Елена Ронина. Тургенев — это свет

Елена Ронина. Тургенев — это свет

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».

В 2018 году весь образованный мир отмечает 200-летний юбилей И.С. Тургенева. Не остались в стороне и московские театры. В столице на разных сценах успешно идут 24 спектакля. Практически все ведущие театры откликнулись на Тургенева. Как заядлый театрал и как член Тургеневского общества, я посмотрела многие из постановок, на своих московских клубных вечерах провела несколько встреч, посвящённых тургеневским спектаклям. Своими мыслями и впечатлениями спешу поделиться с вами.

И СРАЗУ хочу начать с письма от учительницы из далёкого Красноярского края, которое получила после одной моей статьи, размещённой в социальных сетях. Мне кажется, это важно.

«Елена! Посмотрела в интернете материалы о спектакле в театре АпАРТе, «Отцы & Дети. Несколько дней из жизни Евгения Базарова по роману И.С. Тургенева», заинтересовалась, на уроке показала ребятам, как выглядят актёры у А. Любимова.

Спектакль Андрея Любимова ультрасовременен, что позволяет привлечь к классике юных. Вот не с биографии писателя урок начали, а с описания спектакля в Московском драматическом театре АпАРТе в 2017 году. И сразу живой интерес. Нравится, что текст сохранён тургеневский. Не нравится, что родители Евгения не допущены на сцену. Трагический финал: смерть Базарова + песня Высоцкого — впечатляет. Не спел, не узнал, не долюбил… это про тургеневского бунтаря, погибшего даже не на взлёте, а только мечтавшего полететь. Жаль до слёз, сразу вспоминаешь, что классик плакал, когда писал эпизод смерти Евгения.

Главное достижение современной трактовки «Отцов и детей» — удалось поставить вопрос о Базарове наших дней, удалось пригласить к размышлению о тургеневском романе и о нас сегодняшних. В.А. Зырянова. С. Казанцево Шушенского р-на Красноярского края».

Так как же сегодня видят режиссёры Тургенева в театральных постановках? А все по-разному!

НАЧНЁМ, НАВЕРНОЕ, с известного маститого московского театра им. Моссовета. Одной из громких премьер 2017 года стал спектакль режиссёра Юрия Ерёмина «Баден-Baden» по роману «Дым».

«10 августа 1862 года, в четыре часа пополудни, в Баден-Бадене, перед известною «Соnvеrsаtion» толпилось множество народа. Погода стояла прелестная…»

Есть в этих строках что-то изысканно спокойное и размеренное. Как, собственно, и сам отдых в Баден-Бадене. Передать атмосферу одной только строчкой! И именно эту атмосферу я почувствовала, едва открылся занавес. Юрий Ерёмин очень бережно сохранил тургеневский язык, тургеневский стиль, эпоху, место. Этот роман ещё называют биполярным. И в самом деле, вроде бы действие происходит в Германии, но речь постоянно крутится вокруг России. Герои романа живут воспоминаниями. Все мысли их, чаяния, сомнения остались на Родине. Им постоянно хочется обсуждать, размышлять, а ещё давать советы. Ясное дело, со стороны виднее.

Режиссёр нашёл правильный ракурс показа наших соотечественников: немного фарсовый, немного снисходительный. Они лениво живут за границей, но цепляются за каждую ниточку, которая их связывает с Родиной. И мы им верим, прислушиваемся, ждём правды и ещё ждём соответствия с днём сегодняшним, ждём параллелей. И эти параллели находим.

Герои пьесы показаны на фоне красивых декораций. Естественно, в центре дерево, описанное Тургеневым, откуда всё началось, куда в любой момент может приползти змея-искусительница. И она появляется, эта искусительница. А человек слаб, или он жаждет этого искушения. Или виной тому дым, туман, морок.

Хочется отметить, что все актёры в материале прекрасно подобраны на роли. Красив и точен немецкий язык. Но главное, как прекрасен и богат язык русский. Не устаёшь восхищаться!

Спектакль сделан очень динамично. Быстрая смена сцен и декораций, разговоры о политике сменяются любовными сценами, красивая музыка, роскошные костюмы. И оглушительный финал. Поднимающийся под стук колёс дым заволакивает сцену; фигуры, как марионетки, движутся по привычным рельсам жизни, и только Литвинов в застывшей позе пытается вырваться из этого морока.

Практически одновременно с «Баден-Baden» стартовал на малой сцене того же театра спектакль молодого режиссёра Ивана Орлова «Месяц в деревне». Удивляться начала, уже увидев программку. Красавица в красном комбинезоне, яблоки и балалайка. Туда ли я пришла? Не ошиблась ли дверью? Как выяснилось, всё правильно: дверью не ошиблась, на сцене играли Тургенева. Причём играли именно комедию. Та же загадка, что мучает и зрителей, и режиссёров вот уже сколько лет. А где там комедия? Что Тургенев тут нашёл смешного? И вот режиссёр Иван Орлов как раз нам и продемонстрировал яркую комедию. Где-то переходящую в фарс, где-то в трагикомедию. Но это однозначно светлый, весёлый спектакль. Я периодически смотрела на лица зрителей — улыбки. Хорошие, добрые улыбки. Весь зал с первого колокольчика включился в игру, поверил и принял: и современные костюмы, и антураж, и музыкальное оформление. (На заднем плане под электрические гитары актёры исполняли музыку Б. Гребенщикова.)

Как обыватель, когда иду смотреть классику, боюсь, что будет скучно. А ведь пьеса «Месяц в деревне» непроста — там много сложного текста. И возможны два варианта: либо его сокращать, либо подать так, чтобы зритель, пардон, не уснул. Здесь текст был подан свежо, динамично. Все актёры молоды, герои подобраны в соответствии с возрастом, что очень приятно. Верочка и Наталья очаровательны. Сильные актрисы с ярким темпераментом. Студент показан брутальным молодым человеком. И понятно, за что в него можно влюбиться. Может быть, я не очень согласна с темой мальчика Коли, (которого играет пожилой актёр) и служанки Кати (уж слишком жеманна), но это моё личное мнение. И музыка Бориса Гребенщикова не всегда была мне понятна. Почему именно он? Где связь с Тургеневым? Но это мелочи, которые не мешали общему восприятию.

А как интересно сравнивать! Анна Неровная, известный московский режиссёр, также по пьесе «Месяц в деревне» поставила в театре «Бенефис» спектакль «Лето любви, или Жизнь прекрасна». И опять в афише — комедия.

Совершенно другой спектакль! По-другому расставлены акценты, по-разному переживают герои, отсюда по-другому реагируем мы, зрители. Новая сценография. Актёры ходят по залу среди зрителей и как будто обращаются к нам со своими вопросами, делая нас причастными к действу.

Свою пьесу под названием «Две женщины» Тургенев принёс другу Щепкину. И цензура долго её не разрешала к постановке: слишком уж много чувств. К примеру, предлагали сделать Наталью Петровну вдовой, а то уж больно неприлично. Тургенев ничего менять не стал. Изменил название на «Месяц в деревне».

Анна Неровная тоже название поменяла — «Лето любви, или Жизнь прекрасна» и сделала акценты на чувства.

Мне понравилась эта постановка своей невероятной современностью и одновременно целомудренностью и искренностью. Вот мы привыкли, что Наталья Петровна — стерва. А может, она одна из нас? Как говорится, «и на старуху бывает проруха». И ей тяжело, она переживает, но уже произошло. И почему она не имеет в жизни права на частичку счастья? Ракитин наконец-то вышел из тени. И наконец-то стукнул кулаком по столу. Да простят меня все специалисты по Тургеневу, но, на мой взгляд, Ракитин имеет полное право быть таким — сильным мужчиной, который борется за своё место в этой жизни.

Все актёрские работы хороши, все герои запоминающиеся и очень современные. Верочка: я думаю, в каждой семье есть такой подросток, чуть что — глаза закрыла, и слёзы в три ручья. Просто юность, просто первая любовь. А Шпигельский! Я впервые не сравнивала доктора с персонажем Броневого (вспомним легендарный эфросовский спектакль в театре на Малой Бронной). Он другой! У него свои приёмы в этой жизни, он её строит сам и ведь построит! И будет жить счастливо.

Костюмы, музыка, сценография. Всё воздушно, легко, как лёгкие облачка в ярко-синем летнем небе.

Анна Неровная, на мой взгляд, успешно борется с устоявшимися клише, ярлыками. Базаров — революционер, девушки — обязательно тургеневские. Ракитин — немного безвольный и бесхребетный. Это что, нам про это сам Тургенев сказал? Или всё-таки литературные критики постановили? Что он писал именно про это, и, значит, все следующие постановки будут под копирку. Да нет же! В том-то и есть гений автора. Его можно интерпретировать, разгадывать, осмысливать.

