Медведев приказал ценам не расти, но они не подчинились

Медведев приказал ценам не расти, но они не подчинились

По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса».

Для нефтяных компаний России начал действовать правительственный мораторий на повышение цен на ГСМ. Действовать он будет якобы аж до марта 2019 года. Правда, очередная попытка регулирования рынка «в ручном режиме», ни к чему хорошему не приведет, предупреждают экономисты.

На «уговоры» ушла всего неделя

Правительство России не стало придумывать хитроумных способов, каким образом навести порядок на топливном рынке страны. Пошли давно проторенной дорогой: у вице-премьера Дмитрия Козака 31 октября собрались руководители нефтяных компаний, которым фактически предъявили ультиматум — «замораживайте» цены!

То есть опять-таки в работу рынка правительство вмешивается «в ручном режиме»: нефтяные компании обязались зафиксировать отпускные цены на бензин и дизельное топливо до конца 2018 года, а в следующем году индексировать их не выше текущей инфляции.

О том, какие санкции применят к нарушителям моратория, пока неизвестно. Но премьер-министр Дмитрий Медведев уже публично припугнул их: «Либо будет принят план работы о поддержании сложившегося уровня цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, либо мне придется принять решение о вводе запретительных пошлин на нефть и нефтепродукты».

Напомним, что речь о введении ограничений на экспортные поставки уже шла на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака 24 октября. Выходит, на то, чтобы нефтяники «добровольно» согласились с подобными условиями, ушла всего неделя.

Как заявил Дмитрий Медведев, пойти на крайние меры правительство вынудила тяжелая ситуация на рынке нефтепродуктов. Действительно, с начала года оптовые цены на бензин класса Euro-5 с октановым числом 92 и 95 повысились на 11% и 18% соответственно, а дизельное топливо подорожало на 16%.

За тот же период розничные цены, по подсчетам Росстата, на автомобильные бензины выросли на 9,4%, а на дизельное топливо — на 11,3%. Причем если в сентябре розничные цены на бензины увеличились лишь на 0,1%, а на дизельное топливо — на 0,2%, то уже в октябре цены «разогнались» соответственно до 0,5% (на бензин) и 1,2% (на солярку). И, судя по всему, цены по приказу правительства расти не перестанут.

В субботу, 3 ноября вице-премьер Дмитрий Козак исключил возможность введения в России государственного регулирования цен на топливо. Об этом он заявил в интервью в программе «Вести в субботу» на телеканале «Россия 1». Рассказав, что все это уже проходили и это привело лишь нехватке бензина, очередям и т. д. При этом Козак заявил, что у правительства есть все инструменты и ресурсы, чтобы сдержать уровень цен на топливо в пределах инфляции.

Что это за инструменты, которые никак не могут сработать?

Цены на бензин: назад в СССР?

Потребителей, понятно, больше всего волнует, что произойдет с ценами, когда действие моратория завершится. Ведь невозможно же до бесконечности регулировать рынок командно-административными методами, как во времена СССР, что, собственно, признал и Козак?!

Тем более, что с первого января на повысится НДС и акцизы на нефтепродукты, а главное — начнется финишная стадия «налогового маневра» (повышение НДПИ). О том, что же реально произойдет с ценами на топливо, «Свободная пресса» поговорила со своими постоянными экспертами. Их оценка ситуации на рынке и, соответственно, прогнозы разошлись диаметрально.

Ведущий аналитик финансовой компании Amarkets Артем Деев:

— Зачастую весь производственный цикл топлива находится под контролем отдельных компаний. Это значит, что региональные монополисты могут полностью контролировать весь процесс генерации топлива: от добычи нефти на месторождениях до переработки сырья на собственных НПЗ. Разумеется, у них есть и свои сети АЗС.

Сейчас, когда розничные цены на топливо заморожены, эти монополисты оказались перед выбором: либо оставлять сырье для своих АЗС, либо продавать оптовикам по более высокой стоимости. К сожалению, исправить ситуацию почти невозможно.

Можно договориться о дотациях со стороны региональных властей, которые стали бы покрывать величину надбавки за опт, что крайне маловероятно. Другой вариант — гонять сельскохозяйственную технику на розничные АЗС.

Заместитель директора аналитического департамента финансовой корпорации «Альпари» Анна Кокорева:

— Речь как раз идет об оптовых ценах, они будут заморожены до конца года. Оптовые цены четко зафиксированы на уровне мая-июня 2018 года в соответствующем документе, неисполнение которого повлечет за собой для участников рынка негативные последствия. Никаких особых действий для регулирования применяться не будет — есть документ, в нем установлены цены: будьте добры исполняйте.

После отмены моратория в силу вступит механизм регулирования цен, который был одобрен на совещании у Дмитрия Медведева. Цены будут регулироваться с помощью «демпфирующих» акцизов, таким образом скачка цен произойти не должно. По крайней мере правительство обещает рост только на размер инфляции и повышения НДС, то есть на 5−6%.

Старший научный сотрудник Института экономической политики, член совета фонда «Либеральная миссия» Сергей Жаворонков:

— Введен мораторий не на розничные, а на оптовые цены — то есть те, что можно отследить. НПЗ в России 28 штук, а заправок — 15 тысяч, из которых только треть принадлежит вертикально-интегрированным компаниям. Не думаю, что в рознице не гарантировано никакого повышения цен.

Но, полагаю, его и не будет сильного: если возникнет большая разница, то все будут покупать топливо в вертикально-интегрированных компаний. Эти компании могут субсидировать убыток своей розницы за счет прибыли от экспорта нефти.

Главная проблема, думаю, в том, что вертикально-интегрированные компании не заинтересованы отгружать нефтепродукты кому-то, кроме собственной розницы по этой убыточной цене (хотя по закону должны 10% продавать на бирже — но запрет этот будут стараться обойти).

Комментарий редакции: Вообще то речь должна идти о государственном регулировании ценообразования в нефтяной отрасли на постоянной основе. Подобное наблюдалось не только в СССР, но и в дореволюционный период. Все знают, что С.Ю. Витте, к примеру, ввёл государственный контроль над ценами на пассажирские железнодорожные перевозки. И что же? Разве это привело к обвалу железнодорожной отрасли? Всё с точностью да наоборот. Можно привести кучу иных примеров, доказывающих, что государственное регулирование стратегических цен шло на пользу обществу и что это не является утопией. Но правящие круги даже этого не приемлют. Причина ясна и проста. Дело не только в том, что они являются политическими представителями криминально-компрадорской буржуазии. Надо говорить об ориентации властей России на установки зарубежных финансово-экономических кругов (на то же ВТО), стремящихся законсервировать нашу страну в качестве полуколонии «ведущих мировых держав», создать условия для окончательного её раздела. И отказ от какого-либо государственного регулирования экономики, затягивания удавки на её шее (в частности, посредством фактического поощрения непрерывного роста тарифов на энергоносители) является одним из инструментов в достижении гнусной цели. 

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *