Владимир Дядичев. Непобедимый Маяковский

Владимир Дядичев. Непобедимый Маяковский

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».

В мировой литературе, культуре, в мировой истории есть такие имена, такие творцы, такие произведения, с которыми ассоциируются сущности целых эпох. Это не мёртвые экспонаты, застывшие в камне и бронзе, уснувшие на полках библиотек или в тиши музеев, а живые символы, дышащие страстями своего времени и дающие возможность ощутить это дыхание нам. Это те символы, благодаря которым мёртвая кость, голый скелет земной истории облекается живой пульсирующей плотью человеческого бытия, обретает запах и аромат, тепло и цвет.

Таковы «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Божественная комедия» Данте, «Фауст» Гёте… В этом ряду для нас и поэзия Владимира Маяковского. Представляется, что именно по таким творцам, как Маяковский, Горький, Шолохов, будущие поколения смогут понять и почувствовать великую эпоху Великого Октября, включающую в себя весь социалистический «штурм неба», весь русский ХХ век.

В грозовой атмосфере тектонических социальных сдвигов начала ХХ века Владимир Маяковский, писавший «кровью сердца», сумел выразить, запечатлеть своё время, его поистине великие свершения.

Коммунизм — это молодость мира

Недавно в «патриотической» вроде бы газете читаю интересный по теме и интересно написанный материал о выставке, открывшейся в Москве, в Историческом музее. Приведу несколько строк:

«В Государственном Историческом музее сейчас проходит выставка «Энергия мечты. К 100-летию Великой Революции». Уже в самом названии заключена динамика жизни. Вечная молодость. Маяковский утверждал: «Моя страна — подросток», а из радиоточки неслось: «Потому что у нас каждый молод сейчас / В нашей юной прекрасной стране!». Авангардист Эль Лисицкий впоследствии скажет: «Мы стали призывниками эпохи нового начала человеческой истории… Для творчества нашего поколения Октябрь был первой молодостью». Авторы и кураторы выставки сообщают, что «Энергия мечты» — не что иное, как «социокультурная модель постреволюционной эпохи». Железно, яростно, солнечно, ветрено…».

Правда, в статье «тактично» не упоминается, что залы Исторического музея, в которых проходит выставка, это новая часть Исторического музея — присоединённое к нему здание, в котором до разгрома периода «катастройки» находился Центральный Музей В.И. Ленина. А многие экспонаты выставки — то, что удалось сохранить от разгрома из прежнего музея.

Впрочем, в названной статье есть и о Ленине: «Бытовала в советской традиции миленькая, прямо-таки плюшевая присказка — «дедушка Ленин» и «октябрята — внучата Ильича». Это одна из многочисленных и никем не замечаемых ошибок агитпропа. Революция есть энергия масс, и вдруг заместо человека-легенды берётся образ дедульки — в кепочке и с прищуром, да с этакой многоопытной хитринкой, с байками-словесами: «Батенька! Вас нужно срочно напоить чаем! И непременно горячим!» Маяковский писал: «Я боюсь, чтоб шествия и мавзолеи, / поклонений установленный статут / не залили б приторным елеем / ленинскую простоту»…»

В общем, говоря о Русской революции, об Энергии мечты Советской России 1920 — 1930-х годов, как же обойтись без Маяковского?!

Но ещё несколько фраз из статьи о выставке: «Предъявлены и совсем уж изумительные раритеты — к примеру, настольные часы в виде первого советского танка «Борец за свободу товарищ Ленин». Всё — внове. Всё — живо. В 1920—1930-х годах лозунги не расходились с делом, а молодёжь рвалась на Полюс и в Испанию — в том числе и потому (!), что это было престижно в юношеской среде. Строить метро. Варить сталь. Изобретать новые технологии. Когда «мода» совпадает с государственной парадигмой, общество переживает свой расцвет. Коммунизм — это молодость мира, но энергия иссякла на подходе. Энергия мечты…».

Цитируемая статья имеет и эпиграф:

Коммунизм — это

молодость мира,

И его возводить

молодым!..

Указан и «автор» этого эпиграфа: «Юрий Визбор». Именно так!

Действительно, поэт и бард Юрий Визбор в «Марше молодых строителей» (1959) пел:

От Карпатских долин

до Таймыра

Мы идём по дорогам

крутым.

