По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».
В мировой литературе, культуре, в мировой истории есть такие имена, такие творцы, такие произведения, с которыми ассоциируются сущности целых эпох. Это не мёртвые экспонаты, застывшие в камне и бронзе, уснувшие на полках библиотек или в тиши музеев, а живые символы, дышащие страстями своего времени и дающие возможность ощутить это дыхание нам. Это те символы, благодаря которым мёртвая кость, голый скелет земной истории облекается живой пульсирующей плотью человеческого бытия, обретает запах и аромат, тепло и цвет.
Таковы «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Божественная комедия» Данте, «Фауст» Гёте… В этом ряду для нас и поэзия Владимира Маяковского. Представляется, что именно по таким творцам, как Маяковский, Горький, Шолохов, будущие поколения смогут понять и почувствовать великую эпоху Великого Октября, включающую в себя весь социалистический «штурм неба», весь русский ХХ век.
В грозовой атмосфере тектонических социальных сдвигов начала ХХ века Владимир Маяковский, писавший «кровью сердца», сумел выразить, запечатлеть своё время, его поистине великие свершения.
Коммунизм — это молодость мира
Недавно в «патриотической» вроде бы газете читаю интересный по теме и интересно написанный материал о выставке, открывшейся в Москве, в Историческом музее. Приведу несколько строк:
«В Государственном Историческом музее сейчас проходит выставка «Энергия мечты. К 100-летию Великой Революции». Уже в самом названии заключена динамика жизни. Вечная молодость. Маяковский утверждал: «Моя страна — подросток», а из радиоточки неслось: «Потому что у нас каждый молод сейчас / В нашей юной прекрасной стране!». Авангардист Эль Лисицкий впоследствии скажет: «Мы стали призывниками эпохи нового начала человеческой истории… Для творчества нашего поколения Октябрь был первой молодостью». Авторы и кураторы выставки сообщают, что «Энергия мечты» — не что иное, как «социокультурная модель постреволюционной эпохи». Железно, яростно, солнечно, ветрено…».
Правда, в статье «тактично» не упоминается, что залы Исторического музея, в которых проходит выставка, это новая часть Исторического музея — присоединённое к нему здание, в котором до разгрома периода «катастройки» находился Центральный Музей В.И. Ленина. А многие экспонаты выставки — то, что удалось сохранить от разгрома из прежнего музея.
Впрочем, в названной статье есть и о Ленине: «Бытовала в советской традиции миленькая, прямо-таки плюшевая присказка — «дедушка Ленин» и «октябрята — внучата Ильича». Это одна из многочисленных и никем не замечаемых ошибок агитпропа. Революция есть энергия масс, и вдруг заместо человека-легенды берётся образ дедульки — в кепочке и с прищуром, да с этакой многоопытной хитринкой, с байками-словесами: «Батенька! Вас нужно срочно напоить чаем! И непременно горячим!» Маяковский писал: «Я боюсь, чтоб шествия и мавзолеи, / поклонений установленный статут / не залили б приторным елеем / ленинскую простоту»…»
В общем, говоря о Русской революции, об Энергии мечты Советской России 1920 — 1930-х годов, как же обойтись без Маяковского?!
Но ещё несколько фраз из статьи о выставке: «Предъявлены и совсем уж изумительные раритеты — к примеру, настольные часы в виде первого советского танка «Борец за свободу товарищ Ленин». Всё — внове. Всё — живо. В 1920—1930-х годах лозунги не расходились с делом, а молодёжь рвалась на Полюс и в Испанию — в том числе и потому (!), что это было престижно в юношеской среде. Строить метро. Варить сталь. Изобретать новые технологии. Когда «мода» совпадает с государственной парадигмой, общество переживает свой расцвет. Коммунизм — это молодость мира, но энергия иссякла на подходе. Энергия мечты…».
Цитируемая статья имеет и эпиграф:
Коммунизм — это
молодость мира,
И его возводить
молодым!..
Указан и «автор» этого эпиграфа: «Юрий Визбор». Именно так!
Действительно, поэт и бард Юрий Визбор в «Марше молодых строителей» (1959) пел:
От Карпатских долин
до Таймыра
Мы идём по дорогам
крутым.
Коммунизм —
это молодость мира,
И его возводить
молодым!..
Дело, однако, в том, что популярный бард 1960—1980-х годов в своём «Марше…» просто процитировал строчки из стихотворения-марша В.В. Маяковского «МЮД (Международный юношеский день)» (1926):
Старый мир
из жизни вырос,
развевайте мёртвое
в дым!
Коммунизм —
это молодость мира,
и его
возводить
молодым!..
Если звёзды зажигают…
В другой газете-еженедельнике, вполне как бы интеллектуальной, освещающей новости литературы, культуры, книгоизданий, газете отнюдь не жёлто-либеральной, читаю статью в «Колонке главного редактора» (!). Статья посвящена достижениям в области исследований космического пространства и их освещению в печати. И этой статье также предпослан значимый эпиграф, определяющий тему размышлений редактора газеты:
…Если звёзды
зажигают —
значит — это
кому-нибудь нужно?..
Указан и «автор» этих слов. Кто? «Антуан де Сент-Экзюпери»…
Конечно, «Маленький принц» Экзюпери постоянно и внимательно всматривался в звёздное небо и много размышлял о мироздании…
Между тем стихотворение Владимира Маяковского «Послушайте» («Послушайте! Ведь, если звёзды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?..», 1914 г.) в числе очень немногих текстов и сегодня по-прежнему входит в учебные программы уроков литературы средней школы. Хотя при нынешнем «плюрализме» школьных программ, видимо, его «проходят» уже не везде. Некоторые «продвинутые» учебники литературы вообще обходятся без рассмотрения В.В. Маяковского как самостоятельного и крупнейшего явления русской литературы, утопив краткие сведения и упоминания о нём в разделах «Серебряный век русской литературы», «Литература русского модернизма», «Русский футуризм» и тому подобных.
Зато как отдельный «сюжет» и даже целый «раздел» истории русской литературы XX века ныне в школьные учебники включён А.И. Солженицын. Да и в Государственной программе официальных празднований 2018-го нынешний год объявлен «Годом Солженицына»! Вам понятно — за что?
Маяковский, как и Горький (а заодно и Тургенев), такой чести не удостоился. Чем-то такая глухота (да и глухота ли?) властей предержащих напоминает (в параллель) стыдливое прикрытие расцвеченным картонажем Мавзолея В.И. Ленина в дни парадов и других массовых манифестаций на Красной площади.
Кстати, Государственный музей В.В. Маяковского в Москве и прикрывать не нужно — он уже который год закрыт на ремонт и реконструкцию. Его богатейшие фонды практически недоступны для исследователей. Какая-то часть экспонатов периодически демонстрируется на каких-нибудь временных выставках в различных выставочных помещениях. А на ремонт музея всё как-то нет денег… Зато деньги (и немалые!) у государства нашлись на другое «музейное» строительство: в Екатеринбурге отгрохан супермузей Ельцин-центр, о чём недавно ещё раз напомнила «Правда». В дни, когда в мире широко отмечают 200-летие великого учёного-провидца Карла Маркса, у нас «ненавязчиво» драпируют мемориал его великого последователя В.И. Ленина, помпезно «зажигая» совсем иные «звёзды».
Да, Владимир Маяковский встречает свой очередной юбилей не в лучшие для себя и не в лучшие для всей нашей страны времена. Маяковский — под стать той Родине, которая была подлинно великой и могучей державой, которая жила Энергией мечты, которая рождала героев-воинов, героев-первопроходцев, героев-созидателей. В сегодняшней жизни, отданной на откуп делягам, тёмным персонажам, откровенным ворюгам, не знающим духовной высоты, Маяковскому трудно. Очень трудно…
«Возвращения» и «сбрасывания с пьедестала»
В ходе перестройки-«катастройки» началось массовое «возвращение» на Родину культурных и прочих ценностей Русского зарубежья. В том числе — и литературных произведений. «Вернуться в Россию стихами…» — когда-то мечтал поэт-эмигрант Георгий Иванов, чьи произведения действительно вернулись в Россию.
Начались и многочисленные «возвращения-переименования» старых и не очень старых («советских») названий улиц, переулков, посёлков, городов и т.п. (Этот процесс, уже доведённый до абсурда под названием «декоммунизация», мы ныне наблюдаем и на Украине, в Прибалтике, некоторых других странах).
А из Русского послеоктябрьского зарубежья, помимо духовных ценностей, стали «возвращаться» (точнее — перемещаться, так как их здесь ранее просто не было) и некоторые общества, организации, фонды, издательства. Среди них — «Посев», издательство НТС (Народно-трудового союза, с момента своего создания в 1930-х годах всегда боровшегося против Советской власти в России). И вот в этом издательстве, уже в Москве, вышла «Чёрная книга имён, которым не место на карте России» (М.: «Посев», 2004. Составитель С.В. Волков). Как поясняется в издательской аннотации, эта «Чёрная книга» посвящена «той части современной российской топонимики, которая составляет наследие коммунистической идеологии и пропаганды…».
И среди этих имён, «которым не место», — В.В. Маяковский!
Что ж, некоторые шаги в этом направлении довольно быстро были сделаны. Так, площади Маяковского в Москве было «возвращено» название Триумфальной. О каком «триумфе» тут речь?
Вспоминается другая памятная дата: 1993 год, 100-летний (!) юбилей В.В. Маяковского. Хотя день рождения поэта приходился на 19 июля (7(19) июля 1893 г.), из соображений целесообразности (якобы летний «отпускной» сезон и т.п.) традиционное торжественное юбилейное заседание общественности было решено провести осенью — 4 октября. Заседание проходило в Концертном зале имени П.И. Чайковского. Заметим, что обычно такого масштаба торжественные мероприятия проводились либо в Большом театре, либо в Колонном зале Дома союзов. Но к юбилею нашего поэта уже успели небезуспешно потрудиться «специалисты по сдиранию всяческого глянца», по выяснению вопроса «какого роста был Маяковский» и т.п.
Мало того, как будто специально — события 3—4 октября 1993 года в Москве. Танки стреляют по зданию Верховного Совета России, разгон Съезда народных депутатов, государственный переворот… На торжественное заседание (которое всё же состоялось, хотя и при полупустом зале) пришлось проходить через несколько патрулей с предъявлением документов. На самом же заседании прозвучало несколько невнятных выступлений дежурных ораторов, тщательно обходивших острые вопросы творчества поэта и тем более какие-либо упоминания о событиях, происходивших в эти часы за стенами театра. Но… в заключение вечера мощно, «в живом исполнении», прозвучала «Патетическая оратория» Г.В. Свиридова для хора и оркестра на слова В.В. Маяковского. Зал имени П.И. Чайковского наполнился потрясающей музыкой и пением. И далеко не все в тот момент осознавали, что это звучит своеобразный реквием по уходящему Советскому прошлому, это — прощание (безусловно, временное!) с Советской Россией.
Я же в те дни много писал, цитируя Маяковского:
…Огромный,
покрытый
кровавою ржою,
народ,
голодный и голоштанный,
к Советам пойдёт
или будет
буржую
таскать,
как и встарь,
из огня каштаны?..
(В. Маяковский «Владимир Ильич Ленин», 1924)
К сожалению, выражаясь словами другого классика, в те дни в большей своей массе «народ безмолствовал»… (А.С. Пушкин).
Да, вот так получилось, что Маяковский не только жил и боролся в эпоху грозных тектонических сдвигов, но и свои посмертные юбилеи встречал в условиях мощнейших социальных потрясений.
Но поэт-гений, поэт-титан выстоял! В том числе — несмотря на все наскоки и старания интеллигентствующих «сдирателей глянца» и «сбрасывателей с пьедесталов». Так что вполне уместно будет процитировать уже упоминавшегося здесь Юрия Визбора:
…А впрочем, бесконечны
наветы и враньё,
И те, кому не выдал бог
таланта,
Лишь этим утверждают
присутствие своё,
Пытаясь обкусать
ступни гигантам…
(Ю. Визбор «Письмо», 1982).
К сожалению, попытками «обкусывания ступней гигантов» занимались не только шустрые молодые неофиты от журналистики и поп-культуры. «Я знаю, голод будет, я знаю, голод есть…» — как-то печатно изощрился литератор, несколько десятилетий трудившийся на ниве академического маяковедения… Однако даже подобные издевательства говорят лишь о том, что Маяковский — с нами. Афоризмы, фразы, строчки, строфы, стихи Маяковского по-прежнему на слуху, они живут, работают. Век Маяковского продолжается, сколько бы ни хоронила его «банда поэтических рвачей и выжиг».
Вперёд, время!
Время, вперёд!
Соратник К. Маркса Фридрих Энгельс в своей «Диалектике природы», говоря о титанах эпохи Возрождения — Леонардо да Винчи, Альбрехте Дюрере, Макиавелли, Лютере, справедливо отмечал: «…Что особенно характерно для них, так это то, что они почти все живут в самой гуще интересов своего времени, принимают живое участие в практической борьбе, становятся на сторону той или иной партии и борются кто словом и пером, кто мечом, а кто тем и другим вместе. Отсюда та полнота и сила характера, которые делают их цельными людьми. Кабинетные учёные являлись тогда исключением; это или люди второго и третьего ранга, или благоразумные филистеры, не желающие обжечь себе пальцы…».
Такой же цельной натурой, поэтом-трибуном своего времени, поэтом-революционером был Маяковский. И потому он и сегодня актуален.
Он звучит и смотрит на нас из электронных и бумажных СМИ (даже жёлто-либеральных), встречает нас в многолюдных музеях, на вернисажах и выставках, в театрах. (Упомянем хотя бы некоторые московские спектакли текущего репертуара: городской мюзикл «Маяковский» в Театре Луны; «О сущности любви. Спектакль по Маяковскому и отчасти о Маяковском» в театре «Эрмитаж»; постановку пьесы поэта «Владимир Маяковский. Трагедия» (пьеса 1913 г.) в небезызвестном «Гоголь-центре»; спектакль знаменитого студенческого театра «Маяковский и Цветаева», показанный на Красной площади в дни книжной ярмарки, и т. п…).
И отрадно, что основной контингент зрителей, слушателей, артистов-исполнителей, посетителей выставок — молодёжь. Именно к ней, к молодёжи, больше всего обращался Маяковский. Менее отрадно то, что востребован (пока!) Маяковский в основном как художник-авангардист, творец-новатор или как трагическая фигура своего времени. Пока в тени остаются социальная сторона его жизни и творчества, его устремлённость к социализму, коммунизму как будущему человечества.
Есть определённые подвижки в научном освоении творчества поэта. Начато издание нового научного (академического типа) Полного собрания произведений В.В. Маяковского в 20 томах (вышло 4 тома). В сентябре этого года должна состояться представительная Международная научная конференция, посвящённая 125-летнему юбилею.
Эти заметки пишу уже после очередных президентских выборов в России, после сформирования якобы «нового» правительства из старой колоды карт-фигур. Стало ясно, что никакого «прорыва», никакой «корректировки курса» ждать в ближайшее время не стоит. А ведь вопрос уже стоит о сохранении России, о сохранении русского народа, русского языка и культуры. Потому сегодня, как никогда, актуально звучат строки Маяковского:
Начинается земля,
как известно, от Кремля
(«Прочти и катай в Париж
и Китай», 1927).
Да будь я
и негром преклонных годов,
и то,
без унынья и лени,
я русский бы выучил
только за то,
что им
разговаривал Ленин.
(«Нашему юношеству»,
1927).
И с горечью следя сегодня за событиями на Украине, наблюдая робкое, стыдливое поведение в этих вопросах нынешней российской власти (это же не ворюг-олигархов защищать!), вновь обращаешься к Маяковскому:
Украинцев и русских клич
один —
да не будет пан над
рабочим господин!
(«Окно РОСТА», 1920).
Более десяти красочных злободневных агитплакатов «Окон РОСТА» выпустили Маяковский и его товарищи в 1920 году с призывами о помощи Донбассу:
Все на помощь Донбассу!
Вчера судьбу России
решал красноармеец.
Всё отдала Россия
в помощь,
и Красная Армия вышла
победительницей.
Сегодня шахтёр решает
судьбу России.
На помощь!
И победительницей
выйдет
Коммуна из борьбы
с разрухой.
(«Окно РОСТА» №606,
ноябрь 1920)
Все на помощь
Донбассу!
Слушай! Паровозы
стонут.
Товарищ, внимателен
будь!
Чтоб уголь пришёл
с Дону,
чините железный путь!
(«Окно РОСТА» №610,
ноябрь 1920)
Да, Маяковский и сегодня с нами! Маяковский сражается.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.