Публикуем материал, размещённый на сайте газеты «Правда».
В натуральном (физическом) измерении современная Россия до сих пор не вышла на уровень производства РСФСР, достигнутый к 1990 году. По многим видам промышленной продукции страна оказалась на отметках, которые много ниже этого уровня. В целом сегодня в стране производится всего-навсего 75—80% продукции, выпускавшейся 28 лет назад. Причём как по объёму, так и по ассортименту.
НО ЭТО — ПОКАЗАТЕЛИ «В СРЕДНЕМ». В отраслях, которые являются индикаторами индустриального развития в первой четверти XXI века, положение куда хуже. В частности, натуральные показатели производства машиностроения на 40% ниже тех, которые имела Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика 28 лет назад, то есть при Советской власти. А если взять такой ключевой для машиностроения показатель, как производство металлорежущих станков, то он в сегодняшней капиталистической Российской Федерации на 95% (на девяносто пять процентов!) ниже уровня, достигнутого в РСФСР к 1990 году.
По данным известного экономиста, бывшего директора научно-исследовательского института статистики Росстата профессора В.М. Симчеры, в настоящее время Россия выпускает от уровня 1990 года всего 3% тракторов, 3,5% бульдозеров, 6,3% экскаваторов, 8,1% троллейбусов, 8,9% кузнечно-прессовых машин, 9,8% зерноуборочных комбайнов, 20% грузовых автомашин и всего-навсего 1,7% мотоциклов и мопедов.
Недалеко от этих низких отметок ушла Россия и в производстве многих товаров народного потребления. Например, похожая картина в выпуске тканей, одежды, обуви, предметов домашнего обихода, которые, начиная от лопаты и кончая трусами, до сих пор в массовых масштабах импортируются из различных стран мира, так как отечественная промышленность перестала их производить. Но зато по уровню потребления основных продуктов питания мы превзошли 1990 год за счёт импорта. Следовательно, Россия стала больше проедать, терять и транжирить.
В РСФСР на расширенное воспроизводство основных фондов ежегодно направлялось до 30% всех накоплений. Сейчас эта доля составляет менее 20%, то есть снизилась минимум в 1,5 раза. В советскую эпоху воспроизводство основных фондов почти на треть осуществлялось дополнительно за счёт амортизационных отчислений в порядке компенсации морального износа основных фондов. Однако за годы реставрации капитализма свыше 60% общего фонда амортизационных отчислений (а это более 100 миллиардов долларов США в год) под разными предлогами выводится из производственного оборота, проедается и попросту расхищается, но не используется по прямому назначению. Другими словами, современная Россия живёт не по средствам, залезает в карман будущих поколений и распыляет национальное богатство.
По данным Росстата, в начале 1991 года материальная часть российских активов составляла 40 триллионов долларов США, а на начало 2017 года наше национальное богатство сократилось до 11,5 триллиона долларов. Куда же и как испарилась такая огромная масса материальных активов? Оказывается, её просто разбазарили. За период после 1990 года в стране были ликвидированы 30 тысяч (!) заводов, стоимость каждого из которых составляла минимум 100 миллионов долларов США.
Наиболее крупные и доходные предприятия типа Московского автомобильного завода им. Лихачёва (ЗИЛ) продавались так называемым инвесторам, в большинстве случаев иностранным, с существенным занижением их истинной стоимости. Например, тот же ЗИЛ, оценённый в 45 миллиардов долларов, по сведениям, полученным от бывшего мэра Москвы Ю. Лужкова, был продан за… 4 миллиарда долларов, то есть в 9 (девять!) раз дешевле.
В России было свёрнуто производство в том числе той продукции, без которой экономическое развитие страны вообще невозможно. В частности, сведено к минимуму производство комбайнов, тракторов, металлорежущих станков, строительной техники, автомобилей, судов рыбопромыслового флота, самолётов гражданского назначения и т. д. и т.п.
Кремль и российский «Белый дом», фактически уничтожив отечественную индустрию, делают упор на экспорт сырья (на непереработанную древесину, природный газ, сырую нефть и другие полезные ископаемые). При этом они к тому же им торгуют… себе в убыток. Так, тонна нефти обходится нам, со всеми дополнительными расходами, минимум в 500 долларов США, а продаём «мы» её по цене 350—400 долларов. Примерно такая же картина наблюдается и при продаже газа, леса, руды.
Пора бы уже давно опомниться и продавать не сырьё, а продукты его глубокой переработки. Но власти современной России никак не могут изыскать средства на расширение соответствующих производственных мощностей, не говоря уж о строительстве новых заводов.
ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО управления народным хозяйством необходимо, по меньшей мере, перейти от экономики в условно стоимостном измерении к «физической» экономике, то есть к натуральному измерению производимой продукции. Без этого немыслима объективная оценка экономического развития страны.
По мнению того же профессора В.М. Симчеры, управление экономикой объективно невозможно без регулярного проведения всеобщей инвентаризации и оценки национальных богатств страны. У нас же такой инвентаризации не было с 1961 года. То есть управление экономикой страны ведётся вслепую. Коэффициент управляемости экономики (есть такой комплексный показатель эффективности принимаемых решений на высшем уровне управления экономикой страны, учитывающий производительность труда, материалоёмкость и капиталоёмкость производства, качество экономики, уровень жизни занятых на производстве людей и т.д.) в России определяется числом, не превышающим 0,09. В развитых странах он на порядок выше и достигает 0,9.
Низкий же уровень управляемости экономикой неизбежно ведёт к удорожанию образования, лечения, одежды, топлива, строительных материалов и даже соли… Однако руководство современной России упорно уклоняется от инвентаризации физического объёма производства. Дело в том, что по результатам такого рода инвентаризации и сопоставления их с тем, что существовало до проведения «демократических реформ», можно дать объективную оценку деятельности нынешней власти на всех её уровнях, и прежде всего — на федеральном. Более того, на основе такого сравнения можно будет объективно оценить советский социалистический строй и социально-экономическую систему, навязанную насильно России в результате контрреволюционного переворота 1991 года. Кремль и российский «Белый дом» понимают, что такой анализ способен привести к негативным оценкам всех проведённых «реформ» и наглядно показать их вред для народного хозяйства страны.
Вместе с тем отсутствие точной информации о состоянии отдельных отраслей народного хозяйства и экономики в целом делает невозможным эффективное управление ими. Попытка же поднять экономику России указами президента, которые не опираются на знание истинного положения дел в народном хозяйстве и реальных возможностей отечественной экономики, неминуемо обречена на провал.
Автор: Георгий ШИБАНОВ. Заслуженный деятель науки и техники РФ
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.