И в связи с этим хочу рассказать ещё об одном спектакле театра «Бенефис» «Другой Тургенев. Актриса» по повести Тургенева «Клара Милич».

«Струна звенит в тумане» — так в своё время отозвался о повести «Клара Милич» Гоголь, а Достоевский в ответ: «И хорошо делает, что звенит».

Вот и в спектакле тихо звучит одинокая струна. Ах, как же внимательна режиссёр Анна Неровная. Для неё нет мелочей, она слышит и видит и точно передаёт своё видение нам, зрителям.

«Другой Тургенев». В том смысле, что такого Тургенева мало кто знает, но это самый что ни на есть Тургенев. Которого мы знаем, любим. С красивым русским языком, с психологическими образами, с метаниями героев, бесконечными вопросами, которые мы задаём сами себе.

Спектакль смотрится на одном дыхании. Он красиво выстроен, стильно и очень современно. Чёрно-белая гамма, круг в середине сцены, каучуковые прутья, на которых раскачиваются герои. И мы вслед за актёрами как будто погружаемся в другое измерение. Костюмы тоже выполнены в чёрно-белой гамме, пластика, трагические глаза Клары: чёрные, как уголь, пронзительные. Всё уместно, ничего нет чересчур.

Мистическая проза Тургенева. При жизни писателя тематика его «таинственных» повестей казалась довольно странной. Критика недоумевала: «Зачем эта магия, спиритизм?» Между тем обращение к таинственному у писателя вполне закономерно. Он застал русское общество в период увлечения оккультизмом, когда «дворяне сменили шпаги и пистолеты на магические палочки, заговорили о спиритизме и хиромантии». Ну и, конечно же, писатель пытался в очередной раз разобраться в психологии любви. Страсть и рассудок. Что победит?

Спектакль заканчивается внезапно. Пауза — и гром аплодисментов, и крики «Браво!».

ЕСТЬ У НАС ДРУЗЬЯ, которые живут в городе Череповце, они такие же театралы, как и мы: ходят на все спектакли, которые привозят к ним московские и питерские театры. Именно они нам рассказали о спектакле «Русский человек на rendez-vous» по повести И. Тургенева «Вешние воды» и рекомендовали обязательно посмотреть. (Кстати, про Тургенева вспомнили не сразу: мол какой-то известный классик.) Я очень заинтересовалась и при первой же возможности отправилась в Московский театр «Мастерская Петра Фоменко».

Спектакль Евгения Каменьковича делится на две самостоятельные части. Первая — это фарс в итальянском стиле, вторая — чувственная страсть.

Сразу хочу отметить очень интересную сценографию, сцена работает, помогает артистам, все мизансцены решены очень интересно, постоянно находятся новые ходы, наблюдать за этим невероятно захватывающе. Но если говорить про фарс, то в первом действии я не почувствовала Тургенева. На мой взгляд, классик расставлял акценты не так и не те, но это же видение режиссёра. И потом, возможно, это была лишь подводка ко второму действию?

«Кружение сердца» — определение, которое постоянно сопровождает и творчество, и биографию Тургенева, — в спектакле показано сполна. Блистательна работа актрисы, которая исполняет в спектакле аж две роли: Полозову и мать Джеммы. И сама актриса блистательна. Она сумела подчинить себе и главного героя, и весь зал. Ей веришь и полностью понимаешь, почему Санин принял такое решение, а не другое. Хороша и Джемма, она невероятно чиста. Как ангел. И думаю, именно такой её придумал Тургенев, хотя в повести показал немного другой. Здесь, как мне кажется, режиссёр сумел прочитать не только саму повесть, но и мысли автора. И это здорово!

Я увидела Тургенева не сразу в спектакле, но (!) увидела. И чем дальше и дольше я про спектакль думаю, тем глубже проникаю в идею, понимаю, что хотел сказать режиссёр. Ну и посоветую ли я смотреть спектакль с точки зрения тех, кто с Тургеневым незнаком? Опять же, посоветую! И, думаю, классика после просмотра спектакля прочитают!

Ну и, конечно, не могу не написать про два спектакля по самому известному роману Тургенева «Отцы и дети».

С Леонидом Ефимовичем Хейфицем, известным режиссёром театра им. Маяковского и постановщиком спектакля «Отцы и сыновья», сначала долго и обстоятельно говорила по телефону, и это очень ценно — идти на спектакль подготовленной самим режиссёром. Итак, режиссёр Хейфиц, пьеса ирландского драматурга Брайана Фрила по роману Ивана Тургенева.

В фойе толпились старшеклассники, эдак класса два. Ну, думаю, сейчас что-то будет. Бравые ребятки уже просили учительницу купить им по бокалу вина! Учительница делала страшные глаза, а я вспоминала своё детство и коллективный поход на спектакль «Кремлёвские куранты», где вроде бы интеллигентные дети свистели во время спектакля и плевались из трубочек с галёрки.

Здесь было не так. Ребята притихли сразу, войдя в зрительный зал. Деревянная беседка, кресла, обтянутые льном, ручеёк, протекавший по сцене, сразу перенёс нас в атмосферу покоя, уюта тургеневских времён. А потом началось действо. Такое впечатление, что все мы моментально стали участниками. И даже, при желании, могли бы и хересу испить с главными героями, только руку протяни. Роскошные костюмы, замечательная сценография. А уж актёры! Меня просто поразил Аркадий Николаевич Кирсанов (не скрою, это мой любимый герой). Нередко нам его демонстрируют безвольным, мягкотелым. Здесь не так. Он тоже личность, причём какая! Таким же открытием для меня оказался отец Базарова. Сильный, живой, гротесковый персонаж, очень яркий и динамичный. А вот к самому Базарову осталась равнодушна. То есть Базаров старший переиграл сына. Режиссёрский ход? Не знаю…

Да! Про детей! Смотрели, не отрываясь, телефоны не достали ни разу! Хлопали и кричали браво! Правда, Фрил несколько вольно обошёлся с текстом Тургенева, но это лишь местами, так что простим ему. Кстати, мою любимую фразу: «О друг мой, Аркадий Николаич! Об одном прошу тебя: не говори красиво» — в спектакль не вставили. Сочтём за минус.

На общее восприятие это не повлияло.

НУ И, НАКОНЕЦ, вернёмся к письму из села Казанцева от В. Зыряновой. Театр АпАРТе свой спектакль назвал «Отцы & Дети. Несколько дней из жизни Евгения Базарова по роману И.С. Тургенева». Режиссёр — Андрей Любимов.

Честно вам скажу, Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров в кроссовках, бейсболках и тёмных очках сначала удивили и слегка напрягли. Это напряжение периодически возвращалось. Всё-таки автор представлял своих героев иначе. Ну мне так кажется. Но постепенно я втянулась в действо. Прекрасная игра, молодость, напор, искренность, размах. В спектакле много музыки и танцев, много юмора и чувств. Но всё камерно и ничего чересчур.

Полностью отсутствует семья Базарова, а ведь это очень важно для характеристики героя, невозможно до конца понять Базарова, не увидев его отношений с родителями. Фенечка, немного странноватая, вызвала недоумение. Но остальные герои превосходны. Основная мысль — современная молодёжь говорит о Тургеневе. Развязная, немного наглая, выражаясь современным языком — клёвая. И они играют в эту игру, и им интересно. И они заражают зрительный зал.

Такой вот текст. Огромное спасибо авторам спектакля за сохранённый текст. Спектакль ставил человек, любящий, ценящий и понимающий Тургенева. Иначе откуда практически все цитаты Пушкина?! И разговор «о ненависти», и то, как важно «не рассиропиться». Известно признание самого Тургенева, который сравнивал Базарова с Пугачёвым. Мне кажется, в спектакле эта тема как раз удалась!

Ну и заключительная сцена смерти под песню Высоцкого неожиданная и очень сильная. Артисты рассаживаются по краям сцены со стаканчиками кофе, по залу разносится кофейный аромат, и мы понимаем: всё будет хорошо. В жизни всегда есть надежда. На лучшее, на светлое.

Да, а моя любимая фраза: «О друг мой, Аркадий Николаич! Об одном прошу тебя: не говори красиво» — в спектакле есть!

В рамках Тургеневской конференции 2017 года я вела театральный «круглый стол», куда пригласила московские театры, участвовавшие в тургеневских постановках. Один из первых вопросов, который я задала всем:

— Почему Тургенев?

Мне запомнился ответ режиссёра Анны Неровной:

— Захотелось света! Чтобы было солнце!

Ох как верно…

Подводя итоги, хочется сказать: Тургенев современен и сегодня. Мы так же любим, так же спорим с детьми и с родителями, пытаемся найти себя, мучаемся, переживаем. Можно пойти к психологу, можно — к подружке. А можно — в театр, на Тургенева, чтобы потом дома перечитать его бессмертную прозу и найти многие ответы на свои вопросы.

 

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *