По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса».
Киевские власти пригрозили России лечь на рельсы. Не в прямом, конечно, смысле. Но результат вполне может оказаться тем же.
К тому, что нынешнее руководство Украины часто принимает абсурдные, но «истинно самостийные» решения, лишь бы «насолить стране-агрессору», многие давно привыкли. Этот политический экстрим никого уже даже не удивляет. Но добровольный отказ Киева от миллионных прибылей в долларовом эквиваленте, при том, что президент Порошенко по миру разве что с котомкой не бродит, выпрашивая на бедность и на войну с собственным народом, это уже что-то новенькое.
Между тем, в украинском правительстве сейчас всерьез рассматривают вариант полного прекращения железнодорожного сообщения с Россией. О чем в эфире местного телевидения в понедельник сообщил министр инфраструктуры страны Владимир Омелян. Что само по себе нелепо, поскольку этот человек, по сути, руководит тем, чего давно в стране нет. Или что на последней стадии распада.
После открытия в декабре 2017 года нового участка российской железной дороги Журавка — Миллерово, в обход Украины, Омелян уже выступал с подобной инициативой. И даже собирался дополнить ее запретом заодно и на автобусное сообщение. Но потом выяснилось, что российское направление стало самым прибыльным для Украины за минувший год. Только поезд Киев-Москва принес в бюджет «незалежной» 5,8 млн. долларов. А направление Одесса-Москва добавило к этой сумме еще 3,7 млн. долларов. При том, что прочие пассажирские перевозки поездами дальнего сообщения на Украине в целом глубоко убыточными.
Возможно по этой причине прошлогодняя инициатива министра не нашла поддержки. Но в июне, накануне чемпионата мира по футболу в России, к прежней идее на Украине снова вернулись. Поскольку украинские болельщики вдруг массово стали проявлять «несознательность», отправляясь на российские стадионы, вопреки призывам официальных властей не поддерживать «агрессора» «ни гривной, ни рублем» и сказкам о «жестоком Мордоре». По этому поводу бывший АТОшник и свидомый пропагандист Мирослав Гай сетовал, что руководство страны не предприняло «превентивных мер» по ограничению железнодорожного и автобусного сообщения с Россией. Что, по его мнению, сделать «надо было давно».
Между тем, стоит напомнить, что по инициативе Киева с октября 2015 года полностью прекратилось авиационное сообщение между Россией и Украиной. И если теперь власти «незалежной» опустят шлагбаум и перед «российскими поездами» и автомобильным транспортом, две соседние страны окажутся, по сути, в полной изоляции друг от друга.
Только кому от этого будет хуже?
— На самом деле, предложения о том, что необходимо перекрыть те или иные виды сообщения с Россией, от украинских политиков звучали уже много раз, — комментирует ситуацию ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований Олег Неменский. — Такие идеи полностью укладываются в идеологию украинского национализма, которая сейчас на Украине имеет официальный статус и безальтернативна для нынешней системы. Согласно этой идеологии, любое патриотическое (в их понимании) высказывание, любой патриотический жест или действие должны быть основаны на идее отрыва Украины от России. В любой форме.
К тому же, надо сказать, что на Украине начинается предвыборный период. И всем понятно, что выборы следующего года будут проходить совсем не обязательно законным путем. Вполне возможен и хаос и большие политические потрясения. Потому любой более-менее крупный украинский политик сейчас озабочен не только своим рейтингом, но и поддержкой именно ультранационалистической общественности. Поскольку как раз она представляет собой именно то меньшинство, которое в ситуации хаоса, скорее всего, и будет решать судьбу государственности Украины. И, соответственно, судьбу отдельных ее политиков.
Я думаю, Омелян прекрасно понимает, что остановить или полностью перекрыть сейчас железнодорожное сообщение с Россией невозможно. И что слишком многим на Украине это невыгодно. Но именно поэтому он считает возможным и безопасным для себя делать такие заявления. Министр, таким образом, демонстрирует, что он-то как раз за это, он хочет перекрыть рельсы. Но обстоятельства и всякие антигосударственные элементы в Киеве ему просто не позволят этого сделать.
С другой стороны, надо понимать, что при всей той выгоде, которую Киев получает от железнодорожного сообщения с Россией, это сообщение для режима Порошенко является политически опасным. Потому что многие украинские граждане, которые ездят в Россию, не столь подвержены официальной пропаганде. И способны противостоять информационной среде, которая на Украине жестко установлена.
Можно предположить, что в будущем украинские власти все же сочтут, что лучше потерпеть довольно серьезные экономические убытки от перекрытия сообщения с Россией, но решиться на такой шаг. И таким образом остановить поток политических убытков, которые Киев терпит в связи с тем, что часть активного населения (причем — довольно значительная) постоянно ездит в Россию и видит там несколько иную реальность, чем хотелось бы киевскому режиму. Поэтому, в принципе, полностью исключать, что инициатива Омеляна будет реализована в будущем, наверное, тоже не стоит.
«СП»: — Почему бы нам в ответ не ввести, со свой стороны, визовый режим с Украиной? Сколько уже можно терпеть все эти русофобские кульбиты? Говорят — братский народ. Говорят — ему тяжело, надо помочь… Так чего бы этим братьям не взять в руки вилы и не скинуть тех, кто над ними так издевается. А визы, если захотим, после ухода Порошенко отменим.
— Украина, в принципе, уже давно ввела биометрический контроль для россиян. Де-факто эта процедура подобная визовым системам.
«СП»: — Мало того, в исполнении украинских пограничников она еще и достаточно унизительная.
— Да. А основной смысл в том, чтобы контролировать, кто из россиян, когда и зачем пересекает границу Украины? И, конечно, это сделано с расчетом, что Россия может ответить зеркально.
Но тут вопрос к нам. С одной стороны, нам выгодно, что к нам ездят украинцы, что они видят здесь другую реальность. С другой — поддерживать отношения с соседним крупным государством на таком несимметричном принципе, наверное, тоже неправильно. И, в конечном счете, возможно, нам нужно будет показать, что пока украинцы терпят у себя вот такую власть, Россия тоже будет отгораживаться от Украины. Сегодня Украина — слишком неудобный и опасный сосед.
Пока что центральная власть там более-менее контролирует свою территорию. За исключением трети Донбасса. Но в любой момент все может скатиться к хаосу, когда задача отгораживания от Украины мгновенно встанет на повестку дня. Потому что бардак, который будет в ней царить, с той широкой степенью распространения оружия и разгулом всевозможных радикальных банд, будут представлять угрозу для России.
То есть, вопрос введения визового режима с Украиной может встать перед нашей страной в повестку дня. При том, что называться, возможно, он будет как-то иначе. Потому как политически России невыгодно быть инициатором введения визового режима.
«СП»: — Почему же? Мы лишь защитим интересы своей страны, своих граждан. И это нормальная цивилизованная практика, которая дает возможность России контролировать ситуацию.
— Тем не менее, у нас довольно значительное количество населения — миллионы людей — имеют родственников на Украине. Им введение визового режима Москвой, мягко говоря, не понравится.
Во-вторых, если Россия сама официально объявит о введении визового режима, это будет активно использовано в украинской внутренней политике. С утверждением, что, дескать, «мы-то визовый режим с Россией не вводили, а она — ввела! Это Москва проявляет враждебность в отношении Украины, а не мы».
«СП»: — В Киеве и так только об этом и говорят…
— Естественно. Однако тут этот аргумент окажется особенно сильным. А между тем, на Украине, как показывают некоторые закрытые соцопросы (по открытым, кстати, это тоже видно), настроение населения с доевромайданского времени почти не поменялись. И если считать каждую конкретную область, то процент прозападных и провосточных ее жителей остается примерно тот же. Просто мы сейчас почти не слышим голоса антинационалистического электората. Но все же для нас довольно значимо, чтобы эта часть населения сохраняла свои более-менее пророссийские взгляды.
«СП»: — Пройдет еще немного времени, и на Украине еще очень многие «перекуются» в атмосфере русофобии и террора. Разве не так?
— Возможно. Но, судя по всему, такая «перековка» идет либо очень медленно, либо в очень ограниченных масштабах. Как я уже сказал, долевое соотношение провосточного и прозападного электората в юго-восточных областях Украины, каким было до Евромайдана, таким осталось и сейчас. Поэтому для нас сохраняет значимость задача сохранения пророссийских настроений у значительной части населения Украины. На каком-то этапе это может сыграть свою роль.
Поэтому опережать Украину в действиях по разрыву отношений между нашими странами сегодня явно не стоит. Другое дело, что задача отгородиться от Украины, которая сползает в политический и социальный хаос, может встать в повестку дня. И тогда придется предпринимать меры. Но они должны быть оформлены именно как зеркальные к тем, что уже предприняла Украина.
А в это время
Украинская экономика окончательно рухнет от закрытия границы с Россией, заявил депутат Верховной рады от Радикальной партии Игорь Мосийчук, передает РИА Новости. По мнению Мосийчука, закрытие железнодорожного сообщения с Россией ударит прежде всего по гражданам Украины, которые работают за границей, но также нанесет и огромный ущерб народному хозяйству в стране.
«Миллионы украинцев, как бы к ним кто ни относился, но это все же украинцы — украинские граждане, работают на территории Российской Федерации. И если завтра, условно говоря, границы закроют, то как людям до дома добираться — почтой, бандеролью? И на чем им потом зарабатывать? А наша экономика, которая и так в стагнации благодаря нашим попрошайкам (политикам. — Прим. ред.), окончательно рухнет», — сказал депутат.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.