Коммунизм —

это молодость мира,

И его возводить

молодым!..

Дело, однако, в том, что популярный бард 1960—1980-х годов в своём «Марше…» просто процитировал строчки из стихотворения-марша В.В. Маяковского «МЮД (Международный юношеский день)» (1926):

Старый мир

из жизни вырос,

развевайте мёртвое

в дым!

Коммунизм —

это молодость мира,

и его

        возводить

молодым!..

Если звёзды зажигают…

В другой газете-еженедельнике, вполне как бы интеллектуальной, освещающей новости литературы, культуры, книгоизданий, газете отнюдь не жёлто-либеральной, читаю статью в «Колонке главного редактора» (!). Статья посвящена достижениям в области исследований космического пространства и их освещению в печати. И этой статье также предпослан значимый эпиграф, определяющий тему размышлений редактора газеты:

…Если звёзды

зажигают —

значит — это

кому-нибудь нужно?..

Указан и «автор» этих слов. Кто? «Антуан де Сент-Экзюпери»…

Конечно, «Маленький принц» Экзюпери постоянно и внимательно всматривался в звёздное небо и много размышлял о мироздании…

Между тем стихотворение Владимира Маяковского «Послушайте» («Послушайте! Ведь, если звёзды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?..», 1914 г.) в числе очень немногих текстов и сегодня по-прежнему входит в учебные программы уроков литературы средней школы. Хотя при нынешнем «плюрализме» школьных программ, видимо, его «проходят» уже не везде. Некоторые «продвинутые» учебники литературы вообще обходятся без рассмотрения В.В. Маяковского как самостоятельного и крупнейшего явления русской литературы, утопив краткие сведения и упоминания о нём в разделах «Серебряный век русской литературы», «Литература русского модернизма», «Русский футуризм» и тому подобных.

Зато как отдельный «сюжет» и даже целый «раздел» истории русской литературы XX века ныне в школьные учебники включён А.И. Солженицын. Да и в Государственной программе официальных празднований 2018-го нынешний год объявлен «Годом Солженицына»! Вам понятно — за что?

Маяковский, как и Горький (а заодно и Тургенев), такой чести не удостоился. Чем-то такая глухота (да и глухота ли?) властей предержащих напоминает (в параллель) стыдливое прикрытие расцвеченным картонажем Мавзолея В.И. Ленина в дни парадов и других массовых манифестаций на Красной площади.

Кстати, Государственный музей В.В. Маяковского в Москве и прикрывать не нужно — он уже который год закрыт на ремонт и реконструкцию. Его богатейшие фонды практически недоступны для исследователей. Какая-то часть экспонатов периодически демонстрируется на каких-нибудь временных выставках в различных выставочных помещениях. А на ремонт музея всё как-то нет денег… Зато деньги (и немалые!) у государства нашлись на другое «музейное» строительство: в Екатеринбурге отгрохан супермузей Ельцин-центр, о чём недавно ещё раз напомнила «Правда». В дни, когда в мире широко отмечают 200-летие великого учёного-провидца Карла Маркса, у нас «ненавязчиво» драпируют мемориал его великого последователя В.И. Ленина, помпезно «зажигая» совсем иные «звёзды».

Да, Владимир Маяковский встречает свой очередной юбилей не в лучшие для себя и не в лучшие для всей нашей страны времена. Маяковский — под стать той Родине, которая была подлинно великой и могучей державой, которая жила Энергией мечты, которая рождала героев-воинов, героев-первопроходцев, героев-созидателей. В сегодняшней жизни, отданной на откуп делягам, тёмным персонажам, откровенным ворюгам, не знающим духовной высоты, Маяковскому трудно. Очень трудно…

«Возвращения» и «сбрасывания с пьедестала»

В ходе перестройки-«катастройки» началось массовое «возвращение» на Родину культурных и прочих ценностей Русского зарубежья. В том числе — и литературных произведений. «Вернуться в Россию стихами…» — когда-то мечтал поэт-эмигрант Георгий Иванов, чьи произведения действительно вернулись в Россию.

Начались и многочисленные «возвращения-переименования» старых и не очень старых («советских») названий улиц, переулков, посёлков, городов и т.п. (Этот процесс, уже доведённый до абсурда под названием «декоммунизация», мы ныне наблюдаем и на Украине, в Прибалтике, некоторых других странах).

А из Русского послеоктябрьского зарубежья, помимо духовных ценностей, стали «возвращаться» (точнее — перемещаться, так как их здесь ранее просто не было) и некоторые общества, организации, фонды, издательства. Среди них — «Посев», издательство НТС (Народно-трудового союза, с момента своего создания в 1930-х годах всегда боровшегося против Советской власти в России). И вот в этом издательстве, уже в Москве, вышла «Чёрная книга имён, которым не место на карте России» (М.: «Посев», 2004. Составитель С.В. Волков). Как поясняется в издательской аннотации, эта «Чёрная книга» посвящена «той части современной российской топонимики, которая составляет наследие коммунистической идеологии и пропаганды…».

И среди этих имён, «которым не место», — В.В. Маяковский!

Что ж, некоторые шаги в этом направлении довольно быстро были сделаны. Так, площади Маяковского в Москве было «возвращено» название Триумфальной. О каком «триумфе» тут речь?

Вспоминается другая памятная дата: 1993 год, 100-летний (!) юбилей В.В. Маяковского. Хотя день рождения поэта приходился на 19 июля (7(19) июля 1893 г.), из соображений целесообразности (якобы летний «отпускной» сезон и т.п.) традиционное торжественное юбилейное заседание общественности было решено провести осенью — 4 октября. Заседание проходило в Концертном зале имени П.И. Чайковского. Заметим, что обычно такого масштаба торжественные мероприятия проводились либо в Большом театре, либо в Колонном зале Дома союзов. Но к юбилею нашего поэта уже успели небезуспешно потрудиться «специалисты по сдиранию всяческого глянца», по выяснению вопроса «какого роста был Маяковский» и т.п.

Мало того, как будто специально — события 3—4 октября 1993 года в Москве. Танки стреляют по зданию Верховного Совета России, разгон Съезда народных депутатов, государственный переворот… На торжественное заседание (которое всё же состоялось, хотя и при полупустом зале) пришлось проходить через несколько патрулей с предъявлением документов. На самом же заседании прозвучало несколько невнятных выступлений дежурных ораторов, тщательно обходивших острые вопросы творчества поэта и тем более какие-либо упоминания о событиях, происходивших в эти часы за стенами театра. Но… в заключение вечера мощно, «в живом исполнении», прозвучала «Патетическая оратория» Г.В. Свиридова для хора и оркестра на слова В.В. Маяковского. Зал имени П.И. Чайковского наполнился потрясающей музыкой и пением. И далеко не все в тот момент осознавали, что это звучит своеобразный реквием по уходящему Советскому прошлому, это — прощание (безусловно, временное!) с Советской Россией.

Я же в те дни много писал, цитируя Маяковского:

…Огромный,

            покрытый

кровавою ржою,

народ,

голодный и голоштанный,

к Советам пойдёт

                       или будет

буржую

таскать,

      как и встарь,

из огня каштаны?..

(В. Маяковский «Владимир Ильич Ленин», 1924)

К сожалению, выражаясь словами другого классика, в те дни в большей своей массе «народ безмолствовал»… (А.С. Пушкин).

Да, вот так получилось, что Маяковский не только жил и боролся в эпоху грозных тектонических сдвигов, но и свои посмертные юбилеи встречал в условиях мощнейших социальных потрясений.

Но поэт-гений, поэт-титан выстоял! В том числе — несмотря на все наскоки и старания интеллигентствующих «сдирателей глянца» и «сбрасывателей с пьедесталов». Так что вполне уместно будет процитировать уже упоминавшегося здесь Юрия Визбора:

…А впрочем, бесконечны

наветы и враньё,

И те, кому не выдал бог

таланта,

Лишь этим утверждают

присутствие своё,

Пытаясь обкусать

ступни гигантам…

(Ю. Визбор «Письмо», 1982).

К сожалению, попытками «обкусывания ступней гигантов» занимались не только шустрые молодые неофиты от журналистики и поп-культуры. «Я знаю, голод будет, я знаю, голод есть…» — как-то печатно изощрился литератор, несколько десятилетий трудившийся на ниве академического маяковедения… Однако даже подобные издевательства говорят лишь о том, что Маяковский — с нами. Афоризмы, фразы, строчки, строфы, стихи Маяковского по-прежнему на слуху, они живут, работают. Век Маяковского продолжается, сколько бы ни хоронила его «банда поэтических рвачей и выжиг».

