Светлана Гладыш. Горели сёла, горели люди…

Светлана Гладыш. Горели сёла, горели люди…

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».

«И пусть не думают, что мёртвые не слышат, когда о них потомки говорят»

Николай МАЙОРОВ.

«Это — страшнее боя», — говорил дед, вспоминая освобождённые от немцев деревни на Брянщине. На пепелище хрустели под сапогами кости заживо сожжённых и тускло просвечивали сквозь золу металлические пуговки. Маленькие, детские! И глаза людей, тех, кто чудом уцелел, он помнил всю жизнь.

…СПУСТЯ почти семьдесят лет в Малом зале ЦДЛ мы слушаем одного из тех, кто был свидетелем того, как на Смоленщине, в деревне Борьба, сгорели заживо старики, женщины, дети — 340 человек. Пётр Афанасьевич Бычков, седой мужчина, с трудом сдерживает слёзы, а мы — сквозь время — видим мальчика, ощущаем чудовищный запах гари, и день 13 марта 1943 года с этой минуты запомнит каждый из нас.

Бычков — один из тех, о ком написана книга Владимира Фомичёва «Поле заживо сожжённых», о тысячах жертв огненного геноцида, устроенного гитлеровцами мирным людям, жившим во временно оккупированных областях России. Общество, которым руководит поэт и прозаик Фомичёв, называется «Поле заживо сожжённых» имени Эдуарда Хлысталова, но по существу — это начало серьёзнейшего разговора о той части истории Великой Отечественной войны — зверствах немцев времён оккупации, — о которой за последнюю четверть века забыли вообще. Как вообще практически забыли или, хуже того, порой перекроили смысл Великой Победы Великого народа на страницах школьных учебников. В России искажение и чудовищное извращение подвига поколения победителей, построенное не на документах, а на лжи и домыслах, достигло невероятных масштабов.

И каким счастьем было обнаружить, что существует уникальный учебник, посвящённый исключительно изучению истории Великой Отечественной войны, истории подлинной, честной. Правда, не в России, а за границей, теперь — увы! — за границей. В Белоруссии.

Я бродила по роскошному книжному магазину Новополоцка. Оказалась в школьном отделе: тетради по физике, химии, биологии, литературе. Каждая обложка — репродукция картины известного художника, или великолепные фотографии животных, или портрет известного учёного. Так с выдумкой теперь оформляют тетрадки школьников и у нас… Стоп!

А такой тетрадки у российских школьников нет. В половину обложки ярко напечатано: «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)».

Крупно — «Рабочая тетрадь для 11 класса».

Ниже — документальная фотография. Апрель 1945 года. Советские танки в Берлине. И врез — фрагмент картины встречи освободителей на Родине.

Открываю тетрадочку, и выясняется, что это «практическое дополнение к учебнику «Великая Отечественная война советского народа».

Переворачиваю первую страницу. Раздел I, параграф первый: «Назовите решения, которые были приняты на Версальской и Вашингтонской конференции в отношении Германии». Н-н-да. Версальские договорённости ещё память отскребёт. А Вашингтонская… Сдаюсь.

Следующий вопрос: «Какие военно-политические мероприятия были осуществлены фашистской Германией с целью пересмотра Версальско-Вашингтонских договорённостей?»

Выбрасываю белый флаг и перелистываю странички одну за другой. Параграф второй: «Какие события вошли в историю под названием «Глейвицкий инцидент», «Битва за Англию», «Зимняя война», «Странная война»?»

Ну «Зимняя война» — знаем. «Странная война» — более-менее. Спотыкаюсь о «Глейвицкий инцидент». Поскольку умная тетрадочка — «дополнение к учебнику», ищем и на следующем стеллаже. Нахожу учебники «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)». На обложке — эпохальный снимок — Красное знамя Победы над рейхстагом.

Снимаю с полки тот, что издан на русском языке. Бегло просматриваю оглавление, разделы. Компактно, но ёмко изложена предыстория начала Второй мировой войны в Европе, СССР и Белоруссии. Масса цветных иллюстраций. Форма красноармейца, офицеров различных родов войск. Честная характеристика состояния нашей армии на июнь 1941 года. Вооружение, танки, самолёты. И документы: приказы, таблицы, военные сводки и донесения, немецкие оккупационные листовки, плакаты с наглядной агитацией оккупантов, обещавших свободу, или вот такое объявление: «Вода только для немецких солдат, русские, берущие отсюда воду, будут расстреляны».

Выдержка из директивы №21 Верховного командования вооружёнными силами Германии (операция «Барбаросса») 18 декабря 1940 года, обозначающей намерения Германии: «Германские вооружённые силы должны быть готовы разбить Советскую Россию в ходе кратковременной кампании ещё до того, как будет закончена война против Англии…»

Ах, какие же молодцы белорусы!

Листаю, листаю учебник, не отрываясь, и бормочу эти слова как заклинание. Оказывается, вокруг меня уже образовался маленький кружок заинтересованных граждан. Книжный магазин вообще благодатное место для обмена впечатлениями о новинках, а здесь — такая тема! Девочка-подросток с огромным атласом Западной Европы: «Вы из России?» Киваю: «Да, из Москвы». «И у вас в школе этого не проходят?! Почему? — недоумевает ребёнок. — Я, например, ещё не учила про Битву за Москву, но в прошлом году нам на уроке Памяти специально рассказывали».

«Да они там вообще ничего не знают, — решительно вступает в импровизированный диспут очень красивая дама. — У меня племянник в Нижнем Новгороде, между прочим студент. Так об операции «Багратион» он заявил, что это из эпохи Наполеона. Представляете?»

Одарив меня жалостливым взглядом, дама поспешила в другой отдел. «Вы тетрадочку-то купите. И учебник, само собой. Свезёте в Первопрестольную, — советует молодой мужчина в мотоциклетной кожанке, с подвязанным к поясу шлемом. — Покажете там, полезная ведь штука. Как недавний школьник подтверждаю». И с улыбкой погружается в англо-русский словарь.

Народ потихоньку разошёлся. А я…

Похоже, я выслушала упрёк в адрес моей страны, и, главное, абсолютно заслуженный.

ИЗУЧЕНИЕ предмета «Великая Отечественная война советского народа» сопровождается поэтической (на русском и белорусском языках) хрестоматией, её открывает вступительное слово писателя Алеся Савицкого. За ним — «Война священная» Василия Лебедева-Кумача, следом — ярчайшее созвездие советской поэзии: Константин Симонов, Муса Джалиль, Давид Самойлов, Алесь Жаврук, Николай Майоров, Павел Шубин, Максим Танк, Алексей Сурков, Якуб Колас, Анна Ахматова, Пимен Панченко, Алесь Бачило, Александр Твардовский, Петрусь Бровка, Евгений Винокуров, Александр Жаров, Михась Климкович, Сергей Орлов, Василь Витка, Роберт Рождественский, Булат Окуджава, Владимир Дубовка, Алексей Фатьянов, Лев Ошанин, Сергей Законников, Николай Старшинов, Михаил Матусовский, Виктор Боков, Алексей Пысин, Михаил Дудин, Павлюк Прануза, Михаил Исаковский, Анатоль Варцинский.

Уже в Москве, дома, изучив учебник от корки до корки, понимаешь, на какой высокий уровень изучения истории поднято общее среднее образование в Белоруссии. От документа — к анализу, без изъятия из учебного плана «неудобных» примеров. Или, например, задание подумать над тем, «что послужило причиной приказа №227? Каково его основное требование?»

Задание составить схему «Оккупационный аппарат управления» дополнялось вопросом: «Что вынуждало людей идти на сотрудничество с оккупантами?» А далее: «Докажите, что борьба против немецко-фашистских оккупантов на захваченной территории имела общенародный характер». Или требуется дать характеристику деятельности Крымской конференции и Нюрнбергского трибунала.

Детям предложено комментировать отрывки из документов, научных статей советских и западных историков (часто весьма спорных) и политических деятелей. Бесспорно главное: сохранение исторической памяти о трагических и героических страницах подвига советского народа в Великой Отечественной войне. Но при этом происходит «формирование и развитие исторического мышления и способности самостоятельно реконструировать и интерпретировать факты», а также развитие «индивидуальных точек зрения учащихся и умение их аргументировать».

За год до 65-летия Победы мне снова довелось побывать в Белоруссии. На этот раз — Минск. Заранее я созвонилась с руководителем авторского коллектива учебника и рабочей тетради, директором Института истории Национальной академии наук Белоруссии, профессором Александром Александровичем Коваленей.

«Милости просим», — радушно отозвался Александр Александрович, узнав о цели моего визита: расспросить о том, как создавалось это уникальное издание.

Однако с профессором мы разминулись (он был в командировке), и меня принял ученый секретарь института Марат Геннадьевич Жилинский — один из авторов учебника.

«Ваш учебник прочла от корки до корки, — призналась я, можно сказать, «с порога». — Как же повезло белорусским школьникам, Марат Геннадьевич!»

«Согласен, — улыбается Жилинский. — Наш учебник истории Великой Отечественной войны настроен прежде всего на консолидацию, представляя и трагические, и героические страницы войны. И самое важное, подчёркивая непреодолимое мужество народа — многонационального советского народа-победителя. Мы ставили целью не воспевание войны — война всегда трагедия. Однако, судя по отзывам, доказали, что Великая Отечественная война была войной освободительной и справедливой. Именно такую задачу поставил перед нами президент А. Лукашенко в 2004 году, а вышло наше пособие к 60-летнему юбилею Победы в 2005-м. Сроки, сами понимаете, более чем ограниченные, но наш авторский коллектив стремился к тому, чтобы всё, с чем придётся знакомиться учащимся — тем, кто, к счастью, не видел войны, было доступно для восприятия. В то же время не поступаясь научным подходом.

С первого дня мы работали открыто, постоянно консультируясь с учителями, учёными, устраивали дискуссии с участием журналистов. Особый поклон нашим уважаемым ветеранам, их замечания особенно дороги. Пособие «Великая Отечественная война советского народа в контексте Второй мировой войны» прошло апробации на всех уровнях — от гимназий и школ до администрации президента.

Лукашенко держал в руках сигнальный экземпляр. Его получил каждый ветеран Великой Отечественной войны нашей республики — каждый из 110000. Все школы Белоруссии. Музеи.

Бюджет не поскупился. Денег не жалели. Они пошли на святое дело. Вот у нас в учебнике есть задание: «Узнайте о жизни ваших родственников в годы Великой Отечественной войны. Составьте летопись истории вашей семьи в годы войны». И дети с увлечением занимаются поиском, но лет восемь — десять назад можно было услышать, как вспоминала одна очень хорошая учительница такое: «Мой прадед вроде был Героем Советского Союза». И что было дальше?

Учительница посоветовала пойти в Музей Великой Отечественной войны. И мальчик нашёл имя прадеда в списках. И — представляете — сам подошёл к учительнице, попросил провести уроки на тему Великой Отечественной. Всякое было. Поэтому наш учебник-пособие появился более чем своевременно.

Память — понятие живое и для живых. Белоруссия три года провела в оккупации. Потому у нас о партизанах много говорится. И о зверствах, о заживо сожжённых женщинах, детях, стариках. О том, как их запирали в домах, а тех, кто пытался бежать, хватали и живьём кидали в огонь. Каратели уничтожили 628 деревень и посёлков вместе с жителями. 186 из них не восстановлены. О еврейских гетто. В учебнике опубликованы выдержки из чудовищных документов. Каратели называли свои операции нежно «Волшебная флейта», «Весенняя гроза», «Герман». В Белоруссии погиб каждый третий житель.

И мы это помним. У нас невозможно то, что время от времени происходит у вас, в России: люди такого не допустят. Почти в каждой деревне, в каждом посёлке, в городке есть памятник, обелиск, пусть скромный, напоминающий о том, ЧТО творили здесь люди со свастикой на рукавах. — И Жилинский посетовал: — Вам бы приехать пораньше, десять дней назад. 7 мая у нас в Минске прошёл «круглый стол» «Великая Отечественная война 1941—1945 гг. в исторической памяти белорусского народа». Наряду с ведущими учёными и педагогами республики, а также Москвы и Смоленска в нём принимали участие и школьники. Не случайно «круглый стол» состоялся в сто семьдесят четвёртой гимназии Минска».

И на земле России горели сёла, горели заживо женщины, старики и дети. Книга писателя Владимира Фомичёва «Поле заживо сожжённых» — это документальное свидетельство трагедии русских деревень. Любая из её страниц могла бы войти — должна войти — в учебник для школьников России, которого так в стране и нет.

Восемнадцать краёв и областей нашей страны испытали во время оккупации неимоверные страдания, 940 деревень Брянской области были сожжены карателями, 150 — вместе с брошенными в огонь жителями. Кидали в колодцы младенцев, стреляли по детишкам как по бегающим мишеням. Но всё это остаётся непознанным, а значит, и вне памяти тех, кто родился уже под мирным небом.

Так откуда нашим детям знать, что ИСТИННО принёс фашизм на их землю. Мы прячем от них правду об оккупации — неотъемлемой части истории Великой Отечественной войны, а потом удивляемся, что творится в головах у «глупых» подростков.

Уже четверть века находятся в забвении и подвиг советских людей на временно оккупированных территориях, и партизанское движение. А то, что предлагают многие учебники, полно чудовищно тенденциозного негатива по отношению к ветеранам Великой Отечественной.

УЧЕБНИК «Великая Отечественная война советского народа в контексте Второй мировой войны» на сегодня единственный труд подобного рода на всей территории СНГ, то есть республик, чьи граждане 70 лет назад единой армией поднялись на смертный бой с «коричневой чумой».

Рассчитывать на появление там предмета «история Великой Отечественной войны» не приходится — русский язык бы отстоять. В юбилейный год 65-летия Великой Победы вместе с книгой Владимира Фомичёва появилось пособие «Тверской край в годы Великой Отечественной войны», им озаботилось областное законодательное собрание края. Замечательно, если в каждой области России появится подобное пособие. Но для России учебник, подобный изданному в Белоруссии «Великая Отечественная война советского народа в контексте Второй мировой войны», жизненно необходим.

Пора остановить наконец тех псевдоисториков, кто продолжает публично гадить на могилы собственных дедов и отцов и, самое чудовищное, приучает к этой мерзости детей. Неофальсификаторами растворяется понятие «Отечественная война» и, соответственно, память о героическом сопротивлении советских граждан немецким оккупантам на территории Белоруссии, России и Украины.

И пишет оболваненный московский ученик 11-го класса: «Все в стране прекрасно понимали, что Гитлер готовится к нападению, но Сталин запретил обороняться, что едва не привело к поражению».

И кто-то должен ответить за искалеченное сознание этих детей.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *