АЗС: к заправке спиртным готовы?

АЗС: к заправке спиртным готовы?

31 октября в Госдуме по инициативе Московского отделения ООД «ВЖС-Надежда России» прошло заседание «круглого стола», посвященного последствиям реализации планов по возвращению алкоголя на автозаправочные станции. В нем приняли участие представители профильных ведомств и общественных движений, специалисты, активистки движения ВЖС. Заседание организовали и вели руководитель Московского городского отделения ООД «ВЖС– Надежда России» Юлия Михайлова и ее заместитель Дарья Езерская.

 Алкоголь в нашей стране действительно больная тема. Употребление спиртного в России составляет более 15 литров на душу населения в год. При этом уже восемь литров считается опасным для нации! К началу 2017 года 12,5 миллионов граждан России были зависимы от алкоголя. А сколько аварий на дорогах происходит по вине пьяных водителей или отвлекающих его внимание подвыпивших пассажиров!

Провозглашенная жесткая антиалкогольная политика помогла в последнее время несколько снизить общее количество ДТП и показатели смертности на дорогах. Казалось бы, в русле государственной политики, диктующей ужесточение наказание за вождение автомобиля в нетрезвом виде и подъем возраста, с которого продают алкоголь, предложение заехавшему на заправку автомобилисту приобрести спиртное явно абсурдно. Ан нет! Видимо, когда на кону стоят большие деньги, на здоровье нации вполне можно закрыть глаза! Чем же еще объяснить то, что Правительство поддержало инициативу о возврате продажи пива и вина на АЗС. Это, якобы, позволит сдержать цены на топливо, компенсируя небольшую прибыль от его реализации. Ой ли?

Неудивительно, что подобные планы вызвали серьезные сомнения у многих здравомыслящих людей, собравшихся в Госдуме, чтобы обсудить эту тему.

Безусловно, у сторонников возвращения слабоалкогольных напитков на прилавки АЗС есть свои аргументы. Их в ходе заседания «круглого стола» озвучил Президент Независимого топливного союза Павел Баженов. Сославшись на некие исследования, он заявил, что запрет на реализацию алкоголя на АЗС:

— не достиг своей целевой задачи: снижения количества пьяных ДТП и пьяного вождения не произошло;

— дискриминирует магазины при АЗС в пользу традиционного ритейла, вынуждая их владельцев нести убытки;

— нарушает права потребителей: чем полноценный супермаркет при АЗС отличается от магазина, который в 100 метрах от него – большая загадка;

— содержит массу логических противоречий. В магазинах при АЗС куда проще предотвратить продажу товара несовершеннолетним, либо выявить пьяного водителя.

Кроме того, он ознакомил собравшихся с позицией союза: условия и режим законодательства должны быть одинаковы для всех. Неправомерно и ограничение крепости продаваемых напитков до 16,5 градусов. Да и высокие цены на АЗС вряд ли могут привлечь сюда любителей выпить.

Однако у остальных участников «круглого стола» совершенно другая точка зрения. Мысль о некой «дискриминации»,  считают они, несколько лукава – ну почему тогда, в самом деле, в стремлении к некой «справедливости» не продавать алкоголь вблизи школ или в школьном буфете? Пришедшим за своими детьми родителям это может оказаться очень кстати: почему бы папе не прикупить бутылочку пива прямо в школе, а не в магазине в паре кварталов от нее?

Совершенно непонятно и то, почему забота о водителях должна ограничиваться продажей алкоголя? Разве не нарушаются права приехавшего на заправку человека в отсутствии здесь гигиенических прокладок, парфюма, хлеба, или молока? Кто и почему решил, что спиртное – самый необходимый товар для автомобилиста?

Поверьте, гораздо чаще людям за рулем требуется средство от головной боли или от насморка – а на какой АЗС их увидишь?

Да и потуги компенсировать потери в бизнесе подобным способом мы уже наблюдали в ходе продвижения продажи в газетных киосках сигарет, напомнила Татьяна Клименко, руководитель Национального научного центра наркологии — филиала ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского» Минздрава России. «А давайте вообще все разрешим — наркотики, оружие… Давайте все легализуем, поддерживая бизнес! Я считаю, что нам пытаются навязать подмену понятий. За последние годы благодаря колоссальной информационно – пропагандистской работе нам удалось преодолеть моду в молодежной среде на алкоголь, на кураж, — считает Татьяна Клименко. — У молодых людей сейчас сформировалась мода на здоровье и на социальную успешность. Зачем же вновь искать лазейки для увеличения объемов продажи алкоголя? Представляют ли себе те, кто ратует за подъем бизнеса на АЗС, сколько там надо продать слабоалкогольных напитков, чтобы сдержать рост цен на бензин и чтобы у нас этот малый бизнес процветал!  Чтобы это имело реальный экономический эффект!»

Категорически против инициативы по продвижению алкоголя на АЗС  выступил и Александр Гаврилюк, вице-президент  Международного Потребительского Общества «Аграрная Международная Ассоциация». Он обратил внимание на отсутствие дорожной инфраструктуры, позволяющей контролировать как продажу спиртных напитков на АЗС. Ведь многие АЗС располагаются в удалении от крупных городов. Усиление служб правоохранительной и медицинской помощи неизбежно потребует дополнительных финансовых вложений, которые лягут на региональные бюджеты. Кроме того, продажа алкоголя — это пропаганда нездорового образа жизни. Как известно, на телевидении рекламировать алкоголь запрещено, так давайте мы АЗС превратим в мини-бары. И где гарантия, что на предприятиях общепита, которые есть практически на всех АЗС, алкоголь не будут продавать 24 часа в сутки, в том числе детям и подросткам?

На странность некоторых шагов правительства, не согласованных с ключевыми ведомствами, обратила внимание Дарья Халтурщина, заведующая отделением профилактики факторов риска Центрального научного исследовательского института информатизации и здравоохранения Минздрава РФ.

Статистика у нас далека от совершенства. По некоторым данным, у нас за прошедший год 47% убийств совершены в нетрезвом состоянии. А по другим источникам, их у нас 82%, а не 47% и не 50%. По данным МВД, растет число правонарушений, совершенных в нетрезвом состоянии, а статистика наркологов свидетельствует о снижении потребления алкоголя. Таким образом на показатели правонарушений, совершенных в алкогольном опьянении, влияет не только реальная ситуация, но и степень выявляемости, степень контроля, своевременность медицинского освидетельствования и т.д

В последние годы на фоне жесткой антиалкогольной политики снижается общее количество ДТП и смертность на дорогах. Но некоторые, видимо, хотят видеть иную статистику.

Однако, хотим мы этого или нет, лоббисты всеми силами будут пытаться протаскивать свои интересы и коррупционные схемы. Что нужно в первую очередь, чтобы этого не допустить?

Провести независимую антикоррупционную  экспертизу всех нормативных правовых документов, которые сейчас рассматриваются, убежден Мансур Юсупов, председатель Правления МОО «Национальный комитет общественного контроля», сопредседатель МАКК при МТПП. Он напомнил об одном из последних уголовных дел, связанных с выдачей Росалкоголем лицензии несуществующим спиртопроизводящим заводам. Реализация контрафактной продукции осуществлялась на отдаленных торговых точках, где невозможно было осуществлять полный контроль. АЗС на трассах – тоже крайне слабо контролируемые торговые точки, и реализовать контрафактную продукцию  там, по мнению Мансура Юсупова,  можно совершенно безнаказанно. Поэтому нельзя допустить реализацию алкогольной продукции в таких местах.

О возможных последствиях возвращения слабого алкоголя на прилавки мелкой розницы для общества рассказал Владимир Крюков, Председатель РМОО «Молодежь за трезвую столицу».

Он напомнил, что знакомство со спиртным начинается со слабого алкоголя. А также отметил, что по сравнению с 2008  — 2010 годами уровень потребления алкоголя на душу населения в нашей стране снизился. «Вы хотите опять вернуться к «красной черте»? Я не согласен, что заправки сейчас дышат на ладан, и пиво призвано спасти малый бизнес. На одной чаше весов находится сиюминутная выгода для заправок. А на другой, в стратегическом плане, — здоровье нашего общества. Большинство людей все-таки, я надеюсь, мыслят стратегически», — подытожил Владимир Крюков.

Не подвергая сомнению, что пьяный водитель – преступник, мы, разрешая торговлю алкоголем на АЗС, становимся соучастниками преступления, считает Михаил Неяскин, руководитель школы лекторов по трезвому и здоровому образу жизни. По его мнению, логично было бы продолжать ограничительную политику для спиртного, которая показала свою эффективность во многих странах. Прозвучали и другие интересные выступления. Содержащиеся в них оценки и предложения легли в резолюцию «круглого стола», которая будет направлена Президенту РФ, руководителям министерств и ведомств с требованием срочно вмешаться в ситуацию.

Юлия Михайлова

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *