В Польше 11 июля отмечался день памяти жертв волынской резни, которой руководили украинские фашисты, чьи имена теперь носят центральные проспекты и площади городов «незалежной», кто ныне официально признан «героями» Украины.
ОФИЦИАЛЬНОЕ название этой даты — Национальный день памяти жертв геноцида граждан Польской Республики, совершённого украинскими националистами. Именно 11 июля 1943 года стало апогеем, кульминацией событий, получивших название «волынская резня». Польские историки расценивают те кровавые события как геноцид и этническую чистку. В тот день украинские националисты с боевым кличем «Смерть ляхам!» атаковали одновременно порядка 150 польских деревень на Волыни. В результате были вырезаны или убиты с особой жестокостью, по разным данным, от 100 тысяч до 130 тысяч человек. Правда, бойцы польской Армии Крайовой и «крестьянских батальонов» ответили тем же — массовыми убийствами украинцев на территории Польши. Это обоюдный пример того, что происходит, когда верх берёт национализм!
В этот день возле посольства Украины в Варшаве состоялась антибандеровская акция, направленная против пропаганды идеологии украинских националистов. Группа общественных активистов пришла к зданию украинской дипмиссии на аллее Шуха с требованием прекратить пропагандировать преступную идеологию и покровительствовать националистам. Они принесли с собой плакаты: «Нет — геноциду!», «Бандера стоп!»
До сих пор Киев извинений за волынскую резню не принёс, хотя нынешние украинские власти утверждают, что готовы сделать это. Но сначала Польша должна доказать тот факт, что «чем-то плохим» занимались именно бандеровцы, и в частности офицер вермахта Роман Шухевич. Хорошо известно, что это имя на Украине выше всяких подозрений. Несмотря на существующие неопровержимые факты: во время Великой Отечественной войны он носил форму офицера оккупационной немецкой армии и участвовал в кровавых этнических чистках не только на Украине, но и в Белоруссии. А после войны прятался по лесам и глухим сёлам, организуя различные диверсии против подразделений Красной Армии и мирных жителей прикарпатского региона — в основном сельских учителей, медиков и работников культуры (которых до Советской власти в этих местах не было вовсе), местных активистов. В 1950 году садист-палач Шухевич был ликвидирован органами госбезопасности СССР. Ныне он зачислен в герои, так как уничтожил тысячи поляков, русских и украинцев якобы во имя «Великой Украины».
Те, кто присвоил ему почётное звание «Герой Украины», называют его именем улицы, устанавливают ему памятники, как бы не ведая, что Нюрнбергский процесс осудил и пособников фашистов. Их даже не смущает тот факт, что для нацистов украинцы были недочеловеками, которые в лучшем случае годились быть «рабочей скотинкой» для немцев — «расы господ».
Сегодня в Варшаве полагают, что в связи с нынешней политической ситуацией необходимо выработать более умеренную позицию относительно волынской резни.
Такое мнение выразил спикер сената Польши Станислав Карчевский в эфире Польского радио. По его словам, чувствуется, что польско-украинские отношения ослабли.
«Мы должны развивать их, основываясь на правде, в этом мы не можем уступать. Диалог продолжается и будет продолжаться. Должны пересказывать нашу общую правду, развитие отношений должно опираться на надёжный исторический анализ, правду и взаимное доверие», — пожелал спикер.
Но президенты Украины и Польши не сочли нужным вместе почтить память жертв волынской резни. Дескать, «нет причин для компромисса». Оба президента посетили места, связанные с трагическими событиями времён Второй мировой войны: Анджей Дуда был на Волыни, а Пётр Порошенко — в деревне Сагрынь, что в Польше. При этом лидеры двух стран не встретились, как предполагалось ранее, но даже вступили в заочный спор. Варшава считает геноцидом уничтожение более 100 тысяч поляков в ходе резни 1943 года, Киев же заявляет, что в этой трагедии виновны и украинцы, и поляки.
Во время частного визита Анджея Дуды на Волынь, приуроченного к 75-летию волынской резни, президент назвал этнической чисткой события на Украине в 1943 году. Открывая 8 июля мемориал погибшим полякам в посёлке Олыка Волынской области Украины, польский лидер подчеркнул: «Это печальная дата для польских семей. Это не была война — это была этническая чистка, чтобы убрать поляков с территорий, на которых они жили».
Главный камень преткновения появился 22 июля 2016 года, когда польский сейм признал события волынской резни геноцидом поляков. За год до этого киевская Верховная Рада объявила деятельность ОУН-УПА* борьбой за независимость Украины. Дальше — больше: с января 2018 года «пропаганда бандеровской идеологии» в Польше является уголовным преступлением, равно как и отрицание геноцида поляков украинскими националистами.
Принятый тогда сеймом закон об Институте национальной памяти позже был исправлен по требованию США и Израиля, так как в нём содержался пункт об уголовной ответственности за обвинение поляков в пособничестве холокосту. Однако антибандеровские положения остались без изменений.
Выступая в Сагрыни, Пётр Порошенко призвал исправить польский закон об Институте национальной памяти так, чтобы он удовлетворял требованиям и украинской стороны.
Но, по мнению экспертов, это требование для поляков невыполнимо, так как Украина не сможет добиться никаких уступок, поскольку не является весомым субъектом международных отношений. Дальнейшая судьба украинско-польских отношений полностью зависит от того, что скажут в американском госдепе.
В.М.Т.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.