Лариса Ягункова. Вечно молодая гвардия

Лариса Ягункова. Вечно молодая гвардия

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».

Солнечно-жёлтый поезд озарил перрон московского метро: на бегущих вагонах замелькали знакомые, узнаваемые кинокадры. Ещё бы не узнать их, если помнишь весь фильм от начала до конца покадрово. Сколько же раз мы смотрели его в детстве — десять, двадцать — и потом перечитывали этот замечательный роман! От души спасибо тем, кто посвятил ему тематический поезд: не забыли, что в октябре нынешнего года фильму «Молодая гвардия» исполнилось 70 лет. Премьера состоялась в канун 30-летия со дня рождения Ленинского комсомола.

НЫНЕШНИМ ЗРИТЕЛЯМ трудно представить себе, какое место в жизни миллионов советских людей занимало киноискусство. Вторая половина 1940-х годов была отмечена всенародным подъёмом духа. Победа в кровопролитной войне над фашистской Германией внушала надежду на великое будущее нашей страны — отсюда и повышенный оптимизм многих несправедливо забытых ныне фильмов.

Конечно, «Молодая гвардия» стояла в этом ряду особняком, отличаясь прежде всего своими художественными достоинствами, неотъемлемыми от пафоса того героического времени. Потрясающий роман, а точнее — сказ, Александра Фадеева о юных героях, оказавших дерзкое сопротивление фашистским оккупантам, нашёл близкое к пониманию миллионов людей прочтение у художника-реалиста, выдающегося режиссёра Сергея Герасимова. Двухсерийный фильм пользовался громадным успехом: на него ходили целыми классами, цехами, как в своё время на «Чапаева». И это был не показной энтузиазм: героизм вошёл в жизнь советского общества, стал одной из решающих сил его созидания. На героических примерах воспитывались целые поколения. «В жизни всегда есть место подвигу» — сколько школьных сочинений было написано на эту тему. Мирный труд не искал себе славы, но воинский подвиг задавал ему звёздную высоту. Как же надо трудиться, чтобы оправдать свою жизнь перед теми, кто пожертвовал собой ради защиты Отечества!

В общем, понятен был огромный интерес к этому фильму, понятно восхищение режиссёром Герасимовым, снявшим свою героическую драму по следам подлинных событий.

Но надо повторить, что этот мирный труд не искал славы. Герасимова, как и читателей романа «Молодая гвардия», потряс подвиг краснодонских комсомольцев, людей новой формации, выросших и сформировавшихся уже в советское время. Как всякому художнику ему хотелось поделиться со зрителем своим видением предмета, приблизить этих героев к массам. Конечно, роман Фадеева, удостоенный Сталинской премии, выходил миллионными тиражами, но кинематограф во все времена превосходит литературу широтой аудитории.

Задумав снять фильм, Герасимов начал с постановки спектакля в своей творческой мастерской. Будущие актёры Сергей Гурзо, Глеб Романов, Инна Макарова, Людмила Шагалова, Борис Битюков, Клара Лучко, Евгений Моргунов горячо поддержали замысел своего учителя. Они были чуть ли не ровесниками героев — одного поколения, одного образа мыслей. Некоторые даже успели повоевать. Славный боевой путь прошёл самый старший на курсе Сергей Бондарчук, демобилизованный по ранению. У него единственного был сценический опыт: ещё до войны он окончил студию при Ростовском драматическом театре и потом играл на его сцене. Герасимов очень хотел занять его в спектакле, но по возрасту Бондарчук уже не мог играть главные роли, а пока репетировал на учебной сцене роль директора шахты Андрея Валько.

Все исполнители были герасимовцы. Писатель Фадеев участвовал в распределении ролей. Именно он предложил самую юную на курсе Инну Макарову на роль Любы Шевцовой, увидев её на студенческих подмостках в спектакле «Кармен». «Уж не знаю, какой была Кармен, но Любка-артистка была именно такая», — разрешил все сомнения писатель.

НАДО СКАЗАТЬ, у писателя было своё видение молодогвардейцев, заметно отличавшееся от того, какими они были в действительности. Эти различия иногда касались характеров, интересов, привязанностей героев. И вряд ли реальная Люба Шевцова, скромная, серьёзная девушка, учившаяся в разведшколе, была похожа на Любку-артистку. Но Фадеев писал не документальную повесть, а романтическую поэму в прозе и следовал своему творческому видению. Он был безупречен в главном — в отображении высоких чувств и помыслов вчерашних подростков, в понимании их нравственной чистоты, за которой стоит ныне осмеянное и оклеветанное советское воспитание. Фадеев был первопроходцем темы, и за это ему надо простить те ошибки, которые он допустил, обобщая материал. Годы спустя появилась замечательная документальная повесть Кима Костенко «Это было в Краснодоне», и многие лица и факты стали на свои места. Но спектакль и затем фильм в постановке Герасимова вдохновлялись именно книгой Фадеева.

Однако, следуя за романом, Герасимов оставался верен своей эстетике жизненных реалий. Как ни дорог был режиссёру роман, подаривший ему три года жизни на высочайшем творческом накале, но снимать фильм он хотел по-своему, по-герасимовски.

Те, кто видел спектакль «Молодая гвардия», перенесённый из учебной мастерской на сцену Театра киноактёра, отмечали, что по своему звучанию он был гораздо ближе к высокому регистру фадеевской прозы. Отдавая дань театральной условности, Герасимов не избегал темпераментных сцен: высшей точкой в них были пафосные монологи, как говорится, «на публику». Спектакль имел огромный успех. Но одно дело сцена, другое — экран. В фильме пафос должен был уступить место правде человеческого существования. Пламенный клич должен был рождаться из шёпота, из бытового говорка. В том-то и заключалась непреложность подвига, что его породила сама жизнь.

Режиссёру остро потребовались актёры, способные решить образ-характер в обытовлённой манере, чтобы в кульминационной сцене блеснуть способностью к пафосной игре. Вот почему романтическим красавцам Глебу Романову и Кларе Лучко, с большим эмоциональным подъёмом игравшим на сцене Олега Кошевого и Ульяну Громову, пришлось уступить на съёмочной площадке свои выстраданные роли Владимиру Иванову и Ноне Мордюковой, учившимся в других мастерских.

Обид, конечно, было много. Хорошенькая Муза Крепкогорская даже плакала — не хотела играть склочницу и предательницу Вырикову. А Евгений Моргунов, в ту пору ладный, красивый парень, был просто в отчаянии, когда мастер предложил ему роль предателя Стаховича. Но никто не ушёл из съёмочной группы — так велико было счастье работать и жить именно в этом коллективе.

Съёмки проходили в донецком городе Краснодоне, в местах реальных событий — ведь разделяли их всего несколько лет. Герасимовцев встречали здесь, как родных. Они жили в семьях молодогвардейцев, читали их книги, рассматривали фотографии и без конца говорили с их родными и друзьями. Вот когда актёры по-настоящему узнали своих героев.

Работа над картиной стала настоящей жизненной и профессиональной школой для целого поколения герасимовцев, а для самого режиссёра это была возможность испытать свои художественные принципы на героическом материале. И оказалось, масштаб событий не противопоказан эстетике жизнеподобия. Здесь, на месте подлинных событий, грех было бы не воспользоваться возможностью их реконструкции.

Однако именно эта эстетика обнажила жизненные противоречия, отмеченные ещё в романе. Дело в том, что молодёжное сопротивление возникло стихийно и действовало самостоятельно, на свой риск и страх. Руководить ребятами было некому. Партийная ячейка, оставленная в городе для нелегальной работы, была предана в первые же дни оккупации. В романе Фадеева есть сцена страшной казни этих людей вместе с непокорными шахтёрами, отказавшимися работать на фашистов. Сцена эта вошла в фильм и была одной из лучших. Но именно она вызвала недовольство Сталина, посмотревшего первую серию. Режиссёр был вызван на заседание Политбюро.

Что он мог сказать в свою защиту? В романе Фадеева, получившем Сталинскую премию, все эти страшные сцены были поданы с тем пафосом, с той риторикой, которая превращала повествование в сказание, в поэму. Никому и в голову не пришло искать в этом повествовании какие-то пораженческие мотивы. Но в фильме, снятом в реалистической манере, это «пораженчество» бросалось в глаза. Были там масштабные сцены панической эвакуации советских учреждений и обстрела колонны беженцев. А ещё — снятая одним куском, без единой монтажной склейки — сцена вторжения гитлеровцев в оцепеневший от ужаса город, страшная именно той будничностью, с которой солдаты растекаются по улицам и дворам, обливаются водой у колодца, ловят кур. Этот образец режиссёрского и операторского искусства произвёл тяжёлое впечатление на первых зрителей — членов Политбюро во главе со Сталиным.

Но, несмотря на жёсткую критику властительных оппонентов, обвинивших картину в пораженчестве, в нагнетании ужаса, а главное, в отсутствии исторической правды: мол, повсеместно борьбой против оккупантов руководили партийцы, а здесь их роль сведена на нет, Герасимову удалось отстоять свою судьбоносную работу. Отстоять в полемике со Сталиным. Однако и без компромиссов не обошлось. Пришлось уступить соображениям высшей политики — сократить сцены ареста, тюремного заключения и казни большевиков-подпольщиков, и тем самым лишить эти роли их первоначального значения. Зато удалось заручиться поддержкой Сталина, когда речь пошла о сокращении отснятого материала до одной серии. «Какой упрямый человек, этот Герасимов, — сказал Сталин. — Ну что, дадим ему сделать две серии?»

И работа над фильмом продолжалась. Многое пришлось снимать заново. Уходили одни сцены, но приходили другие. Можно было предположить, что «Молодой гвардией» руководили партийцы, но делали это очень осторожно, не оставляя следов, чтобы избежать нового провала. Хотя многие операции ребята действительно разрабатывали сами. Всё это и надо было показать в фильме.

В ЭТО ТРУДНОЕ ВРЕМЯ с Герасимовым по-прежнему были рядом студенты-режиссёры Ю. Егоров, Ю. Победоносцев, Т. Лиознова, Н. Розанцев, С. Самсонов. Все они потом успешно работали в советском кино. Их ещё долго называли «молодогвардейцами». Фильм собрал и объединил прекрасную команду, стал школой гражданской ответственности и профессионального мастерства. А сколько замечательных актёрских биографий началось именно с этой картины! «Молодая гвардия» стала большим этапом в жизни её создателей и всего советского кино. Так в поисках верных решений, в стремлении не изменить себе и вместе с тем не навредить высокой международной репутации страны, победившей фашизм, складывалась эта нелёгкая работа.

Фильм вышел в срок — к дню рождения комсомола. Успех был выше всяких ожиданий. Удостоенный Сталинской премии, фильм много лет не сходил с экранов, обошёл всю страну. Ему внимали свободный Китай, революционная Куба, сражающийся Вьетнам. Ему аплодировали на конгрессах мира, проходивших в Европе. Это был любимый фильм Фиделя Кастро и Уго Чавеса. Говорят, его смотрела молодая Индира Ганди и плакала. И сегодня, в наш жестокий, бесчеловечный век, молодогвардейцы протягивают руку тем, кто борется за лучший мир, за освобождение человечества от убийственной власти ненасытного капитала.

А по «синей ветке» московского метро мчится солнечно-жёлтый поезд веры и надежды, соединяя нас с героической эпохой наших отцов и дедов.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *