По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».
Соединённые Штаты бросили все силы на своё закрепление в Латинской Америке. От Никарагуа, где вооружённые группы терроризируют страну, до Аргентины, власти которой распахивают двери Пентагону, на это тратятся миллионы долларов. На пути этих планов становятся другие миллионы — народные массы, не желающие мириться с порабощением.
«Вассалы империи»
Получая огромное финансирование, американские дипломаты и связанные с госдепом формально неправительственные организации не утруждают себя поиском новых методов работы. Многократно опробованные механизмы «цветных» революций продолжают использоваться с минимальными вариациями. Это видно на примере Никарагуа. На протяжении нескольких месяцев страна сталкивается с мощной атакой, направляемой из-за рубежа. У США к республике особые счёты. Ещё в 1979 году здесь был свергнут режим проамериканского диктатора Анастасио Сомосы. Пришедший к власти Сандинистский фронт национального освобождения (СФНО) взял курс на строительство социализма. Терпеть на своём «заднем дворе» вторую Кубу Вашингтон не хотел. Против Никарагуа была введена жёсткая блокада, США вооружали и финансировали отряды оппозиции («контрас»). В 1990 году сандинисты были вынуждены уступить власть, однако триумфально вернулись спустя 16 лет, когда президентом был избран Даниэль Ортега.
Вслед за Венесуэлой, Боливией и рядом других стран руководство Никарагуа объявило о своей приверженности концепции социализма XXI века. Достигнутые результаты не могут не впечатлять. Уровень бедности сократился с 50 до 24 процентов. Показатель оконченного начального образования среди детей из беднейших семей вырос с 16 до 70 процентов. Развернулось массовое строительство социального жилья. На международной арене республика занимает антиимпериалистическую позицию, не боясь вступать в конфронтацию с мировым капиталом.
В итоге Никарагуа оказалась очередной мишенью для США. Поводом для старта подрывной кампании послужила начатая в апреле реформа системы социального обеспечения. Её главным пунктом стало поэтапное повышение обязательных социальных взносов. Основная нагрузка при этом ложилась не на работников, а на работодателей. Это вызвало недовольство частного бизнеса, который требовал от правительства обратного: поднять пенсионный возраст и снизить размер пособий. Спустя считанные дни в стране начались протесты, организованные оппозиционными партиями и поддержанные крупным капиталом. Сочувствие антиправительственным акциям поспешил выразить американский госдепартамент. Не желая поддаваться на провокации, президент объявил о приостановке реформы и начале мирного диалога. В качестве жеста доброй воли власти освободили задержанных участников волнений.
Эти шаги сорвали маски с противников власти. Саботируя переговоры, они стали требовать отставки президента и проведения досрочных выборов. Протесты переросли в настоящий вооружённый мятеж. 13 июля было совершено вооружённое нападение на мэрию города Моррито, в результате чего погибли 5 человек. Был похищен и убит офицер полиции Габриэль Вадо. Перед смертью он пережил страшные пытки, а его тело сожгли. За поддержку сандинистов правые боевики уничтожают целые семьи. 25 июня убийцы расстреляли 23-летнего Кристофера Кастильо, а спустя 10 дней был убит его отец — сотрудник муниципалитета Роберто Кастильо. В столице страны — Манагуа террористы подожгли дом сочувствующих властям жителей. В огне погибли 7 человек, включая троих детей…
Стремясь посеять хаос и парализовать жизнь в Никарагуа, боевики нападают на школы и больницы, выводят из строя оборудование заводов, разрушают линии электропередачи. По приблизительным данным, разрушено или повреждено 60 школ, пострадали 55 машин «скорой помощи». Более месяца удерживались в заложниках водители 400 грузовиков, захваченных при попытке оппозиции перерезать Панамериканское шоссе.
Однако ничего этого вы не узнаете из выпусков ведущих западных СМИ, эта тема — табу для дипломатов «свободных» стран. Всю вину за массовые убийства они возлагают на никарагуанские власти. «Имея смертоносное оружие, агрессор вторгается в районы, ставшие символом сопротивления беспощадному режиму», — заявляют на страницах газеты «Вашингтон пост» представители американской правозащитной организации «Эмнести Интернэшнл». Уточним, что «агрессором» названа полиция, выполняющая свои прямые обязанности по защите правопорядка.
Политика двойных стандартов проявляется в кампании давления, главную скрипку в которой играет Вашингтон. 24 июля вице-президент США Майкл Пенс потребовал от властей Никарагуа «положить конец насилию и провести досрочные выборы». Аналогичный ультиматум выдвинут госдепартаментом. 25 июля палата представителей конгресса США одобрила резолюцию, выражающую поддержку народу Никарагуа в «стремлении к демократии».
Следуя своей привычной тактике, американские власти ввели санкции против ряда должностных лиц Никарагуа. Всё чаще звучат намёки на возможное военное вторжение. Как недавно заявил посол США при Организации американских государств Карлос Трухильо, администрация Дональда Трампа прорабатывает все варианты влияния на ситуацию. «Мы сделаем всё возможное, чтобы Никарагуа вернулась к демократии», — добавил он.
Власти республики отказываются склонять голову перед агрессивными нападками империалистов. Выступив перед согражданами, Ортега отверг требования досрочных выборов и призвал укреплять народную оборону перед лицом террора «вассалов империи». По его словам, центр заговора находится в США, которые поддерживают военизированные группы правых заговорщиков, тесно связанные с организованной преступностью. Солидарность с народом Никарагуа выразили страны-союзницы. «Американская власть ужесточает осаду Кубы, Венесуэлы и Никарагуа, — подчеркнул Рауль Кастро. — На это мы должны ответить сплочением и непоколебимой верой в победу». Президент Боливии Эво Моралес заявил, что «США показывают свою одержимость вмешательством во внутренние дела суверенных стран».
Боливийский руководитель обратил внимание на очень важную деталь. По его словам, в конфликте напрямую замешаны Агентство США по международному развитию (USAID), Национальный фонд в поддержку демократии (NED) и организация «Фридом хаус». Это не голословное обвинение. Американский публицист Бенджамин Уодделл опубликовал статью, в которой неопровержимо доказал связь беспорядков в Никарагуа с деятельностью упомянутых фондов. Миллионы долларов идут на поддержку оппозиционных СМИ и молодёжных движений. После начала конфликта все они как один выступили против правительства, а в июне молодых активистов оппозиции пригласили в США, где с ними встретились Тед Круз, Марко Рубио и другие конгрессмены.
Однако даже самый отработанный сценарий даёт сбои, сталкиваясь с волей народа. Менять независимость и реальные социальные блага на либеральные миражи жители Никарагуа не желают, что обрекает на провал самые изощрённые планы.
Реформы на чужих штыках
Что ждёт Никарагуа в случае переворота, видно на примере Аргентины. В 2015 году там пришли к власти правые силы, сразу же приступившие к либеральным реформам. Первым делом были снижены налоги на прибыль сельскохозяйственных латифундий, сокращены или вовсе ликвидированы импортные пошлины. Это вызвало наводнение страны зарубежной продукцией, разорение предприятий обрабатывающей промышленности и резкое сокращение доходов казны. Бюджетный дефицит достиг 40-летнего максимума, галопирует инфляция, на треть с начала года обесценилась национальная валюта — песо.
Проблемы переложены на плечи простых жителей. Третий год продолжаются массовые увольнения. Только в марте работу потеряли 14,5 тыс. человек, из них более 9 тыс. трудились в государственном секторе. Резко — в среднем на 1600 процентов (!) — поднялись тарифы на коммунальные услуги. Расходы на соцобеспечение в бюджете этого года уменьшены на 3,4 млрд долларов. Но и этого правительству показалось мало. Оно решило поднять пенсионный возраст с 65 до 70 лет для мужчин и с 60 до 63 — для женщин, а также внести изменения в формулу расчёта пенсий с целью их сокращения.
Акции протеста следуют одна за другой. В июле прошла пятая с начала года общенациональная забастовка учителей, возмущённых тем, что их зарплаты упали ниже уровня бедности. Власти игнорируют мнение народа, жестоко разгоняя демонстрации и лицемерно объясняя проблемы «объективными экономическими причинами». Президент Аргентины Маурисио Макри не устаёт повторять, что аскетизм должен стать правилом жизни. При этом ни сам глава государства, являющийся наследником бизнес-империи, ни его окружение не показывают пример скромности. За два года траты Макри на зарубежные поездки составили 57 млн долларов: президент отказался от установленного предыдущим правительством правила — летать самолётами национальной авиакомпании — и предпочитает дорогостоящие чартерные рейсы.
Этот государственный паразитизм только углубляется. В мае, перед лицом полного банкротства изуродованной либеральными экспериментами экономики, Макри запросил помощь у Международного валютного фонда. В конце июня финансовая организация одобрила выделение Аргентине кредита размером 50 млрд долларов с традиционным условием: любыми средствами ликвидировать бюджетный дефицит. Меры достижения этой цели уже известны. Страну ожидают массовые сокращения, дальнейшее урезание расходов на социальные нужды и сворачивание важных инфраструктурных проектов.
По стране прокатилась волна негодования. Действия властей полностью соответствуют политике неолиберальных правительств 1990-х годов, результатом которой стал дефолт 2001 года, ввергший Аргентину в глубочайший экономический и политический кризис. Тогда МВФ также требовал от Буэнос-Айреса приватизации и сокращения социальных расходов, а в итоге оставил правый режим в дураках, отказав в помощи. Левые партии назвали соглашение с фондом «колониальным пактом». Почти каждый день в стране проходят демонстрации и митинги.
Боясь потерять власть, правительство Макри прибегает к репрессиям и пытается опереться на американские штыки. 23 июля президент своим декретом разрешил использовать армию для борьбы с преступностью, терроризмом и «другими внутренними угрозами». Это нарушает существующие нормы, по которым функции вооружённых сил ограничены обороной страны. Оппозиция уверена, что теперь правительство сможет бросать армейские части на подавление протестов. А это фактически означает откат к эпохе военной диктатуры 1976—1983 годов, когда были убиты или подвергнуты пыткам более 30 тыс. человек.
Как напомнил экс-министр обороны, а ныне депутат от партии «Фронт за победу» Агустин Росси, «военное правительство оправдывало самые ужасные преступления борьбой с терроризмом, чтобы навязать модель, защищающую интересы олигархов и международных экономических групп». Кроме того, противники президентского решения обращают внимание на явное нарушение закона. Согласно Конституции, полномочия вооружённых сил определяет исключительно парламент.
Но власти пошли ещё дальше. В Аргентину приглашены американские военные инструкторы. Формально — для подготовки сил безопасности в преддверии саммита «большой двадцатки». Фактически же — для поддержки правого режима. Наконец, в прессу просочилась информация о размещении в стране трёх американских военных баз. Правительство дало добро, и Южное командование вооружённых сил США уже начало работы.
Как водится, официальная версия рисует вполне благостную картинку: объекты якобы предназначены для реагирования на природные катаклизмы и террористические угрозы. Но единственная цель подобных измышлений — провести решение мимо парламента, где большинство имеет оппозиция. В действительности речь идёт о полноценных военных базах, создаваемых в соответствии с прошлогодней резолюцией сената США. Документ обязал госдеп разработать «эффективную стратегию сотрудничества с Аргентиной в сфере безопасности». Само расположение баз также свидетельствует о далеко идущих планах Вашингтона. Первая обоснуется в провинции Неукен, по соседству с крупнейшим в мире месторождением сланцевого газа Вака Муэрта. Вторая строится в провинции Мисьонес, на стыке границ Аргентины, Бразилии и Парагвая. Третья расположится на острове Огненная Земля, позволив контролировать Антарктический регион.
О намерении сопротивляться появлению американских военных баз заявили свыше 60 политических и общественных организаций. Лидер проживающих в провинции Неукен индейцев-мапуче Хорхе Нахуаль назвал это частью политики бесчеловечного капиталистического грабежа. По его словам, базы созданы для защиты интересов корпораций в богатом ресурсами регионе. Ответом должна стать мобилизация всех здоровых сил, желающих лучшего будущего для Аргентины.
Комментарий редакции: Странно было бы ожидать, что мировой капитал поднимет руки к верху и не станет предпринимать попыток взятия реванша в странах, где его ставленники потеряли власть. Поэтому стремление американского империализма спровоцировать хаос и снова взять под свой контроль страны латиноамериканского региона неслучайны. Но мы уверены, что фокусы «глобализма» не пройдут. Ведь народы земного шара имеют горький опыт следования в фарватере международной олигархии. Все видят, к чему привела Россию, Украину, страны Восточной Европы, ну и Латинской Америки в прошлом политика, проводившаяся в интересах западной буржуазии. Поэтому, несмотря на возможные не до конца решённые проблемы, трудящиеся Латинской Америки всё же скажут решительное «нет» контрреволюционным вылазкам местной реакции. По крайней мере, поддержка венесуэльцами своего национального лидера Николаса Мадуро (в условиях искусственного создания трудностей мировым империализмом и его пособниками) вселяет определённые надежды.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.