На виражах времени

На виражах времени

По материалам публикаций на сайте газеты «Советская Россия».

Андрей Дмитриевич Дементьев назвал себя «последним романтиком ушедшего века». Он ушел на 90-м году жизни, в разгар летнего цветения и футбольных страстей. Ведь это его энергичные строки: 

Мы скаковые лошади
азарта,
На нас еще немало ставят
карт,
И, может быть, мы тяжко
рухнем завтра,
Но это завтра, а сейчас –
азарт!

Да, он азартно жил: 50 книг, 100 песен, 4 жены… Думаю, его можно смело назвать последним комсомольским поэтом – по биографии, карьере, умению меняться вместе с комсомолом и новыми веяниями. ВЛКСМ давно нет, а школа его со всем замечательным и выродившимся – осталась…

Уверен, что многие наши читатели вспомнят патриотические, порой декларативные славицы поэта, кто-то песни и стихи о любви (даже помощники  президента Владимира Путина откопали не лучшие строки о женщинах к 8 Марта), а кое-кто припомнит подпись под так называемым «расстрельным письмом 42-х» в октябре 1993 года, от которой он публично потом открещивался, но Дементьев оставался до последнего вздоха поэтом советской школы – сочинял новые строки, звал людей к лучшему, боролся с равнодушием и властью золотого тельца. Хотя сам был, пожалуй, последним преуспевающим и успешно раскупаемым поэтом. Он принадлежал к творческой породе людей, которые не стареют. Не то что деланно бодрятся или их вовсе не берут года, хотя скромные родители его были долгожителями, а просто по зову своей натуры, по складу творческого характера.

Быть стариками –
не простая штука.
Не все умеют
стариками быть.
Дожить до старости –
еще не вся наука,
Куда трудней достоинство
хранить.

А ведь какая долгая, пестрая и достойная жизнь в литературе прожита! В 1948 году, 70 лет назад, он  поступил на историко-филологический факультет Калининского государственного педагогического института (ныне – Тверской государственный университет). И в том же году в калининской газете «Пролетарская правда» и альманахе «Родной край» было опубликовано его первое стихотворение, обращенное к ровесникам – «Студенту». В следующем году по совету поэта Сергея Наровчатова перешел в Литературный институт им. А.М. Горького, где занимался в семинарах Михаила Луконина и Евгения Долматовского. Все строгие наставники – замечательные поэты фронтового поколения, неугомонные общественные деятели. Дементьев не воспользовался их авторитетом, не зацепился в Москве (я вообще не знаю, возвращаются ли ныне мои студенты-выпускники в свой Мценск или даже в Минск). Андрей вернулся в Калинин, занялся журналистской деятельностью. Стал работать в славной  комсомольской газете «Смена», которая была просто нивой поэтической поросли. Сегодня по знакомому и мне адресу  Вагжанова, 7, находится редакция «Смены+». А вот печатают ли стихи – на сайте не увидел. Зато сам Дементьев создал, воздвиг и одушевил Дом поэзии в Твери. В июле этого года там состоится значимое событие не только для Тверской земли, но и для всей поэтической России. В рамках празднования 90-летия А.Д. Дементьева с 19 по 21 июля в Твери, на берегу Волги, Дом поэзии (уже без хозяина!) соберет под своим крылом талантливую молодежь, оставшихся любителей поэзии, которые примут участие во II Всероссийском слете молодых поэтов «Зеленый листок». В прославленном журнале «Юность», главным редактором которого долгие годы был Андрей Дементьев, когда-то появился раздел «Зеленый листок», отданный молодым. Эти добрые традиции он привнес в Тверь. Впрочем, «ЛГ» подробно писала о том, как в 2017 году «Зеленый листок» собрал лауреатов прежних конкурсов и дебютантов, отобранных жюри. Среди почетных гостей будут известные российские поэты, редакторы литературных журналов, руководители поэтических семинаров. Много добрых и справедливых слов прозвучит… Если бы каждый признанный писатель и общественный деятель сделал для своей малой родины нечто подобное – культурная жизнь всколыхнулась бы! Он умел организовать любое дело – недаром с 1967 по 1972 год работал инструктором, заместителем заведующего Отделом агитации и пропаганды ЦК ВЛКСМ. Некоторое время возглавлял отдел поэзии в издательстве «Молодая гвардия». Ну а потом больше 10 лет – главный редактор журнала «Юность», особая страница судьбы. Тогда я, начинающий поэт, и познакомился с Андреем Дмитриевичем. Моя подборка появилась на развороте – это была такая путевка в поэзию! К чему перечисляю все эти посты и вехи биографии? Чтобы показать, как складывается биография поэта, не только литературно-филологическая, но и гражданственно-патриотическая. Сегодня об этом порой даже на крупных семинарах и высоких обсуждениях стесняются говорить.

Но ведь именно поэтому Дементьев и имеет право утверждать в полный голос:

Я упрямый романтик
ушедшего века.
Верил я, что для счастья
воспрянет земля.
Но от веры осталась
лишь горькая метка,
Как от взрыва воронка,  –
в душе у меня.

Смотрят предки вослед –
удивленно и строго.
Нашу жизнь не понять им
в далекой дали…
Разбрелись земляки
по нежданным дорогам.
И дороги опять
мимо Храма прошли.

Вроде церкви-то стали строиться в шаговой доступности, а не всех дорога к Храму привела…

А в конце 80-х, в разгар перестройки, наши дороги неожиданно пересеклись: на Московском телевидении появилась программа в прямом эфире «Добрый вечер, Москва!». И выпускающая Валентина Демидова собрала команду писателей-ведущих: Андрей Дементьев, Сергей Есин, Вячеслав Шугаев, а в 1989 году присоединился к ней и я.

Журналистская стезя привела Дементьева на пост директора ближневосточного представительства телеканала «РТР» в Израиле. И оттуда прилетали широко печатавшиеся строчки, которые порой вызывали критику и усмешки:

Угораздило меня родиться
В этой безалаберной
стране.
Я хочу быть
перелетной птицей.
Зиму – ТАМ. А к дому –
по весне…

Мол, неплохо устроился, но поэт сам же признавался:

Впрочем, это мне
не угрожает.
Я же не какой-нибудь изгой.
Как ни хороша земля чужая,
Мне она не может
стать родной…

На родной земле продолжалась его поэтическая и публицистическая стезя. Он стал политическим обозревателем «Радио России». В 2003–2006 годах был одним из ведущих телепрограммы «Народ хочет знать» (ТВЦ). Наконец, много лет вел на «Радио России» программу «Виражи времени». Но куда бы они его ни заносили, он прежде всего оставался лириком, песнопевцем. Недаром народу он известен прежде всего как автор множества лирических и патриотических песен. К числу наиболее любимых народом относятся: «А я без Волги просто не могу», «Отчий дом», «Прекрасное имя – Россия», «Яблоки на снегу», «Поздняя любовь», «Расскажи мне, мама», «Лебединая верность», «Аленушка», «Баллада о матери», «Мы навек любовью ранены», «Натали» и другие, самые светлые из них были написаны в соавторстве с замечательным мелодистом Евгением Мартыновым.

Ты прости меня, любимая,
За чужое зло,
Что мое крыло
Счастье не спасло.

Раньше их слушали и напевали миллионы, а теперь стал надиктовывать позвонившему корреспонденту ТАСС слово прощания – чувствую, что молодой человек ни одной строчки не знает.
Во многих поездках довелось побывать, на многих литературных праздниках встречаться. Но больше всего мне запомнилась поездка к Михаилу Лермонтову – в Пензу, на родину моей мамы, и в Тарханы, в знаменитый музей. Дождик нас заливал, но Дементьев и его жена приехали с телевизионной группой, чтобы создать целое теплое полотно о любимом поэте:

На всех портретах
Лермонтов печален.
Порой задумчив.
Иногда суров.
И в дни, когда
Со славою венчали,
И в сладкий миг
Предчувствия стихов…

Сам Андрей Дементьев был и славой повенчан, и оставил читателям сладкие миги предчувствия стихов и песен. Не все сегодня их могут оценить…

Александр БОБРОВ

Комментарий редакции: Несомненно, к Андрею Дементьеву может быть множество вопросов. Например, известное письмо в поддержку расстрела Верховного совета в 1993 году. Вполне понятно, что он, осознав, куда ведут Россию ельцинисты и стоящий за их спиной Запад, открестился от упомянутого позорного обращения. Но всё же… Однако мы обратим внимание на иную сторону дела — на особенности его творчества. Ценности семьи, Родины, высоких моральных ценностей, — всё это придавало огромное значения и с точки зрения качества развития культуры, и с точки зрения укрепления нравственных начал в обществе и т.д. К сожалению, подобных деятелей культуры становится всё меньше и меньше. Их места заполняют представители псевдоискусства, которые стремятся исказить, осквернить духовные богатства нашей страны. А пропаганда пошлости и цинизма, ежедневно льющаяся с телеэкранов? Подобное не прекратится, пока будет господствовать капитал. Именно ему выгодно, чтобы обществом было проще управлять. Поэтому прививают людям потребительскую психологию, отучают от анализа разворачивающихся в обществе процессов, а тем более от таких высоких ценностей как патриотизм, духовность, коллективизм. 

                                 

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *