Публикуем материал, размещённый на сайте Свободная пресса.
Глава Пенсионного фонда России Антон Дроздов в интервью «Известиям» рассказал, что уже в 2019 году за счет пенсионной реформы количество новых пенсионеров сократится на 300 тысяч. Это позволит сэкономить около 90 миллиардов рублей.
«Оно снизится ненамного, примерно на 308 тыс. Но для нас это всё равно существенно. Если перевести в деньги, то это составит почти 90 млрд в этом году. За шесть лет экономия составит около 3 трлн рублей», — сообщил Дроздов.
Также он отметил, что распределительная часть бюджета ПФР технически сбалансирована, но лишь с учетом трансфертов из федерального бюджета, которые отражаются в доходах фонда. Технический дефицит по накопительной части составляет 23 млрд рублей. Эта ситуация исправится только к 2030 году.
«В дальнейшем, учитывая, что мы снижаем обязательства перед пенсионерами, к 2029−2030 году трансферты из бюджета, покрывающие разницу между доходами и расходами, будут стремиться к нулю. Таким образом, мы планируем, что к 2030 году система будет сбалансирована», — отметил глава ПФР.
Несмотря на то, что Антон Дроздов рассказал об экономии, всего неделей ранее президент РФ Владимир Путин на совещании правительства отметил, что после его поправок пенсионная реформа даст отрицательный финансовый результат для государства. Поэтому министрам предстоит найти средства в федеральном бюджете для финансирования этих изменений.
«Еще один очень чувствительный вопрос: при планировании пенсионной реформы правительство исходило из того, что будет положительный финансовый результат в течение нескольких лет от этих мероприятий, но после принятия президентских поправок стало ясно, что не будет никакого дохода от этих мероприятий по изменению пенсионной системы, а, наоборот, правительство должно будет профинансировать президентские поправки», — сказал президент.
В свою очередь, министр финансов и первый вице-премьер Антон Силуанов уточнил, что его ведомство будет увеличивать трансферты Пенсионному фонду России из-за внесения президентских поправок в пенсионное законодательство. Объем этих трансфертов в первое время составит порядка 100 млрд рублей дополнительных средств, а в целом внесение президентских поправок потребует дополнительно более 500 млрд рублей на ближайшие шесть лет.
Да и сам Дроздов в интервью отметил, что «сэкономленные» деньги будут направляться на индексацию пенсий, а также на предоставление дополнительных льгот, которые при втором чтении закона о бюджете были туда внесены. Это, например, льготы для женщин, родивших 3−4 ребенка.
То есть получается, что мы говорим не об экономии, а, скорее, о перераспределении средств уже вышедшим на пенсию гражданам за счет тех, кого коснулась отсрочка. И это только в лучшем случае.
Заместитель директора Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Валерий Миронов считает, что глава ПФР, говоря об экономике, принял во внимание только один аспект пенсионной реформы.
— Скорее всего, это просто один из элементов балансного счета, который не дает нам полной картины. Пенсионеров станет меньше, вот глава ПФР и подсчитал, что от этого образуется такая экономия. Но потом президент предложил ряд поправок и льгот, и в итоге экономия превратилась в дополнительные затраты. Если эти три триллиона совместить с тем затратами, о которых говорил президент, получится разница, которую нужно покрывать из бюджета.
«СП»: — То есть глава ПФР не учел остальные траты, когда говорил об экономии в три триллиона?
— Похоже на то. Он сказал о том, что за счет чистого увеличения пенсионного возраста будет такая экономия. Но есть и другие элементы этой системы расходов, из-за которых ПФР, наоборот, придется доплатить.
Каждый говорит об отдельных элементах системы. Можно сравнить это со слепыми, которые осматривают слона. Один трогает хобот, другой — за ногу, третий — за хвост, и каждый говорит о своем. Но все вместе это слон. Так и здесь.
«СП»: — Так все-таки пенсионная реформа несет экономию или дополнительные траты?
— Антон Силуанов — министр финансов. Именно он должен все подсчитывать и определять, что и куда выплачивать. Если он так подсчитал и сказал о 500 миллиардах дополнительных трансфертов, думаю, это конечная инстанция. У ПФР свои подсчеты, но это только элемент глобальной системы финансов, которую сводят в Минфине. Грубо говоря, подсчитывают дебет с кредитом нашей экономики.
Президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич уверен, что на самом деле ни о какой экономии для ПФР вообще не может быть и речи, а предложенная реформа должна не сберечь новые средства, а скрыть растрату старых.
— Когда в июле говорили о пенсионной реформе и об экономии средств для выполнения майских указов, речь шла о двух триллионах рублей. Теперь откуда-то образовалось уже три триллиона. Непонятно, как такое может быть, особенно с учетом смягчения реформы и дополнительных льгот. По цифрам уже сейчас возникает нестыковка.
При этом в ПФР не учитывают такой момент, как собираемость взносов. А ведь пенсионная реформа неизбежно повлияет на них. Видя, как государство с ними поступает, многие граждане предпочтут просто уйти в тень и перестанут платить пенсионные взносы. Работодатели также будут все чаще переключаться на какие-то схемы аутсорсинга, фриланса. В итоге плательщиков станет меньше.
Но эти риски Пенсионным фондом совершенно не просчитаны, хотя такие прецеденты у нас уже были. Например, когда несколько лет назад перестали индексировать пенсии работающим пенсионерам. Сразу после этого работающих пенсионеров стало на шесть миллионов меньше. В итоге то, что государство сэкономило на отмене индексации, стало каплей в море по сравнению с тем, что оно потеряло из-за того, что эти люди прекратили платить налоги.
Это полный аналог того, что будет происходить сейчас. Да, уменьшится количество тех, кто выходит на пенсию, но уменьшится и количество тех, кто платит взносы. Государство от этого только потеряет, так что экономия бюджета очень сомнительна. Он может даже оказаться в минусе.
Особенно с учетом обещанных мероприятий для того, чтобы не увольняли людей предпенсионного возраста. Это будет делаться за счет поддержания искусственной занятости, которая тоже будет висеть на бюджете. Придется за нее платить, как и за переобучение, увеличение пособий по безработице, которая неизбежно будет расти, и многие другие мероприятия. Так что в итоге экономии для бюджета не будет вообще никакой, о чем и сказал президент.
«СП»: — Почему тогда глава ПФР говорит об экономии в три миллиарда?
— Это путаница в цифрах, причем путаница фундаментальная. Напомню, что нам так и не представили окончательных и официальных расчетов по пенсионной реформе. Нет никаких доказательств, что сэкономленные деньги пойдут на увеличение пенсий, как нет и обязательств это делать.
Даже повышение пенсий на тысячу рублей, о котором ходили разговоры, только позволит поддержать пенсии на нынешнем уровне с учетом инфляции. По нынешнему законодательству пенсии и так необходимо индексировать по инфляции. Значит, мы говорим уже не о тысяче, а о пятистах рублей. На шестой год тысяча рублей будет и вовсе меньше инфляции.
На будущее ничего не экономится, еле-еле сводятся концы с концами. Дыра в Пенсионном фонде сохранится из-за того, что многие перестанут платить взносы. Пенсия же в лучшем случае будет индексироваться по инфляции.
«СП»: — В чем тогда смысл реформы?
— Все это лишь доказывает, что пенсионная реформа была проведена не для того, чтобы сэкономить что-то на будущее, а чтобы скрыть предыдущие провалы. Если бы реформу не провели, вскрылось бы, что исчезли огромные суммы накопительной пенсии за много лет. Они были растрачены непонятно куда через негосударственные пенсионные фонды, разворованы или обесценились в результате неэффективных инвестиций.
Схема, которая начала функционировать в 2002 году, дошла до крайности к нынешнему времени. Через год-другой пришлось бы выплачивать деньги, которых уже нет. Поэтому пенсионная реформа относится к уже бывшей экономии. Они «сэкономили» эти деньги раньше, а если точнее, утилизировали, и они уже давно где-нибудь в Лондоне, куда любят сбегать руководители негосударственных пенсионных фондов.
А вот дальнейшая экономия для бюджета от этой реформы очень сомнительна, поскольку даже если посмотреть на количество людей, умирающих сейчас и тех, кто только начинает свою трудовую деятельность, то картина получается неутешительная. Умирает гораздо больше, чем рождается, поэтому пенсии нужно платить меньшему количеству людей. Никакой потребности повышать пенсионный возраст не было. Своими действиями власти только расшатают и без того хрупкую пенсионную конструкцию и усугубят проблемы.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.