По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».
25 января 1924 года экстренный пленум Центрального Комитета комсомола единодушно принял решение присвоить союзу имя Владимира Ильича Ленина. Состоявшийся через полгода VI съезд комсомола утвердил это решение. Коммунистический Союз Молодёжи стал называться РЛКСМ. Съезд обратился с манифестом к комсомольцам, ко всей рабочей и крестьянской молодёжи, в котором провозгласил: «Комсомол должен стать школой воинствующего большевизма».
ИЗВЕСТНЫЙ деятель комсомола, один из его генеральных секретарей Александр Мильчаков вспоминал: «В манифесте было сказано, что съезд принял решение о переименовании союза не только для того, чтобы почтить светлую память великого Ленина, и не из желания носить лучшее из всех имён. Мы приняли его для того, чтобы вся трудящаяся молодёжь всех народов, населяющих СССР, вместе со своим передовым отрядом — Коммунистическим Союзом Молодёжи — прониклась единой волей и твёрдой решимостью научиться по-ленински жить, работать и бороться, осуществлять заветы, оставленные нам Лениным».
Дотошный читатель возразит: «Но это было на VI съезде РЛКСМ, а мы отталкиваемся от I съезда, и Ленин на нём не присутствовал». Отвечаю: при открытии I Всероссийского съезда организаций Рабочей и Крестьянской Молодёжи 29 октября 1918 года В.И. Ленин был избран почётным Председателем съезда, а по окончании работы съезда группа его делегатов была принята Владимиром Ильичём. Об этой встрече вспоминал её участник — известный комсомольский поэт, один из организаторов РКСМ Александр Безыменский. Он отмечал, что Ленина интересовали конкретные вопросы жизни молодёжи: как она учится, какие у неё настроения, как питается, есть ли керосин для изб-читален, каково материальное положение союза и т.д. «Каждое слово Ленина, — подчёркивал он, — было и руководящим указанием политического деятеля, и советом друга, наставлением старшего товарища. Одобряя все виды участия молодёжи в политической жизни страны, Владимир Ильич вместе с тем настойчиво направлял на те шаги, которые РКСМ должен предпринять, чтобы наша молодёжь была не только политически грамотной и образованной, но и бодрой, жизнерадостной, всегда инициативной».
И всё же увязывать ленинское имя комсомола с выступлением Владимира Ильича на III съезде РКСМ или с его встречей с группой делегатов I съезда было бы чрезвычайно примитивно. Его связь с революционной молодёжью не сводилась к отдельным эпизодам, пусть даже исключительно важным. С этой точки зрения глубоко символично, что среди подготовленных Лениным документов II съезда РСДРП была резолюция об отношении к учащейся молодёжи.
Уже через месяц после съезда в газете «Студент», выходившей в Цюрихе, Ленин публикует статью «Задачи революционной молодёжи». В ней он прежде всего отвечает на интересующий читателей вопрос: что такое революционное студенчество? Ответ этот актуален и сегодня хотя бы потому, что студенчество оказалось основой рядов ЛКСМ РФ. Читаем: «Для социал-демократа, например, оно означает, во-первых, распространение социал-демократических убеждений среди студенчества и борьбу с теми взглядами, которые хотя и называются «социалистически-революционными», но с революционным социализмом не имеют ничего общего, а во-вторых, стремление расширить, сделать более сознательным и более решительным всякое демократическое, а в том числе и академическое движение в студенчестве».
Ленин чётко определяет задачу большевика, марксиста, работающего в студенческой среде: «Социал-демократ, который поставит своей задачей работу в студенчестве, непременно постарается проникнуть сам или через посредство своих агентов в возможно большее число возможно более широких «чисто студенческих» и самообразовательных кружков, … постарается пропагандировать именно социал-демократическую программу среди тех, кто ещё ищет какой-нибудь программы».
Заключая эту статью, Ленин пообещал в следующих номерах побеседовать с читателями о «значении марксизма» и «об отношении студенчества к рабочему классу». Однако намеченный цикл статей написать не удалось.
В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ к молодёжи была адресована статья «Новые задачи и новые силы», которая была опубликована в нелегальной партийной газете «Вперёд» 23 февраля
(8 марта) 1905 года. Ставя вопрос о движущих силах революции, Ленин писал: «Вербуйте больше рабочей молодёжи, расширяйте обычные рамки всех партийных организаций, начиная от комитетов и кончая фабричными группами, цеховыми союзами, студенческими кружками! Помните, что всякое промедление наше в этом деле послужит на пользу врагам…».
Процитировав одного автора, утверждавшего, будто «людей нет.., все пигмеи кругом», Ленин решительно заявляет: «Кто говорит так, тот за деревьями не видит леса… Такому организатору лучше уйти на покой, очистить место молодым силам, у которых энергия возместит с лихвой обычную и заученную рутину».
В 1908 году, предчувствуя, что период реакции в России на исходе, Ленин в статье «Воинствующий милитаризм» обращает внимание на опыт борьбы с милитаристским угаром в Бельгии: «Бельгийская рабочая партия, помимо общей пропаганды идей антимилитаризма, организовала группы социалистической молодёжи под названием «Молодая гвардия».
Рядом с письменной агитацией интенсивно ведётся и устная: в январе и сентябре (месяцы призыва) в главных городах Бельгии устраиваются народные собрания и процессии; у дверей мэрии, на открытом воздухе, социалистические ораторы разъясняют рекрутам значение милитаризма. При «Главном совете» «молодых гвардейцев» учреждён «Комитет жалоб», на обязанности которого лежит собирание сведений о всех несправедливостях, совершаемых в казармах. Эти сведения, под рубрикой «Из армии», ежедневно оглашаются в центральном органе партии «Le Peuple» («Народ». — В.Т.). Антимилитаристская пропаганда не останавливается на пороге казармы, и солдаты-социалисты образуют группы для целей пропаганды внутри армии».
Когда поэт писал: «В терновом венце революций грядёт шестнадцатый год», Ленин вновь обращался к юной гвардии грядущей революции. В заметке «Интернационал Молодёжи», учитывая необходимость создания российской «Молодой гвардии», вождь пролетарской революции писал: «При таком положении дел в Европе союзу социалистических организаций молодёжи выпадает громадная, благодарная — но зато и трудная — задача борьбы зa революционный интернационализм, за истинный социализм против царящего оппортунизма, перешедшего на сторону империалистской буржуазии».
Ленин обратил внимание на то, что формированию революционного сознания молодёжи одинаково мешают и анархическое отрицание государственности, и мелкобуржуазное почтение к существующей буржуазной государственности. Поэтому Владимир Ильич в своей «молодёжной» статье подчёркивает: «Социалисты стоят за использование современного государства и его учреждений в борьбе за освобождение рабочего класса, а равно за необходимость использовать государство для своеобразной переходной формы от капитализма к социализму. Такой переходной формой, тоже государством, является диктатура пролетариата».
А речь на III съезде РКСМ (опубликована в «Правде» в номерах за 5, 6 и 7 октября 1920 года под заголовком «Задачи союзов молодёжи») стала завещанием многим поколениям юных наследников и продолжателей социалистической революции. Эта работа В.И. Ленина широко известна, в том числе нынешнему поколению комсомольцев. Но когда её сводят к призыву «Учиться, учиться и учиться», то происходит оскопление её богатейшего содержания. Ведь Ленин сразу уточнял задачу: «Учиться коммунизму» — и тут же добавлял: «Но этот ответ… является слишком общим». Хрестоматийные слова «Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество» относятся тоже к другой теме: так Ленин указал вектор формирования коммунистической всесторонне развитой личности.
А ВОТ ОДНА из действительных конкретизаций знаменитого тезиса «учиться коммунизму». Помните? «На место старой муштры, которая проводилась в буржуазном обществе вопреки воле большинства, мы ставим сознательную дисциплину рабочих и крестьян, которые соединяют с ненавистью к старому обществу решимость, уменье и готовность объединить и организовать силы для этой борьбы… Без этого сплочения, без этой сознательной дисциплины рабочих и крестьян наше дело безнадёжно». И далее Владимир Ильич добавляет: «Вот как надо поставить основные задачи, когда мы говорим о задаче: научиться коммунизму».
Вся дальнейшая речь Ленина на III съезде комсомола — это раскрытие содержания задачи «учиться коммунизму». Самый революционный компонент касался морали, нравственности. На заре Советской власти иные лихие толкователи революционного новаторства предлагали не только Пушкина «сбросить с парохода современности», не только разобрать «буржуазные» железные дороги, проложив на их месте новые, пролетарские, но и исключить мораль из рабоче-крестьянских ценностей. Сегодня правящий класс делает всё, чтобы тоже были отринуты мораль и нравственность, живущие в среде людей труда, ибо они мешают контрреволюции творить свои чёрные дела, мешают капиталу эксплуатировать миллионы тружеников.
Только великий революционер был способен заявить:
«Вы должны воспитать из себя коммунистов. Задача Союза молодёжи — поставить свою практическую деятельность так, чтобы, учась, организуясь, сплачиваясь, борясь, эта молодёжь воспитывала бы себя и всех тех, кто в ней видит вождя, чтобы она воспитывала коммунистов. Надо, чтобы всё дело воспитания, образования и учения современной молодёжи было воспитанием в ней коммунистической морали».
Ленин доказывает, что воспитание коммунистической морали — это тоже классовая борьба: и потому, что она «подчинена классовым интересам борьбы пролетариата», и потому, что для её победы предстоит изжить мораль эксплуататорских классов. Ленин объясняет, в каком смысле коммунисты отрицают нравственность толстосумов: «В том смысле, в каком проповедовала её буржуазия, которая выводила эту нравственность из велений бога. Мы на этот счёт, конечно, говорим, что в бога не верим, и очень хорошо знаем, что от имени бога говорило духовенство, говорили помещики, говорила буржуазия, чтобы проводить свои эксплуататорские интересы… Всякую такую нравственность, взятую из внечеловеческого, внеклассового понятия, мы отрицаем».
А вот ленинские слова, которые иначе как завещание не воспринимаются хоть при Советской власти, хоть при нынешнем (временном!) её глубоком отступлении:
«Союз коммунистической молодёжи должен быть ударной группой, которая во всякой работе оказывает свою помощь, проявляет свою инициативу, свой почин. Союз должен быть таким, чтобы любой рабочий видел в нём людей, учение которых, возможно, ему непонятно, учению которых он сразу, может быть, и не поверит, но на живой работе которых, на их деятельности он видел бы, что это действительно те люди, которые показывают ему верный путь.
Если Коммунистический союз молодёжи во всех областях не сумеет построить так свою работу, это значит, что он сбивается на старый, буржуазный путь».
Имя Ленина, которое взял себе комсомол, обязывает точно следовать ленинскому завету.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.