По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».

С момента катастрофы ракеты-носителя «Союз-ФГ» с космическим кораблём «Союз МС-10» на борту, которая произошла 11 октября, немало воды утекло. Уже можно вполне уверенно заявить: как и прежде в подобных случаях, никаких реальных мер не будет принято. Стране предложено смириться с тем, что теперь под вопросом, скомпрометированной оказывается уже и такая святая святых, как отечественная пилотируемая космонавтика.

ДОШЛО до совершенно феноменального позора: до сих пор Роскосмос не нашёл желающих застраховать новый пуск ракеты «Союз» на МКС, запланированный на 18 ноября. Как следует из информации на сайте госзакупок, страховые компании не подали ни одной (!) заявки на тендер, организованный Центром эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры. В связи с этим запрос был признан несостоявшимся. Вот так: очевидно, слишком велик риск по мнению отечественного финансового сектора. А ну как опять упадёт? Вот к чему мы пришли. Каким словом, кроме «срамота», можно описать это?

Впрочем, речь идёт не только о потере лица. В условиях всё нарастающей конкуренции с новыми космическими проектами, вроде того же Space-X Илона Маска, это не только вопрос престижа, но и вполне конкретных заказов, доли на рынке. И что? Какие выводы сделаны? Вместо вдумчивого анализа и давно назревших перемен мы вновь слышим какие-то вроде бы смешные, а вроде и страшные в своей безответственной глупости бредни о саботаже пуска силами неких неясных злодеев — вероятно, тех же, что сверлили дыры чуть не прямо в космосе в корпусе «Союза МС-9», ныне пристыкованного к МКС… По крайней мере, так говорят на публику. Эксперты же, расследующие причину ЧП, склоняются к тому, что ошибка в очередной раз была допущена на этапе сборки изделия. Почему? Можно много рассуждать и писать о падении культуры производства в России. А можно просто процитировать ставшее популярным в интернете четверостишие:

Летела ракета —

Упала в болото!

Какая зарплата —

Такая работа!

На сайте РКЦ «Прогресс» — производителей ракет «Союз-ФГ» — найти в открытом доступе сведений о заработной плате не удалось. Но, к примеру, у слесаря-ремонтника на РКК «Энергия», где собирают космические корабли «Союз», в том числе и МС-10, по отзывам в группе работников завода в социальной сети «ВКонтакте», она составляет на октябрь 2018 года порядка 30000 рублей. Базируется при этом предприятие в Подмосковье.

Многие годы космос был заслуженной гордостью нашего Отечества. Великая отрасль, будущее человечества. Некогда одно это слово могло вызвать у гражданина СССР прилив горячей и заслуженной радости за страну. Мы были первыми. И в 1957-м со спутником, и в 1961-м с Гагариным. Мы были лучшими: даже сейчас по общему числу ракетных пусков с 1957 года наша страна превосходит США более чем в 2 раза. На 2017 год цифры были таковы: 3065 успешных запусков против американских 1513. Причём в 1970-е и 1980-е «застойные» годы разрыв в пользу СССР был колоссальным: 909 пусков в 1970-х у нас против 273 в Штатах, а в 1980-е — и вовсе 954 против 161. Итак, мы были не только первыми, но и лучшими.

А что же сейчас? Нынешний Роскосмос стал гораздо чаще всплывать в информационном омуте не в связи с космическими открытиями, а в связи с космическими скандалами. Многим всё ещё памятна история 2012 года с дракой тогдашнего руководителя ведомства Владимира Поповкина с заместителем генерального директора ФГУП «Звёздный» Александром Парамоновым, где в дело пошла порожняя бутылка из-под спиртного. Иные вспомнят о судьбе сгоревшего в земной атмосфере «Фобос-Грунта». Другие — о том, как сильно в целом увеличилось количество неудачных пусков. В первые годы после развала Союза — в 1992—1995 годах — процент неудач был равен всего двум, в следующие годы, с 1995-го по 1999-й, когда на космос во всю силу подействовало лихолетье 90-х, число неудач стало рекордным — 8,5%. Далее они начали постепенно снижаться, чтобы в новом десятилетии превзойти все мыслимые величины.

А полный крах в разработке нового пилотируемого орбитального аппарата? Проект «Федерация» (ранее именовавшийся ППТС) был принят в 2009 году — тогда первые беспилотные испытательные запуски планировались на 2015 год. Позднее они были перенесены на 2017-й, потом на 2018-й, на 2021-й, сейчас в качестве заветной даты значится 2022-й. Какой год будет следующим? Комедия…

Важнейшим оправданием для затягивания сроков изначально была неготовность новой ракеты-носителя. Путь, по которому должна была пойти отечественная космонавтика, выбирался весьма долго. Но вот выбор сделан: уникальная система «Ангара» — не одна ракета, а целая серия разной мощи ракет, собираемая по модульному принципу из сходных комплектующих. Дешевизна! Массовость! Ну да, разумеется… В реальности проект уже успел стать одним из самых дорогих в истории современной отечественной космонавтики. Даже Счётная палата РФ вынуждена была в итоге заняться этой проблемой и заявить, что налицо чудовищный перерасход средств и многократное повышение стоимости отдельно взятой ракеты по сравнению с первоначально заявленной. Было это в 2013 году…

Дата первого пуска откладывалась и переносилась более пяти раз! В 2015 году планировался пуск с коммерческим спутником на борту, который был позднее перенесён на 2016-й в связи с неготовностью ракеты, потом — на 2017-й, но в ноябре 2016-го стало известно, что весь следующий год пусков тоже не будет. Был объявлен 2018 год — и вот снова провал. Говорят, что обещанного три года ждут — ну так наши господа, отвечающие за космонавтику, во главе персонально с Рогозиным, который не стеснялся неоднократно расточать оптимистические заявления, перекрыли даже народную поговорку. В 2019-м, который сулят теперь, если считать от 2015-го, пойдёт уже четвёртый год. Да только, право, будет ли на самом деле пуск? Уже не верится.

Особенно если принять во внимание, как лихорадило головное предприятие, ответственное за «Ангару», — ГКНПЦ имени Хруничева. Только в этом году завод удалось отстоять от ликвидаторов, но нельзя сказать, что обстановка там полностью нормализована. А ещё совсем недавно на полном серьёзе обсуждался вариант с частичным переводом мощностей в регионы, на совершенно не подготовленные площадки. В свете всего сказанного, полетит или нет «Ангара А-5» в 2019-м, остаётся только гадать. Что до введения ракеты в регулярную и постоянную эксплуатацию, то об этом нет ещё и речи. Про дату запуска с человеком на борту говорится так: «после 2025 года».

В свою очередь изготовители «Ангары», неспособные справиться с задачей ввиду собственных проблем, оправдывались неготовностью космодрома «Восточный»: стартовые комплексы Байконура-де устарели. «Восточный»… Самый большой проект нашей космонавтики — и самый большой провал. Уже сейчас этот вроде бы как достроенный, но постоянно требующий различных доработок и так и не введённый в полноценную эксплуатацию космодром (на сегодняшний день с него было произведено только три (!) пуска, из которых один — неудачный) является самым дорогим подобным объектом в мире.

Стройка началась в 2011-м. «С самого начала работы велись хаотично, бессистемно», — говорил в конце 2014 года тогдашний глава Роскосмоса Олег Остапенко. «Проектно-сметная документация запоздала на два года», — подтверждает его слова первый замглавы Спецстроя Александр Загорулько. Когда сметы всё-таки пришли, оказалось, что указанные расценки в два раза ниже того, что уже потратил Спецстрой. В результате и денег израсходовано больше, чем выдали, и отчитаться по выполненным работам не получается, объяснил положение Загорулько. 100 миллиардов рублей — столько государство выделило на космодром в период с 2011 по 2014 год. Ещё 40 миллиардов было перечислено Спецстрою с начала 2015-го. В мае 2015 года агентство попросило ещё 20 миллиардов рублей — они тоже были выделены. И при всём при том в 2015-м и 2016 году полыхал чудовищный, позорнейший скандал, когда труженикам Спецстроя, работающим на объекте колоссальной важности, на одной из самых крупных и ответственных строек страны, месяцами не выплачивали зарплату. Были забастовки, был суетящийся Рогозин, были обещания всё погасить и со всеми рассчитаться, каждый раз оборачивавшиеся пшиком. И была потрясающая история многомиллионных хищений, история с разъезжающим по Минску на «мерседесе» со стразами из кристаллов Сваровски директором фирмы-подрядчика. Арестовали — спасибо братской Белоруссии.

В середине 2016 года следствие установило, что сумма хищений при строительстве космодрома «Восточный» составила свыше 5 миллиардов рублей. Впрочем, это ещё, возможно, не окончательные данные. В феврале 2017 года за невыплату зарплаты работникам в Бузулукском райсуде начался суд над руководителем Спецстроя. В прошлом же году произошла совсем тёмная история: за мошенничество был арестован топ-менеджер Роскосмоса Владимир Евдокимов, который, однако, за свои преступления перед законом уже не ответит. Какие-то иные силы приговорили его к высшей мере и привели приговор в исполнение: утром 18 марта 2017 года в одной из камер СИЗО №5, в туалете, был найден окровавленный труп Владимира Евдокимова. На теле насчитали три ножевых ранения.

Примечательно, что вместе с Евдокимовым в камере находились более 10 человек. При этом информация о том, были ли они свидетелями убийства, разнится. Первоначально сообщалось со ссылкой на заключённых, что они ничего не слышали. Однако в эту версию верится с трудом: туалетная комната отгорожена от остального помещения фактически лишь тонкой перегородкой. Председатель Общественной наблюдательной комиссии Москвы Вадим Горшенин и член комиссии Иван Мельников рассказали, что Евдокимов чуть более чем за месяц до убийства был переведён из спецблока СИЗО №5 («Водник») в обычную камеру. Главное отличие новой камеры от прежней — в ней нет видеонаблюдения…

Было начато расследование, где основной версией следствия почти сразу сделалось… самоубийство из-за вымогательств и давления сокамерника! Только в январе этого года ФСИН официально признала вину своих сотрудников в случившемся. По словам начальника ФСИН Москвы Сергея Мороза, после проверки одного из сотрудников привлекли к уголовной ответственности, а второго уволили. Начальник управления ФСИН добавил, что «вина сотрудников однозначно имеется», а окончательную оценку их действий дадут следствие и суд. Наконец, в июне, после длившейся не один месяц судебно-медицинской экспертизы, было внезапно объявлено, что «повреждения (на теле) не могли быть причинены посторонней рукой» и на основании данных экспертизы уголовное дело против Евдокимова закрыто по не реабилитирующим причинам в связи со смертью обвиняемого. Вот так спрятаны в воду концы каких-то афер, махинаций, масштаб которых, по всей видимости, действительно был космическим, если в итоге подельники Евдокимова решились убрать его столь рискованным способом. В Роскосмосе, стоит добавить, Евдокимов отвечал за контроль качества и надёжности…

Некогда передовая в стране и мире отрасль, отрасль-символ, отрасль-гордость, отрасль-мечта, стремительно, со скоростью ракеты скатывается в какой-то непрестанный позор. Бездари и жулики проели наследие советской космонавтики и теперь приближаются к той черте, после которой можно будет уже только хоронить остатки.

Все, кто с замиранием сердца смотрит в ночное небо, все, кто помнит и любит незабвенную улыбку Гагарина, — неужто мы позволим всему этому продолжаться? Криминальный капитализм отнимает у нас одно из самых великих и светлых творений наших рук, оставляет нас за бортом одной из самых динамичных и значимых областей научно-технического прогресса. Космическая мечта поколений гибнет, её ужимают и кромсают по бедности, а на самом деле из-за вопиющей неэффективности нынешней системы. Системы, которой не нужны дали и выси. Системы, которой нет дела до космоса. В своё время люди, чьим символом была красная звезда, почти дотянулись до небесных светил и вписали свои имена золотыми буквами в историю цивилизации. Чем запомнимся мы?

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.