День ВМФ России — это праздник демонстрации военной мощи российских войск на воде

День ВМФ России — это праздник демонстрации военной мощи российских войск на воде

Он является торжественным событием не только для военных моряков, но и для всех, кто наравне с воинами защищает морские рубежи страны, обеспечивая готовность к боевым действиям кораблей и подразделений морского флота. К празднующим присоединяются члены их семей, представители учреждений и предприятий, ветераны Вооружённых сил.

День Военно-Морского Флота РФ отмечается в последнее воскресенье июля. В 2018 году такой датой является 29 июля.

Отечественному Военно-Морскому Флоту есть чем гордиться: новаторством, открытиями, достижениями

Сначала о надводном кораблестроении. Ещё в 1700 году в Воронеже по проекту Петра Первого был построен линкор «Гото Предестинация» («Божье Предвидение»). Его новизна была в том, что киль состоял из двух скреплённых между собой брусьев так, что при ударе о грунт повреждался лишь нижний, что не вызывало течи в корпусе корабля. Тогда это было новшеством в кораблестроении.

15 (27) августа 1872 года в Санкт-Петербурге был спущен на воду броненосец «Пётр Великий» — первый в мире брустверно-башенный корабль. Автор проекта — вице-адмирал А.А. Попов. Годом позже в столице были созданы первые в мире океанские броненосные крейсеры «Генерал-адмирал» и «Александр Невский». В 1877 году столица дала миру мореходный миноносец «Взрыв» — первый в мире. В 1892 году в столице был спущен на воду броненосный крейсер «Рюрик» — в то время крупнейший в мире.

В 1909 году отправился в плавание первый в мире корабль, вооружённый противоминной артиллерией, — броненосный фрегат «Петропавловск». В 1910 году в столице вступил в строй эсминец «Новик», при испытаниях установивший мировой рекорд скорости — 37,3 узла. В то время «Новик» не имел себе равных и по вооружению.

В 1934 году на родине отечественного кораблестроения — Плещеевом озере в Ярославской области — был испытан построенный по проекту В.И. Левкова первый в мире корабль на воздушной подушке. В 1936 году был спущен на воду первый в мире головной корабль типа эсминца «Гневный». В то время корабли этого типа были лучшими в мире по скорости хода и вооружению среди кораблей своего класса. В 1960 году вступил в строй первый в мире специально спроектированный корабль с противокорабельным ракетным оружием — эсминец «Гремящий». В 1962 году — первый в мире корабль с противокорабельным и зенитным комплексами — ракетный крейсер «Грозный».

В 1965 году спущен на воду противолодочный крейсер «Москва», по эффективности противолодочных средств не имевший себе равных в мире. В 1989 году — атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», крупнейший в мире неавианесущий надводный корабль. В 1985 году — крупнейший в мире надводный корабль, тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

Теперь о новаторстве отечественного военного кораблестроения в подводном флоте. В 1834 году по проекту К.А. Шильдера была построена первая в мире цельнометаллическая подводная лодка. В 1866 году по проекту И.Ф. Александровского спущена на воду первая в мире подводная лодка с механическим двигателем. В 1880 году по проекту С.К. Джевецкого построена первая в мире подводная лодка с электродвигателем, питавшимся от аккумуляторной батареи. В 1906 году была спущена на воду построенная по его же проекту подводная лодка «Почтовый», в то время первая в мире подводная лодка с единым двигателем как для подводного, так и для надводного хода.

В 1913 году в Санкт-Петербурге была заложена по проекту И.Г. Бубнова подводная лодка «Барс». По скорости, торпедному и артиллерийскому вооружению она в те годы имела лучшие в мире показатели. 19 декабря 1908 года (1 января 1909 года) подводная лодка «Кефаль» совершила первое в мире подлёдное плавание, пройдя в заливе Петра Великого четыре мили за 1 час 32 минуты.

В конце 1960-х годов атомная подводная лодка К-162 установила до сих пор непревзойдённый мировой рекорд скорости подводного хода — 44,7 узла. В 1969 году советский ракетный подводный крейсер Северного флота установил мировой рекорд глубины погружения — 440 метров. В 1979 году был спущен на воду тяжёлый ракетный подводный крейсер ТК-208 (шифр «Акула») — крупнейший в мире подводный корабль. В 1981—1989 годах в Северодвинске было построено шесть тяжёлых атомных подводных ракетных комплексов, крупнейший среди них и в мире — «Тайфун».

Теперь о приоритете нашей страны в деле корабельного вооружения. 8 (20) июня 1855 года в ходе Крымской войны в Финском заливе четыре вооружённых парохода англо-французской эскадры подорвались на выставленных русскими минах. Это было первое в мире успешное применение минного оружия на море. Создатель противокорабельных мин — отечественный конструктор Б.С. Якоби. В 1865 году И.Ф. Александровский сконструировал первую в мире самодвижущуюся мину-торпеду. 14 (26) января 1878 года катера «Чесма» и «Синоп» первыми в мире успешно применили торпедное оружие: на Батумском рейде они потопили турецкий сторожевой корабль «Интибах». Этой операцией руководил лейтенант С.О. Макаров.

В ходе обороны Севастополя три русских офицера, среди которых был и мичман С.Н. Власьев, сконструировали первые в мире миномёты. В 1911 году по проекту Я.М. Гаккеля построен первый в мире гидросамолёт поплавкового типа. В 1912 году был спущен на воду первый в мире подводный минный заградитель. Он назывался «Краб», его создатель — М.П. Налётов. В 1920 году в РСФСР были построены первые в мире плавающие танки.

Нашими военными моряками сделано и немало географических открытий. 16 (28) января 1820 года шлюп «Восток» капитана 2 ранга Ф.Ф. Беллинсгаузена и шлюп «Мирный» лейтенанта М.П. Лазарева открыли Шестой континент — Антарктиду. 29 июля (10 августа) 1820 года шлюпы «Открытие» (капитан 2 ранга М.Н. Васильев) и «Благонамеренный» (капитан-лейтенант Г.С. Шишмарёв) достигли в свободном плавании 71 градуса 6 минут северной широты.

8 (20) января 1821 года «Восток» и «Мирный» достигли крайней южной точки своего плавания — 69 градусов 21 минуты 42 секунд южной широты. 21 августа (3 сентября) 1913 года военные транспорты «Таймыр» и «Вайгач» под общим командованием капитана 2 ранга Б.А. Вильницкого открыли архипелаг Северная Земля. 17 июля 1962 года атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» капитана 2 ранга Л.М. Жильцова первая в мире подо льдами достигла Северного полюса. 29 сентября следующего года атомная подводная лодка К-181 капитана 2 ранга Ю.А. Сысоева также подо льдами достигла Северного полюса и первая в мире всплыла на Северном полюсе.

Валерий РЫБАЛКИН. Кандидат исторических наук, доцент МГАФК.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *