По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».
Более двух веков любой беглый крепостной крестьянин из Центральной России, попавший в низовскую станицу Багаевскую, ведущую свою историю с 1648 года, становился свободным и был защищён казацким правом: «С Дона выдачи нет». В нынешние демократические времена большинство трудоспособных мужчин «пустились в бега» уже в обратном направлении — на вахтовые заработки в северных и центральных регионах страны. А оставленные ими в станице родители-пенсионеры и жёны с детьми попали в «крепостную» зависимость от пришлых современных бояр и их опричников-посредников.
БАГАЕВСКИЕ землепашцы начали выращивать особенные, так называемые сладкие огурцы более сотни лет назад. Плодородная земля донского левобережья, благоприятный микроклимат здешних мест, а также возможность сбыта продукции в Новочеркасске, Ростове-на-Дону и в шахтёрских городах создавали условия для получения хорошего заработка владельцам земельных наделов, приусадебных участков, хозяевам частных подворий.
Расцвету огуречного дела способствовало создание в 1962 году на базе колхоза имени Ильича консервного завода, где работало 80 процентов трудоспособного населения станицы, вспоминает знатный огородник Алексей Васильевич Ковалёв. Завод выпускал фруктовые и овощные соки, консервы, но главной оставалась продукция из огурцов местных сортов. Станичники выращивали огурцы, сдавали урожай по твёрдой цене на пункты госзакупок, вывозили на рынки близлежащих городов и получали хороший приработок к семейному бюджету.
Привычный уклад жизни нарушился в 90-е годы прошлого века, когда сельхозструктуры перешли на зерноводство, плодоовощные колхозы и совхозы были ликвидированы, а Багаевский консервный завод превратился в закрытое акционерное общество, главная контора которого находится в Москве. На переработку в заводские цеха стали поступать привозные овощи, а, скажем, огурцы доставлялись аж из Китая. В прошлом году градообразующее предприятие станицы было признано банкротом. И для большинства багаевцев единственным средством выживания стали огурцы.
Ныне теплицы, или так называемые балаганы, для выращивания огурцов можно увидеть в каждом подворье. Жильцы многоквартирных домов арендуют приусадебные участки земляков, уехавших в поисках лучшей доли. А на свободных землях и даже неудобьях расставили «балаганы» переселенцы, турки-месхетинцы. И в календаре пенсионеров и «солдаток», мужья которых находятся на трудовом фронте вахтовых заработков, теперь стало два времени года — сезон подготовки к посеву огурцов и сезон выращивания двух урожаев. Трудно сказать, в какой из этих двух сезонов можно дух перевести.
— Рабочая смена в теплице начинается с четырёх и продолжается до восьми часов утра, — рассказывает хозяйка двух «балаганов» пенсионерка Валентина Александровна Чистякова. Днём температура внутри теплицы поднимается до 60 градусов, и рискнуть без вреда для здоровья зайти в парник можно только к вечеру, когда спадёт жара.
Если пенсионеры могут себе позволить дневной отдых, то молодые огородницы в самое жаркое время спешат на работу. И такой потогонный режим, сродни каторжному, продолжается до наступления морозов. А в зимнее время — всё внимание подготовке к приходу весны: ремонт «балаганов» и системы капельного полива, приобретение укрывного материала, органических удобрений и семян. Одна семечка багаевского огурца нынешней весной стоила три рубля. Впрочем, выращиваемые в станичных «балаганах» огурцы так называют условно. Потому что местная селекция нынче утрачена, семеноводческих станций на Дону днём с огнём не найдёшь.
Прошедшей весной закупочная цена огурцов опускалась до 5 рублей за килограмм. Возразить огородникам было нечего: они находятся в полной зависимости от теневых хозяев оптовых рынков. В Багаевской таких рынков два, на оба приезжают закупщики, в основном из столицы и центральных областей России. В Ростове-на-Дону, да и в других городах области в торговой сети можно найти багаевские огурцы, но надпись на ценниках — это лукавство продавцов: в Донской регион огурцы завозятся из Дагестана и Азербайджана. И жители «огуречной станицы» здесь ни при чём: производители продукции на оптовых рынках права голоса не имеют.
— Закупочную цену определяют неизвестные лица, а сообщают так называемые бегуны, молодые безработные парни, освоившие язык символов и быстро, как по телеграфу, передающие волю законодателей цен, — говорит бывший железнодорожник Николай Прокофьевич Бочаров, три года назад потерявший свою супругу-огородницу и сам освоивший профессию овощевода. Случается, продавцов-огородников они оскорбляют словами, не всегда цензурными, и из-за этого нередко бывают драки.
Если драку 2017 года будут долго помнить в станице, то мелкие стычки случаются частенько. И, как всегда, полиция такие конфликты не замечает. Зато не «проморгают» ни одной фуры конкурентов, «незаконно» попавшей в «запретную» зону. Найдут или дефект в моторе, или припишут нарушение правил дорожного движения. Пытались станичники узнать статус этих «бегунов», раскрыть инкогнито крёстных отцов, устанавливающих цены, но их усилия оказались тщетными. Власти, надзорные органы и полицейские вдруг становились слепоглухонемыми, оттого у подававших жалобы возникла твёрдая уверенность в том, что между чиновниками и бизнесменами установлена круговая порука.
Далеко не все они, если говорить прямо, заинтересованы в расширении налогооблагаемой базы, в наполнении местного бюджета. С прошлого года главное градообразующее предприятие, Багаевский консервный завод, приносит только убытки, так что от него поселению — как от козла молока. Видимо, поэтому глава администрации станицы Галина Зорина отреагировала на возмущение женщин-«солдаток» и казаков. На встрече станичники высказали главное требование: открыть в райцентре казачий рынок и освободить огородников от крепостной зависимости, чтоб вести торговлю без посредников-закупщиков и «бегунов». И вот местный «Колхозный рынок» стал вести закупку овощной продукции, выращенной в личных подсобных хозяйствах.
— Местные жители поддержали решение главы администрации по созданию в станице зоны свободной торговли, — говорит станичный атаман подъесаул Олег Тесля. — И если членам общественной организации «Область Войска Донского» будет поручена охрана общественного порядка на «Колхозном рынке», мы с честью выполним это задание.
Вместе с местными защитниками природы казаки и коммунисты защищали от вырубки уникальный лесной массив на берегу Дона. Не спасуют они и перед теневыми хозяевами оптовых рынков, наживающимися на тяжёлом труде тружеников-огородников.
Комментарий редакции: Для того, чтобы защитить сельских тружеников от гнёта посредников-перекупщиков, нужно кардинально менять аграрную (и экономическую в целом) политику на федеральном уровне. Так, поставить заслон торговым спекулянтам, введя предельный уровень торговой наценки. Несомненно, нужно создавать условия для деятельности доказавших свою эффективность народных предприятий. Но о подобном правительство Путина — Медведева не помышляет. Напротив, правящие круги полагают, будто свободная игра рыночных сил способна всё расставить по своим местам и что государственное вмешательство якобы чревато тяжёлыми последствиями. Но ведь опыт СССР и даже опыт т.н. «развитых» стран не оставляет камня на камне от подобных умозрительных схем. Так нет, не желают даже присматриваться. Да и будут ли ставленники мировой олигархии действовать иначе?
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.