Василий Симчера. Перемен не будет, а если будут, то — к худшему

Василий Симчера. Перемен не будет, а если будут, то — к худшему

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».

18 марта избран и 7 мая 2018 года в очередной раз возведён в должность на новый срок президент России В.В. Путин. По его представлению Госдума продлила полномочия Д.А. Медведева в роли председателя правительства РФ. Издан новый «майский указ» В.В. Путина, определяющий национальные цели, и принята новая стратегия развития страны на период до 2024 года. Первые месяцы, отделявшие выборы от инаугурации, в стране царило всеобщее ожидание перемен. Обещанных перемен. И даже прорывов. И не только общих инерционных преобразований, связанных с улучшением благосостояния людей и ускорением темпов развития. Люди ждали перемен, направленных на избавление от гнёта чиновничьей бюрократии, от казнокрадства и коррупции, ждали реального повышения пенсий.

МНОГИЕ РОССИЯНЕ даже ждали объявления хотя бы о разовом снижении цен на товары первой необходимости для малоимущих. Ещё больше соотечественников надеялись на объявление об отказе от дальнейшей узурпации власти, ждали перемен в осуждаемом всеми басманном судопроизводстве, снижения накала разногласий и сокращения санкций США и ЕС, прекращения военных конфликтов на Украине и в Сирии и т.д.

Но ещё больше люди ждут перемен в стратегии и методах повышения производительности труда и эффективности производства. Действительно, сегодня они в России одни из самых низких в мире: в 10 раз ниже, чем в США, в 7,5 раза ниже, чем в ЕС, и даже в два раза ниже, чем в Китае. Без прорывов на этом направлении все другие перемены, в том числе и прежде всего повышение доходов граждан РФ, теряют силу. Однако и увы…

Перемен, о которых в стране так долго мечтали и так много говорили, не случилось. Они были заложены в альтернативной программе кандидата в президенты России от народно-патриотических сил П.Н. Грудинина «20 шагов к достойной жизни», но она, к сожалению, оказалась отвергнута. В ближайшие 6 лет всё будет по-прежнему. Конечно, не так, как в «лихие 90-е». Обвала и пира во время чумы, как при Ельцине, не будет. Будет застой. И дефолта скорее всего не будет. Будет непрерывный рост курса доллара и цен. И диких масштабов приватизации и коррупции не стоит ждать: приватизировать нечего, воровать не у кого… Просто россияне будут жить плохо, но долго: в полном здравии до 67 лет, а в болезнях ещё на 11 (к 2030 году — на 13) лет больше. Так фактически обещано в «майском указе» В.В. Путина.

Какие появятся перемены в проектах, программах, концепциях и указах нового старого президента, слегка подновлённого старого правительства, не-подлежащего подновлению федерального депутатского корпуса? Их логика на поверхности: «Мы не имеем ничего против перемен, но пусть будет всё так, как мы хотим… Падение производства, кризисы, обвалы рубля и санкции пусть продолжаются. И пусть правительство Медведева, как и прежде, за ценой не постоит и постарается то, что власть называет реформами, проводить с минимальными потерями…»

Всё, казалось бы, в порядке, цели и задачи поставлены правильно… Только вот экономика деградирует, богатые почему-то богатеют, а народ только бедствует. Крым наш, а Сибирь с её во сто крат большими богатствами пусть пустует… На бахвальство и конфликты, на олимпиады и чемпионаты мира Кремлём и российским «Белым домом» тратятся триллионы, а в это же время власти нагло отбирают у пенсионеров последние копейки. Впрочем, победители последних президентских и парламентских выборов в результате головокружения от электоральных успехов утратили чувство реальности. Иначе трудно объяснить то, как настойчиво проводят они «реформу», по которой женщины получат право на заслуженный отдых в 63 года, а мужчины — в 65 лет…

Последние социально-экономические и политические события, происходящие в стране после выборов и, похоже, вследствие их, побуждают внимательно всмотреться в новые программы и прожекты. Прежде всего бросается в глаза: всё то, что пафосно декларируется, имеет очень мало общего с действительностью. В большинстве случаев выдаваемые обещания, если они откровенно и очевидно не направлены против интересов народа (как пенсионная «реформа»), представляют собой произвольные, ничем не подкреплённые голые цифры…

Цифры, которые президентом назначаются, никак не обосновываются, не детерминируются реальными возможностями и ресурсами страны. Иначе говоря, россиянам подсовывают словесную трескотню без начала и конца, пустые обещания, выполнять которые никто не собирается… Правительственный агитпроп может людям рассказывать что угодно, но «майские указы» президента, изданные в 2012 году, не выполнены. Страна практически по всем ключевым показателям не вышла на уровень 1990 года. Темпы выше мировых и искомое место в пятёрке крупнейших экономик мира приказали долго ждать…

Однако не выполнены не только пресловутые указы, но и все ранее принятые стратегические программы и национальные проекты (а их было более сотни). Виновных за их провал никто не называл, будто таковых в природе никогда не было. Провалы каждый раз списывались на завышенные ожидания или урезанные ресурсы.

На достижение поставленных целей и решение требуемых задач (их в общей сложности более 120) на все 6 лет выделялось 8 триллионов рублей, или в пересчёте на доллары около 125 миллиардов. Нынешние президентские прожекты, если к ним относиться не как к пустой фразе, а как к реальным намерениям, предусматривают такой объём работ, который требует многомиллиардных долларовых вложений. По прикидкам, денег потребуется едва ли не на порядок больше, чем на выполнение обещаний предыдущего президентского шестилетия. Не надо быть пророком, чтобы ответить на вопрос, какие шансы на выполнение у новых национальных стратегических проектов и программ В.В. Путина.

Возникает и более общий вопрос: зачем нашему народу игры в такие ничем не обеспеченные и пустопорожние стратегии? Ведь даже затраты на их сочинительство — это явно выброшенные на ветер деньги. Выдержит ли Россия ещё шесть лет подобных испытаний? Не лучше ли чётко определить, что по минимуму нужно сделать, какие дополнительные источники роста привлечь для того, чтобы страна эти испытания выдержала? Стратегия Путина-2024 не даёт ответа на эти вопросы, в этом её коренной недостаток.

ИТАК, ЧТО НАДО в предстоящие годы исправить, чтобы мы вышли на единую взаимоприемлемую общенародную стратегию развития?

Прежде всего должны быть уточнены сами целевые показатели, так как они требуют дополнительного обоснования. Есть среди них и спорные, существенно уклоняющиеся от фактических или расчётных значений, определяемых в самом простом случае матричными методами нахождения объективно обусловленных оценок.

Возьмём, например, оценку ожидаемой продолжительности жизни, составляющую сегодня 72 года. В стратегии-2024 эта оценка повышается до 78 лет (а к 2030 году — до 80 лет). Прогноз за «шестилетку» — прирост на целых 6 лет. Невиданный скачок, если учесть, что за все 18 лет правления Путина этот показатель не превысил 6,6 года. Впервые приводится также оценка ожидаемой продолжительности здоровой жизни — 67 лет. Однако что означает разница между продолжительностью общей и здоровой жизни, составляющая целых 11 лет? Продолжительность больной жизни?

А ещё важно знать о росте продолжительности жизни: о каких слоях населения и о каких регионах страны идёт речь? Будет ли расти продолжительность жизни коренного населения? И если да, то за счёт каких факторов и на сколько? Стратегия, предложенная президентом, внеклассовая и асоциальная. И это, пожалуй, не случайно!

Или возьмём другой целевой показатель — рост реальных доходов граждан и пенсий выше уровня инфляции. Какой рост, если за последние годы здесь происходит хроническое падение?! За 2014—2018 годы оно составило 25%! А на что опираются цифры расчётной инфляции (2,5% в год, 4% в стратегической шестилетней перспективе), если действительные показатели на систематической основе кратно занижаются?! Что касается реального роста цен, то он на хронической основе в 2—3 раза опережает инфляцию! Может ли при таком невиданном в мире росте цен опережающими темпами расти зарплата? Мировая практика нашего века не знает таких примеров.

В программе заложено снижение уровня бедности в два раза. По сравнению с чем? Учтённых формально бедных в России сегодня 22 миллиона человек, в том числе 12 миллионов работающих бедных, которые получают зарплату ниже прожиточного минимума или равную ему. Но эти цифры не включают более 30 миллионов «неучтённых лиц», то есть не имеющих постоянной работы или постоянного заработка. В подавляющем большинстве случаев (70—75%) это — тоже бедные люди. Снизится ли и их численность к 2024 году в два раза? Ответа в стратегии нет! А ведь это тоже наша беднота!

Или возьмём улучшение жилищных условий, снижение ипотечных ставок и административной нагрузки на застройщиков, а также вопросы модернизации строительной отрасли. Ежегодно жилищные условия предполагается улучшать не менее чем для 5 миллионов семей. И это против всего-то 145 тысяч семей (включая одиночек), получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия в 2017 году. Неслыханно громадная задача. Это ведь за 6 предстоящих лет планируется невероятный праздник для 30 миллионов семей! 30 миллионов квартир — это больше общего количества всех приватизированных в Российской Федерации квартир! Президентом объявлена некая фантастическая компенсация живущему поколению семей за недополученное жильё всеми предыдущими поколениями, за едва ли не вековые мучительные страдания из-за квартирного вопроса.

Проблема, конечно, была. В советское время свой квартирный вопрос в год решали более одного миллиона семей. Потом, в «наше», капиталистическое время этот показатель едва достигал 100 тысяч семей в год, то есть сократился десятикратно. И потом — и это здесь, вероятно, главное — зачем так много, если общее число семей, включая одиночек, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во всей России на конец 2017 года не превышало 2,5 миллиона семей? По-видимому, с цифрами здесь произошло какое-то недоразумение, которое надо «снимать» вместе с составителями самой стратегии. По-хорошему, на месте В.В. Путина, я бы отменил подписанный указ и заставил виновных чиновников публично исправить допущенные ошибки. Или уволил бы нерадивых.

На фоне происшедшего в 2012—2017 годы почти двукратного снижения объёмов внешней торговли, продолжающихся санкций и растущего в стране дефицита новых технологий вызывает крайнее сомнение намечающийся ускоренный рост экспорта, в том числе экспорта информационных технологий и медицинских услуг. Удивляет также, что среди целого множества намечаемых показателей нет главного — показателя роста эффективности производства.

Или возьмём темп экономического роста, который ведущими экспертами мира оценивается в 1,3—1,5%, а в стратегии определяется на уровне выше мирового (2—3% в год). В предыдущих стратегиях, как и в большинстве других прогнозных расчётов, этот темп провозглашался на уровне 5—6%, а в некоторых случаях — даже 7—8%. И вот с таким небывало низким фактическим темпом экономического роста, который к тому же явно диссонирует с другими показателями стратегии (в частности, с темпами обновления и ускорения технологического развития, роста инвестиций, рабочих мест, производительности труда), российская власть намерена осуществить прорыв в развитии России и обеспечить её вхождение в число пяти крупнейших экономик мира?! По разным оценкам, сегодня РФ занимает, напомним, 7—12-е место, а по объёму ВВП на душу населения — 60—70-е. Задание, по крайней мере, странное, а миссия невыполнима. Для выполнения задания требуется, чтобы мировая экономика в ближайшие 6 лет рухнула. Но это, похоже, исключается.

НАКОНЕЦ, НАДО определиться с затратами на реализацию стратегии. Вместо объективно необходимых в разы больших средств предполагается выделить в одних случаях на всё про всё 8 триллионов, в других — 25 триллионов рублей (при нынешнем курсе рубля эта сумма эквивалентна соответственно 120 и 400 миллиардам долларов США). Если даже эти средства взять по максимуму, то достанется на дороги 8,42 триллиона рублей, на демографию — 3,55 триллиона, на инфраструктуру — 1,79, на цифровую экономику — 1,31 триллиона рублей. При этом, как и прежде, явно недостаточный объём средств выделяется на образование (140—150 миллиардов рублей в год) и на науку (15—20 миллиардов ежегодно в 2019—2022 годах и 25—30 — в 2023—2024 годах). Что касается культуры и охраны окружающей среды, то на них выделяются просто призрачные суммы.

Заметим, что именно из-за такого недофинансирования и распыления средств все прототипы нынешних национальных проектов в прошлом… с блеском провалились. Нет никаких сомнений, что при выделенных ресурсах подобная участь ждёт и ныне принимаемые проекты. Подчеркнём и то, что на реализацию аналогичных программ в мире было израсходовано на порядок больше сил и средств и в десяток раз больше лет. Но зато там всё сделано и служит людям веками, а не рушится ещё до завершения строительства, как дальневосточный мост или питерский и другие олимпийские стадионы.

Конечно, все намечаемые показатели должны рассматриваться не сами по себе, а в сравнительном контексте с аналогичными показателями, характеризующими достигнутые уровни и высшие достижения в развитии соседних стран и мировой экономики.

Возьмём пример Китая, где рост ВВП с 2006 по 2015 год составлял от 6,8% до 14,2%. Сегодня их ВВП в пять раз больше, чем у нас, он даже превысил ВВП США. Между тем ресурсов роста сегодня в России больше, чем в Китае в 1992 году, когда ВВП Китая был меньше российского.

Приступая к практической реализации новой стратегии, нам в первую очередь надо преодолеть бесхозяйственность и повысить эффективность использования имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов, уровень которой находится ниже нижнего предела.

Сегодня в России 130 тысяч убыточных или неработающих заводов и фабрик, 42 миллиона гектаров пустующих земельных угодий, 12 миллионов безработных, 30 миллионов лиц без определённых занятий, 45% неиспользуемых производственных мощностей.

Консолидированный годовой бюджет потерь России составляет 1,5 триллиона долларов США и превышает весь годовой объём ВВП России — эти резервы должны быть использованы на благо предстоящего развития в полном объёме.

Но учёт резервов и уточнение параметров развития, заложенных в нынешнем «майском указе» президента РФ, необходимы при условии, что Кремль и российский «Белый дом» всерьёз намерены этот указ выполнять. Но намерены ли?

Когда правительство и Госдума обосновывают повышение НДС на 2% дефицитом средств на выполнение этого самого «майского указа», когда они ссылаются на отсутствие средств на выплату пенсий и потому требуют повысить возраст выхода на пенсию, то они этим самым публично признают, что никаких серьёзных расчётов до обнародования указа вообще не было.

Следовательно, для его реализации надо скрести по всем сусекам, в том числе тем, в которых находится НЗ. Если это так, то какой прок от широковещательных обещаний?

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *