По материалам публикаций на Центральном сайте КПРФ.

Доктор исторических наук, профессор Владимир Лукин, побывавший на многих ответственных постах, а ныне член Совета Федерации Федерального собрания РФ, в 1961 1964 годах был аспирантом Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) и защитил диссертацию о международном рабочем движении. Член КПСС с 1961 по 1991 год должен был бы знать «Манифест коммунистической партии», написанный Марксом и Энгельсом в 1848 году, но, как оказалось, «слышал звон, да не знает, где он», что и продемонстрировал в беседе с журналисткой «Российской газеты» Еленой Яковлевой, опубликованной 26 июня.

Потрясающий момент беседы, касающийся «Манифеста», который стоит того, чтобы его просто процитировать: «Сегодня многое из Маркса навсегда уходит из наших представлений. Посмотрите на все эти рассуждения джентльменов об общности жен в Коммунистическом манифесте», — говорит профессор, имея в виду К. Маркса и Ф. Энгельса. «Манифест» был опубликован в 1848 году и до того момента такие обвинения в адрес коммунистов уже звучали, и Владимир Петрович их повторяет более чем через полтора столетия, хотя на самом деле в документе на эти обвинения был дан четкий ответ, который я процитирую, поскольку это будет необходимо.

«Буржуа смотрит на свою жену как на простое орудие производства. Он слышит, что орудия производства предполагается предоставить в общее пользование, и, конечно, не может отрешиться от мысли, что и женщин постигнет та же участь. Он даже и не подозревает, что речь идёт как раз об устранении такого положения женщины, когда она является простым орудием производства. Впрочем, нет ничего смешнее высокоморального ужаса наших буржуа по поводу мнимой официальной общности жён у коммунистов. Коммунистам нет надобности вводить общность жён, она существовала почти всегда. Наши буржуа, не довольствуясь тем, что в их распоряжении находятся жёны и дочери их рабочих, не говоря уже об официальной проституции, видят особое наслаждение в том, чтобы соблазнять жён друг у друга.

Буржуазный брак является в действительности общностью жён. Коммунистам можно было бы сделать упрёк разве лишь в том, будто они хотят ввести вместо лицемерно-прикрытой общности жён официальную, открытую. Но, ведь само собой разумеется, что с уничтожением нынешних производственных отношений исчезнет и вытекающая из них общность жён, т.е. официальная и неофициальная проституция».

Справедливости ради надо отметить, что журналистка Елена Яковлева этот прокол доктора исторических наук заметила. «О да, но в том же манифесте он сначала очень доказательно говорит об общности жен при капитализме. Которую теперь отчасти опять можно наблюдать. И это куда актуальнее общности жен при коммунизме, который так и не наступил». Профессор, конечно, оказался не так прост, не признал свою ошибку, а поступил по принципу судьи из арабских сказок, у которого все тяжущиеся стороны правы. «Вы тоже правы. Тем более наша задача сегодня не разоблачать Маркса, а смотреть, как его идеи «контактируют» с действительным развитием истории — что уходит и что остается?»

К этому эпизоду беседы остаётся добавить одну смешную деталь. Журналистка Елена Яковлева, в сущности, не отрицает возможности «общности жён» при коммунизме, но мы его не видим, дескать, просто потому, что он «не наступил». Её вывод, конечно, смешон, но он очень хорошо контрастирует с последними словами господина профессора в беседе, которые я хочу привести, хотя и несколько забегая вперёд: «Нам удалось перейти от общинного строя в коммунизм. Но в казарменный». Это абсолютно не историческое утверждение, очень странное для «доктора исторических наук»: наши народы в Советском Союзе жили при социализме, коммунизма не было, к нему стремились, и, несомненно, пришли, если бы к руководству страной не пробились буржуазные оппортунисты во главе с Ельциным и Горбачёвым.

Ради правды надо отметить, что Владимир Петрович, вроде, как бы и защищает Карла Маркса, признаёт его крупным философом, но при этом старается представить дело так, что, мол, его философия осталась в далёком прошлом и даже приводит некоторые сравнения с событиями нынешнего времени. Так, например, отвечая на вопрос «Пролетарии всех стран уже больше никогда не объединяться?» По мнению В. Лукина, нет. «У Маркса кузнец Смит на ткацкой фабрике в значительной степени результат своей 12-14-часовой работы на ней. Она делает его таким же, как его сосед Джонсон. Конкретика труда и социальных обстоятельств, абсолютный аналогизм с соседом, совершающим те же самые автоматические действия, как Чарли Чаплин на конвейере… Из этого родилось замечательное обобщение – пролетариат. Но как только закончилась конвейерная эпоха, идеи Маркса о пролетариате перестали казаться такими уж выдающимися… Сегодня многое из Маркса навсегда уходит из наших представлений». Молодец, Владимир Петрович! Он полностью проигнорировал постулат о том, что пролетариат не владеет средствами производства, не эксплуатирует других людей, но продаёт свою способность трудиться и создавать прибавочную стоимость, которую буржуазия присваивает. Да, сегодня кузнецы, как были пролетариатом, так ими и остаются. Более того, в ряды пролетариата входят и представители многих современных профессий, включая и рекламируемых менеджеров и даже манекенщиц, последним платят неплохо, но эксплуатируют нещадно. Кого вы дурите-то, Владимир Петрович! Не многие клюнут на ваши слова. Да, на них купилась журналистка Елена Яковлева. В номере «РГ» от 28 июня она написала, что «Лукин умён, здрав, адекватен, глубок, широк, смел, взвешен, понятен, неожиданен». Но это её проблемы!

Но с ней можно согласиться в том, что он действительно «неожиданен», когда в беседе разделил личность Маркса на революционера и учёного эволюциониста. «И оба этих Маркса захватили воображение людей. Из темпераментного Маркса революционера вышли потом взявшие телефон и телеграф Ленин и Троцкий, ну а далее по списку. А из Маркса-учёного – «шведский социализм» огромные социальные завоевания во Франции и Англии…» «Шведский социализм» — появился не «до» Великого Октября, а после. Французы вырвали для себя «социальные завоевания» после жаркого лета 1968 года, английская элита уступала своим труженикам. Но в обеих странах всё равно под влиянием социалистической революции в октябре 1917 года в России. А вот сегодня, после развала Советского Союза буржуазные элиты ведут дело к ликвидации сделанных ранее уступок. Вон в тихой Австрии на повестку дня встал вопрос об установлении 12-часового рабочего дня и 60-часовой рабочей недели. То есть упомянутый «кузнец Смит» опять будет вынужден бороться за 8-часовой рабочий день. А таких «кузнецов» сегодня во всех европейских странах, включая «обновлённую Россию», миллионы. Вот почему сегодня вновь актуален выдвинутый Марксом и Энгельсом лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

И такое соединение произойдёт, как бы против этого не выступали профессора и доктора исторических наук России и других стран Европы. Что касается попытки В. Лукина извратить идеи Маркса, то на неё можно ответить русской пословицей: «И на старуху бывает проруха».

Комментарий редакции: Утверждения о том, будто бы марксизм ушёл в прошлое и потерял актуальность, носят откровенно бездоказательный характер. Подобным образом мыслить могут либо некомпетентные люди, либо те, кто прямо или косвенно относится к обслуге буржуазии. Так, упомянутый в статье В.П. Лукин намекает на исчезновение пролетариата в настоящее время. Сперва зададимся вопросом: кто, собственно говоря, является пролетарием? Правильно, тот, кто вынужден продавать свою рабочую силу и подвергается эксплуатации со стороны капиталистов. Да, после развала СССР произошла деиндустриализация. Но это не значит, что исчезли те, кто горбатится на «хозяев жизни». Например, офисные работники, машинисты общественного транспорта, служащие торговых центров — они кто? Они не продают свою рабочую силу классу предпринимателей? Они не работают на обогащение последних? Или нам пытаются доказать, будто троллейбусы, автобусы, электропоезда в метро водят олигархи?! Вот на повестке дня и стоит вопрос о борьбе за отстаивание их прав. Ведь перечисленные лица не понаслышке знают, что такое произвол работодателей. 

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.