Вперёд, время!

Время, вперёд!

Соратник К. Маркса Фридрих Энгельс в своей «Диалектике природы», говоря о титанах эпохи Возрождения — Леонардо да Винчи, Альбрехте Дюрере, Макиавелли, Лютере, справедливо отмечал: «…Что особенно характерно для них, так это то, что они почти все живут в самой гуще интересов своего времени, принимают живое участие в практической борьбе, становятся на сторону той или иной партии и борются кто словом и пером, кто мечом, а кто тем и другим вместе. Отсюда та полнота и сила характера, которые делают их цельными людьми. Кабинетные учёные являлись тогда исключением; это или люди второго и третьего ранга, или благоразумные филистеры, не желающие обжечь себе пальцы…».

Такой же цельной натурой, поэтом-трибуном своего времени, поэтом-революционером был Маяковский. И потому он и сегодня актуален.

Он звучит и смотрит на нас из электронных и бумажных СМИ (даже жёлто-либеральных), встречает нас в многолюдных музеях, на вернисажах и выставках, в театрах. (Упомянем хотя бы некоторые московские спектакли текущего репертуара: городской мюзикл «Маяковский» в Театре Луны; «О сущности любви. Спектакль по Маяковскому и отчасти о Маяковском» в театре «Эрмитаж»; постановку пьесы поэта «Владимир Маяковский. Трагедия» (пьеса 1913 г.) в небезызвестном «Гоголь-центре»; спектакль знаменитого студенческого театра «Маяковский и Цветаева», показанный на Красной площади в дни книжной ярмарки, и т. п…).

И отрадно, что основной контингент зрителей, слушателей, артистов-исполнителей, посетителей выставок — молодёжь. Именно к ней, к молодёжи, больше всего обращался Маяковский. Менее отрадно то, что востребован (пока!) Маяковский в основном как художник-авангардист, творец-новатор или как трагическая фигура своего времени. Пока в тени остаются социальная сторона его жизни и творчества, его устремлённость к социализму, коммунизму как будущему человечества.

Есть определённые подвижки в научном освоении творчества поэта. Начато издание нового научного (академического типа) Полного собрания произведений В.В. Маяковского в 20 томах (вышло 4 тома). В сентябре этого года должна состояться представительная Международная научная конференция, посвящённая 125-летнему юбилею.

Эти заметки пишу уже после очередных президентских выборов в России, после сформирования якобы «нового» правительства из старой колоды карт-фигур. Стало ясно, что никакого «прорыва», никакой «корректировки курса» ждать в ближайшее время не стоит. А ведь вопрос уже стоит о сохранении России, о сохранении русского народа, русского языка и культуры. Потому сегодня, как никогда, актуально звучат строки Маяковского:

Начинается земля,

как известно, от Кремля

(«Прочти и катай в Париж

и Китай», 1927).

Да будь я

и негром преклонных годов,

и то,

           без унынья и лени,

я русский бы выучил

только за то,

что им

разговаривал Ленин.

(«Нашему юношеству»,

1927).

И с горечью следя сегодня за событиями на Украине, наблюдая робкое, стыдливое поведение в этих вопросах нынешней российской власти (это же не ворюг-олигархов защищать!), вновь обращаешься к Маяковскому:

Украинцев и русских клич

один —

да не будет пан над

рабочим господин!

(«Окно РОСТА», 1920).

Более десяти красочных злободневных агитплакатов «Окон РОСТА» выпустили Маяковский и его товарищи в 1920 году с призывами о помощи Донбассу:

Все на помощь Донбассу!

Вчера судьбу России

решал красноармеец.

Всё отдала Россия

в помощь,

и Красная Армия вышла

победительницей.

Сегодня шахтёр решает

судьбу России.

На помощь!

И победительницей

выйдет

Коммуна из борьбы

с разрухой.

(«Окно РОСТА» №606,

ноябрь 1920)

Все на помощь

Донбассу!

Слушай! Паровозы

стонут.

Товарищ, внимателен

будь!

Чтоб уголь пришёл

с Дону,

чините железный путь!

(«Окно РОСТА» №610,

ноябрь 1920)

Да, Маяковский и сегодня с нами! Маяковский сражается.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *