тунеядцы. Не секрет, что в России было и остаётся очень много работников, не получающих «белую» зарплату просто потому, что их работодатель «экономит» на налогах. А найти «законопослушного» работодателя порой невозможно, особенно в регионах. Поэтому со временем (и с увеличением требований по стажу и баллам для назначения трудовой пенсии) число стариков, не получающих социальную пенсию, будет расти. И это представляет очень серьёзную социальную проблему, о решении которой надо думать уже сейчас.

Я не буду подробно останавливаться здесь на этих и других проблемах, связанных с повышением пенсионного возраста: об этом уже много сказано в СМИ, и нет смысла повторяться. Однако есть одно очень серьёзное обстоятельство, которое, к сожалению, не получило в прессе должного освещения. Речь идёт о том, что повышение пенсионного возраста не планируется сопровождать адекватным увеличением размера пенсии. И это вопиющее нарушение прав будущих пенсионеров наверняка не будет устранено (или хотя бы даже слегка скорректировано) при прохождении законопроекта через Госдуму. Так произойдёт просто потому, что основная цель, которую ставит правительство при повышении пенсионного возраста, состоит в наполнении бюджета. Правительственные чиновники подходят к вопросам, связанным с пенсионной системой, с чисто бухгалтерских позиций, полностью игнорируя страховую природу этой системы.

Чтобы было понятно, почему повышение пенсионного возраста должно обязательно сопровождаться увеличением размера пенсий (хотя бы для тех, кто будет выходить на пенсию позже), поясню в общих чертах, не вдаваясь в детали, как устроена любая страховая пенсионная система.

В течение своей трудовой жизни каждый работник выплачивает взносы в систему (или взносы выплачивает за него из фонда оплаты труда работодатель — суть от этого не меняется). Сумма всех выплаченных взносов составляет пенсионный капитал будущего пенсионера, который является основой его грядущей пенсии. Причём величина всех взносов в указанной сумме всегда должна быть «осовремененной», то есть должна индексироваться — обычно либо по инфляции, либо по уровню средней зарплаты в экономике, либо по комбинации этих двух параметров. Балльная система, действующая сейчас в России, — это одна из возможных форм «осовременивания» величины взносов: взносы пересчитываются в баллы, а стоимость балла индексируется по инфляции.

Другой ключевой параметр, влияющий на размер будущей пенсии, — это статистический показатель — срок дожития. Срок дожития — это ожидаемая продолжительность периода получения пенсии. Он рассчитывается как средняя продолжительность срока получения пенсии (то есть жизни на пенсии) среди всех тех, кто дожил до её назначения; те, кто умер раньше, в расчёт срока дожития не включаются.

Заметим, что срок дожития напрямую не связан с общей продолжительностью жизни, потому что на последнюю оказывает значительное влияние динамика младенческой смертности и смертности в трудоспособном возрасте, а на срок дожития эти показатели не влияют. Поэтому обосновывать повышение пенсионного возраста ростом общей продолжительности жизни, как это делают наши власти, некорректно; это просто подтасовка фактов.

Когда человек выходит на пенсию, ежемесячный размер его пенсии рассчитывается как величина его пенсионного капитала, делённая на срок дожития в месяцах. То есть получается, что люди, дожившие до пенсии, за период от назначения пенсии до смерти получают из пенсионной системы в среднем примерно столько же, сколько они в неё внесли в течение своей трудовой деятельности. Этот принцип лежит в основе и действующей ныне в России балльной пенсионной системы, хотя там он присутствует в неявной форме: он был заложен в расчёте изначальной стоимости пенсионного балла, которая затем регулярно индексируется.

Соблюдение этого принципа есть безусловное обязательство государства перед гражданами. Причём это не просто социальное обязательство, а именно финансовое обязательство, закреплённое в законодательстве о страховой пенсионной системе в виде пенсионной формулы. А отказ от выплат в нужном объёме по такому обязательству может по сути быть приравнен к дефолту по внутреннему государственному долгу. Поэтому такую ситуацию естественно назвать «социальным дефолтом».

В недавнем прошлом такое уже один раз случалось: в 2016 году власти не провели индексацию пенсий и стоимости пенсионного балла в полном объёме. Официальный уровень инфляции за 2015 год составил 12,9%, а пенсии в 2016 году были проиндексированы лишь на 4%. В результате все пенсии — настоящие и будущие — в реальном выражении сократились почти на 8,9%, и это сокращение закрепилось в системе навсегда. Точнее говоря, малая часть этого сокращения — 1,2 процентных пункта — была компенсирована два года спустя, в 2018 году, когда стоимость пенсионного балла и размер пенсий были проиндексированы на 3,7% при инфляции 2,5% за 2017 год. Таким образом, в итоге сокращение пенсионных прав граждан составило примерно 7,7%. Понятно, что единовременная выплата пяти тысяч рублей всем пенсионерам, проведённая в начале 2017 года, даже близко не компенсировала тот доход, который они недополучили только за один 2016 год. А будущие пенсионеры не получили даже и этой ничтожной компенсации сокращения своих пенсионных прав!

И вот теперь нам предстоит пережить ещё один социальный дефолт — значительно более масштабный. На этот раз правительство собирается повысить пенсионный возраст, почти не увеличивая размер пенсий. Пытаясь хоть как-то успокоить общественность, правительство заявляет, что повышение пенсионного возраста позволит увеличивать ежемесячный размер пенсии в среднем на тысячу рублей в год, а поскольку в последние годы этот размер увеличивался в среднем примерно на пятьсот рублей в год, то «повышение пенсионного возраста позволит вдвое увеличить темпы роста пенсий». Звучит красиво! Однако на самом деле это утверждение представляет собой не более чем очередной пример подтасовки цифр и фактов ради пропагандистского эффекта. Поясним это подробнее.

Дело в том, что в последние три года пенсии индексировались на относительно невысокий процент, а именно: индексация в 2016—2018 годах составила соответственно 4%, 5,4% и 3,7% (первая из них — это «недоиндексация» 2016 года, о которой говорилось выше; остальные две — индексации примерно по величине инфляции, которая в эти годы была сравнительно низкой). При тех размерах средней пенсии, которые были в указанные годы (порядка 13 тыс. рублей), величина прибавки к средней пенсии в результате индексации действительно составляла порядка 400—500 рублей. Однако по мере роста номинального размера средней пенсии будет расти и величина указанной прибавки. Поэтому даже при стабильной инфляции на уровне 4% (таков целевой ориентир Банка России) уже через несколько лет величина средней прибавки к пенсии в результате индексации будет приближаться к порогу 1000 рублей — это будет происходить в рамках нынешнего законодательства и без всякого повышения пенсионного возраста.

При этом за те несколько лет, пока прибавка в размере тысячи рублей будет составлять больше, чем необходимо для компенсации инфляции, реальный размер пенсии может несколько увеличиться. Однако насколько большим будет это увеличение, существенно зависит от уровня инфляции в ближайшие несколько лет. Вряд ли превысит 5—7%. Проиллюстрируем это следующим простым расчётом.

Сейчас средняя пенсия составляет порядка 14100 рублей, следовательно, прибавка в тысячу рублей эквивалентна индексации на 7%. Тогда на следующий год средняя пенсия составит порядка 15 100, и прибавка в тысячу рублей будет эквивалентна индексации на 6,6%. Годом позже — на 6,2%, затем — на 5,8%, потом — на 5,5%, впоследствии — на 5,2% и так далее. Но эти проценты показывают рост пенсий в номинале, то есть для того чтобы оценить будущий рост пенсий в реальном выражении, из этих цифр надо вычесть уровень будущей инфляции. Попробуем его оценить.

Целевой уровень инфляции, установленный Банком России, составляет 4%. Однако можно с большой степенью уверенности утверждать, что в ближайшие пару лет инфляция будет заметно выше, чем указанный ориентир. Уже сейчас тенденция к росту инфляции проявилась вполне явно. Это видно из динамики таких экономических индикаторов, как индекс цен производителей. Кроме того, в последние пару месяцев появились новые факторы, стимулирующие рост потребительских цен. Это и резкое повышение цен на бензин, и начавшееся в апреле постепенное ослабление рубля. Вклад этих факторов в общий уровень инфляции пока ещё невелик, но их влияние всегда проявляется с некоторой задержкой. А ещё вспомним о планируемом повышении НДС, законопроект о котором также уже внесён в Госдуму. На основе всех этих фактов вполне можно ожидать, что в ближайшие два года инфляция будет находиться на уровне не ниже 6—7%. Это означает, что прибавка в размере тысячи рублей к средней пенсии будет лишь компенсировать инфляцию, а реальный размер пенсии увеличиваться не будет.

Как станет вести себя инфляция через два-три года, пока предсказать трудно. Но даже если ЦБ постепенно сведёт её к целевому показателю 4%, то прибавка в одну тысячу рублей к средней пенсии будет означать увеличение реального размера пенсий на 1—1,5% в год в течение нескольких лет, причём этот процент будет уменьшаться, постепенно сходя на нет. Поэтому итоговое увеличение реальных пенсий в результате обещанной правительством прибавки составит не более 5—7%. А если Центробанку не удастся свести инфляцию к целевому ориентиру, то никакого увеличения реального размера пенсий может не быть вообще.

Таким образом, мы видим, что темпы роста пенсий, которые нам обещает правительство в результате повышения пенсионного возраста, почти не отличаются от тех темпов роста, которые государство и так должно обеспечивать в рамках нынешнего законодательства, и реальный размер пенсий, если и увеличится, то незначительно.

Теперь посмотрим, насколько пенсии должны были бы увеличиться, если бы повышение пенсионного возраста проводилось «честно». Как уже говорилось выше, ежемесячный размер пенсии будущего пенсионера рассчитывается как величина его пенсионного капитала, делённая на срок дожития (чтобы не усложнять изложение, я опускаю многие второстепенные детали, такие, например, как наличие фиксированной выплаты). Когда пенсионный возраст повышается, то срок дожития сокращается.

В настоящее время срок дожития при сегодняшнем пенсионном возрасте (60 и 55 лет у мужчин и женщин соответственно) составляет порядка 23 лет, а если повысить пенсионный возраст до 65 лет для обоих полов, то срок дожития составит чуть выше 18 лет. (Статистикой по сроку дожития для возраста выхода на пенсию 63 года и 65 лет у женщин и мужчин соответственно я не располагаю, но она вряд ли заметно отличается от случая 65 лет для всех.) Поэтому повышение размера пенсии, связанное с повышением пенсионного возраста, должно быть примерно в 23/18 = 1,28 раза, то есть к концу переходного периода пенсии должны увеличиться на 28% в реальном выражении только лишь за счёт сокращения срока дожития. А ведь ещё и пенсионный капитал работников, выходящих на пенсию позже, в среднем будет выше за счёт более длительного стажа. Так что связанное с повышением пенсионного возраста «честное» повышение размера пенсий можно оценить примерно в 30—35% в реальном выражении.

Однако, как мы показали выше, обещанное правительством повышение среднего размера пенсий на тысячу рублей в год в ближайшее время будет примерно соответствовать индексации пенсий по инфляции, то есть реальный размер пенсий если и увеличится, то не более чем на 5—7%. Таким образом, повышение пенсионного возраста в той форме, как оно предлагается сейчас, по сути означает, что государство украдёт у своих граждан порядка 25—30% их пенсионных прав. Это прямое нарушение государством своих финансовых обязательств перед гражданами в огромных масштабах, то есть социальный дефолт.

В заключение замечу, что повышение пенсионного возраста — это не единственная инициатива правительства в пенсионной сфере. Похоже, нас опять ждёт полномасшабная пенсионная реформа — уже вторая за пять лет (пакет законопроектов о предыдущей пенсионной реформе, когда была введена балльная система, был принят в декабре 2013 года). Об этом свидетельствует, например, недавнее высказывание Татьяны Голиковой о планах упразднения балльной системы.

В таких условиях не стоит удивляться, что граждане в подавляющем большинстве не верят в государственную пенсионную систему. И пока государство не перестанет постоянно перекраивать её и красть из неё деньги, доверие людей невозможно будет вернуть никакими пропагандистскими уловками.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *