КАК СТАТЬ РУССКИМ?

КАК СТАТЬ РУССКИМ?

Посмотрел программу Первого 9 ноября – в день юбилея величайшего русского писателя, европейского любимца Ивана Тургенева, ни хотя бы малой программы, ни бледного телерепортажа с Орловщины! Если бы президент России Путин памятник на Остоженке не открывал, Константин Эрнст с командой вообще бы, глядишь, про юбилей не вспомнил.

Поразительная информационно-бескультурная политика! А ведь какие слова высокие произносятся: Владимир Путин обратился к орловцам по случаю 200-летия Ивана Тургенева: «Отмечу, что нынешние юбилейные торжества проходят в разных городах России, но, конечно, главный праздник состоится здесь, на Орловской земле – родине писателя. Уверен, что такие масштабные мероприятия имеют большое значение, они воспитывают у молодежи интерес к русской литературе, гордость за наше богатейшее историческое, культурное наследие. Желаю вам успехов, ярких и незабываемых впечатлений». Спасибо за пожелание – мы, участники и гости торжеств, эти впечатления получили, но как, объясните, эту гордость воспитывать, не показывая на всю страну, не экранизируя, не донося сути творчества национальных гениев до молодых.
Вслед за тургеневскими встре­чами прошел праздник 100-летия окончания Первой мировой в Париже, который помнит отзвук шагов русского великана. Перед ним преклонялись братья Гонкуры, Гюстав Флобер считал его своим наставником. В позорные для Франции дни (27 октября 1870 года произошло одно из самых постыдных событий в военной истории Франции: маршал Франсуа Ашиль Базен без единого выстрела сдал врагу свою 180-тысячную армию, блокированную в крепости Мец). Французские патриоты не могли прийти в себя: все солдаты и офицеры послушно разоружились и отправились в немецкий плен, никто не воспротивился предательскому приказу. Одновременно с приказом о капитуляции французские части получили распоряжение уничтожить свои знамена, что и было исполнено. После сжигания знамен и французской воинской славы Флобер написал племян­нице Каролине: «…Я настолько перестал считать себя францу­зом, что собираюсь спросить у Тургенева (лишь только можно будет ему написать) – как сде­латься русским?» Весьма злободневный вопрос и сегодня. Даже для многих, имеющих российский паспорт, занимающих высокие посты: как сделаться русским? Ведь это не с неба падает, не по крови передается, а воспитывается, укрепляется всей культурной и общественной жизнью.
Герой Инсаров горячо говорит в романе «Накануне»: «Но вы спрашивали меня, люблю ли я свою родину? Что же другое можно любить на земле? Что одно неизменно, что выше всех сомнений, чему нельзя не верить после Бога?..» Но эту веру легко разрушить, порой легче, чем веру в Бога. Кстати, роман «Накануне» (1859) вышел в эпоху ожиданий, непосредственно последовавшую за крахом неудавшейся Крымской кампании, когда все ждали важных государственных преобразований и реформ. Это была эпоха чрезвычайного общественного оживления и творческого, журналистского подъема. (Некрасов поднял тираж «Отечественных записок» до 8 тысяч экземпляров – сегодня ни один журнал этим похвастаться не может!) Для решения насущных задач жизни требовались люди с гражданской энергией и знанием жизни, люди дела вроде Рудина. А сегодня разве мы не накануне, а сегодня такие герои не нужны? Пустые вопросы. Вот бы снять телевизионный фильм, ответить через Тургенева на самые жгучие вопросы! Куда там – лучше про дочку Сталина залудить политическую клюкву или запустить очередной криминальный сериал. Кстати, в «Рудине» один из самых умных героев – Пигасов – иронизирует над тогдашним проявлением украинского местечкового национализма:
– Если б у меня были лишние деньги, я бы сейчас сделался малороссийским поэтом.
– Это что еще? Хорош поэт! – возразила Дарья Михайловна, – разве вы знаете по-малороссийски?
– Нимало; да оно и не нужно.
– Как не нужно?
– Да так же, не нужно… Вы говорите: язык… Да разве существует малороссийский язык? Я попросил раз одного хохла перевести следующую, первую попавшуюся мне фразу: «Грамматика есть искусство правильно читать и писать». Знаете, как он это перевел: «Храматыка е выскусьтво правыльно чытаты ы пысаты…» Что ж, это язык, по-вашему? самостоятельный язык? Да скорей, чем с этим согласиться, я готов позволить лучшего своего друга истолочь в ступе…» Сегодня – толкут и на Украине, и на российских треп-шоу.
Совсем недавно врио губернатора Орловской области, кандидат от КПРФ Андрей Клычков одержал уверенную победу на выборах главы региона – он набрал 83,55%! Теперь утверждается в должности, погружается в пучину проблем. Но нашел время, чтобы в день 200-летия Ивана Тургенева с утра провести рабочую встречу с представителями Союза писателей России. Вопросы поддержки литературного сообщества обсуждались с председателем Союза писателей России Николаем Ивановым, членами правления крупнейшей творческой организации Николаем Старченко и автором этих строк. Орловское отделение Союза на встрече представляли его председатель Андрей Фролов и издатель Александр Лысенко.
Андрей Клычков вручил членам писательской организации памятные медали «200-летие И.С.Тургенева» и впервые публично пообещал оказать реальную поддержку литературному сообществу. В свое время именно здесь был принят ряд решений, направленных на сплочение писательского движения, проведен первый выездной съезд Союза писателей России. С тех пор в регионе выплачиваются стипендии писателям, издается литературный альманах, проводится Всероссийский литературный фестиваль-конкурс «Хрустальный родник». Николай Иванов выступил с предложением совместить этот фестиваль с учебой молодых, а также учредить в год юбилея классика и 60-летия Союза писателей России Тургеневскую литературную премию «Отцы и дети», подчеркивающую литературную преемственность, позволяющую отмечать бескорыстный труд наставников молодых. Очень тепло пообщались, и орловские писатели, впервые встретившись с губернатором, благодарили юбилей и наш приезд, укрепились в надежде на сотрудничество. Сегодня это крайне важно – почти все зависит от местных властей. К тому же писатели и издатели парадоксально подчиняются не Министерству культуры, а… Министерству связи, руководство Роспечати несменяемо, обросло чиновным жиром, тиной и «своими» писателями.

Некоторые ведь как сегодня рассуждают? Да, были великие предшественники: Тургенев, Фет, Лесков, Бунин, Андреев, а сегодня кто? Я на это всегда отвечаю так: а еще тут был губернатор Вульф – дед Анны Керн, которого современники называли моралистом за высокие личные качества, в Орле родились и жили герой Отечественной Войны 1812 года генерал А.П. Ермолов; выдающаяся актриса Г.Н. Федотова; знаменитый архитектор И.А. Фомин; великий астроном П.К. Штенберг. Если посмотреть на губернаторский корпус, на военных, на ученое сообщество – есть подобные? Так что ж, распустить и не поддерживать все эти институты – мол, проигрывают великим предшественникам? Под мемориальной доской Керн на гостинице «Русь» подумал: сегодня любовниц-то пруд пруди, а много ли таких образованных красавиц, которые бы блестящие мемуары писали, как Анна Петровна, – все больше в программе Малахова, как на базаре, орут. В театре вечером был яркий концерт (фольклор и Тургенев – спасли!), в нем, на мой взгляд, самым слабым местом явилась мешанина из разных тургеневских пьес, где женщины одеты были красиво, но играли слабее Федотовой и романтической любви Тургенева – актрисы Савиной. Ну и что теперь – театр не поддерживать? Так что все демагогические разговоры и пустые сравнения надо оставить, а делать сообща общее дело и думать о главном: как отразить наше тревожное и трудное время и находиться в вечном тургеневском поиске, как пробудить и воспитать сограждан, особенно молодых. Наконец, как стать русским?

Орел–Москва

Александр БОБРОВ

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

One thought on “КАК СТАТЬ РУССКИМ?

  1. Просто надо самим решать, а не давать кому-то решать за нас. Пример Канада, голосование о проведении Олимпиады, 56% проголосовало против. Это голосование не имеет юридической силы, но, как сказал мэр Ванкувера, является решающим. А мы даже по жизненно важным вопросам не можем провести референдум.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *