По материалам публикаций на сайте газеты «Культура».
55 лет назад, 7 сентября 1963-го, в свои первые гастроли по США отправились мастера советского цирка. Премьерное выступление за океаном наших эмиссаров «второго по важности» из искусств выглядит с точки зрения хронологии и парадоксально, и по-своему закономерно. С одной стороны, еще в 1936 году миллионам соотечественников полюбился фильм Григория Александрова, в котором цирковые миры двух великих держав соединились под одним куполом. С другой — побывав во многих, в том числе капиталистических, странах, до Америки циркачи Советского Союза добрались только в начале 1960-х.
Тогдашний управляющий Госцирком Феодосий Бардиан об этом рассказывал так: «Я приехал в Филадельфию, где начались гастроли нашего цирка… и имел возможность убедиться, как горячо и восторженно его принимали… неприятно поразила атмосфера в зале… люди ели, курили, пили, разговаривали, продавщицы сновали между рядами. Особенно меня возмущали огромные эскимо, которые по размерам были похожи на «колбасы» воздушных шаров и загораживали полгоризонта… Впрочем, в этом не было неуважения — это была всего лишь дурная привычка».
Затем последовало выступление в нью-йоркском «Медисон-сквер-гарден»: «Все первые ряды… были заполнены членами правительства, известными людьми города, участниками сессии ООН, которая как раз проходила в это время… в первых рядах было много дам в мехах и бриллиантах и их солидных мужей — публика совершенно необычная для демократического циркового искусства… После Нью-Йорка артисты выступали в Бостоне, Питтсбурге, Чикаго, Милуоки, Миннеаполисе… сто пятьдесят девять представлений, на которых побывало свыше девятисот тысяч зрителей». Успех превзошел самые смелые ожидания, местная пресса отзывалась о советских артистах восторженно. Как подытожил «американскую» главу своей книги Бардиан, «гастроли цирка за океан — трудное дело, но когда артистов так ждут и так принимают, все трудности отступают на задний план и никакие преграды не кажутся непреодолимыми».
Комментарий редакции: Огромный авторитет Советского цирка даже в «развитых» капиталистических странах является существенным фактом. Он обусловлен не только талантами цирковых артистов. Разумеется, это сыграло существенную роль. Однако не менее важным был сам характер Советской культуры (что цирковых представлений, что литературы, что театра, что кино). Воспевание высших идеалов человечества, разумеется, привлекало внимание многих людей. А что мы видим сейчас? Чем заполнено содержание буржуазной псевдокультуры? Бессмыслицей, развратом и пошлостью. И, к сожалению, ничем больше.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.