Картина «Крымский мост. Сделано с любовью!», массовый показ которой стартовал недавно в кинотеатрах России, была изначально обречена на… Нет, не на успех, а на скандал! И дело не столько в политической подоплёке высосанной из пальца псевдомелодрамы, сколько в самой сути представленного на экранах… Нет, не художественного фильма, к искусству данное надприродное явление никакого отношения не имеет (надприродное потому, что создано по заказу заинтересованной группы вельмож, а не по замыслу художника, творца). Поэтому сие явление мы будем далее именовать КМ.
ВЫ, ЧИТАТЕЛЬ, наверное, ожидаете краткого пересказа сюжетных линий, анализа характеров персонажей и актёрской игры, рассуждений о достоинствах и недостатках режиссёрского замысла… Признаться, мы тоже от себя всего этого ожидали. Однако по ходу знакомства с околокиношной ситуацией вокруг КМ и с мнением людей, посмотревших трейлер к фильму и сам фильм, нам стало совершенно ясно, что сие эпохальное творение ни в нашем анализе, ни в нашем одобрении либо неодобрении вовсе не нуждается. Всё наиболее важное об этом фильме уже сказано и написано в самой искренней и демократичной манере, которую может себе позволить сегодня замордованное уголовными преследованиями за «неправильные посты» интернет-сообщество.
«Кто бы как бы ни пыжился, пропихивая шедевры от кремлёвских пропагандистов, в нынешнее время это не сработает. На показах чудо-фильма залы пустые», — пишет ник Трансформер на самом демократичном киношном форуме fasttorrent.su (для видео-пиратов, то есть любителей кино, не желающих платить деньги за всякое непотребство).
Fred Devil пишет: «Люди, которые идут в кинотеатры на ЭТО, — безумцы. Интернет уже вовсю пестрит новостями о том, что бюджет фильма выделен «Фондом кино», 300 млн рублей на распил для группировки Тиграна Кеосаяна. Сценарий к фильму написала его жена — Марго Симоньян, в фильме снялись его бывшая жена — Алёна Хмельницкая и его племянница — Лаура Кеосаян».
Igee пишет: «Я — фольклорный элемент, у меня есть документ. Отвратительно всё, фильм тяжело смотреть, даже проматывая 20-минутные куски. Сюжет украли из Чебурашки: «Мы строили, строили и наконец построили» (а в промежутках бухали и кувыркались). Ну просто небывалая интрига и завязка с развязкой. Почти что «Дом-2», только тут построили, а там нет». Юмор исключительно ниже пояса. По мнению авторов, это оправдывает возрастное ограничение 12+. Именно 12-летние прыщавые тинейджеры будут ржать в зале над выражениями: «отчеканить тёлку», «залетела» и т.п. Главное — завалиться в кинозал толпой и без родителей. В фильме что ни персонаж — то дремучий примитивный штамп: американцы — уроды, полицейские — толстые, тупые, кавказцы — сами знаете какие…»
Ярила восторгается: «Ну наконец-то! Началось! Я, наверное, пропустил фильм про мост на остров Русский и про новые развязки на МКАД. И про горнолыжный курорт в Сочи. Киньте, пожалуйста, ссылочку. Страсть как хочется к высокому одухотворённому искюсству приобщиться…»
Ему вторит Vovochka19: «Пора и про повышение пенсионного возраста, и про увеличение НДС снять весёленькие комедии. Я также жду фильма про поправки к закону о самостроях, согласно которому разрешили некоторым компаниям строить объекты в любом, приглянувшемся им месте. Шикарный будет экшен о рейдерских захватах драгоценных городских земель».
А Werwolf33 мечтательно добавляет: «Ну теперь ещё чё-нить про ипотеку с любовью и про законы от Яровой с удовольствием…»
А Yanssen продолжает: «Тут сам мост — пиар. Хорошая новость, которую надо использовать постоянно. Не мешало бы оперу поставить с балетом про Крымский мост, а попутно сериал — серий на сто залудить на федеральных каналах. Чтобы каждый осознал: всё у нас в стране зашибись, и за это надо молиться Путину и Ротенбергу».
Йохан: «Чтобы скрепы не ржавели».
Astol: «Можно и кол берёзовый забить и построить сюжет вокруг него. И фильм снять «Во поле берёзка стояла».
che19k: «Главное посыл не терять. А посыл прост: Не забывай про Крымнаш! Забывай про НДС, пенсии, тюрьму за лайки, рубль ниже плинтуса и бездарное правительство. А про Крымнаш не смей забывать!»
Павел Ахонен: «Сколько бабла тратится впустую на то, чтобы накормить электорат виртуальными скрепами… И это вместо реальных действий по изменению холопского существования… Однако пипл хавает!»
И небольшая подборка совсем коротких, но запоминающихся суждений по поводу КМ:
— Сделано с любовью к друзьям Ротенберга.
— Это фильм про распил бюджета на Крымский мост?
— Крымский Мост. Украдено с любовью к баблу!
— Молодцы, Путин будет доволен. (Всем по медальке даст).
— Вау, обязательно схожу всей семьёй! Аж два раза!!
НУ И НА ЗАКУСКУ несколько собственных впечатлений от данного кино. Признаюсь, что смотрел в ужасном качестве и не в кинотеатре, что только усиливало ужас происходящего на экране. На самых первых минутах фильма, совсем как у классиков итальянского неореализма, авторы фильма делают ряд концептуальных заявлений, «месседжей», которые, видимо, соответствуют символу веры финансирующей стороны, то бишь министерства культуры и профильного отдела администрации президента. После некоего мутно-зелёно-коричневого пролога с падающим пролётом моста, символизирующего связь с предыдущим неудачным опытом аналогичной стройки 1944 года, на экране уже в наши дни мчится быстроходный катер с главными героями на борту. Один из них — красавчик кавказской наружности — тезисно излагает «правильный» взгляд на мир, которому авторы КМ предлагают следовать молодёжи и остальным зрителям:
«Короче… Вчера приехала съёмочная группа. Отвечаю… прямо из Голливуда. Про мост кино снимают. Я к ним устроюсь гидом. Первая американка, которую в группе увижу, — сразу за неё замуж выйду (так в оригинале. — А.Д.). Я два раза ещё ни с кем не спал… Я в Голливуд перееду, Бандерасом стану… Куплю себе большого попугая, Патриком назову. Красивое имя, отвечаю. Или попугая, или сына Патриком назову. Ты пойми одну вещь: батрачить не хочу, в барыги не хочу, в бандиты не хочу. Что остаётся? Только так! Хочу построить из своей жизни красивую историю».
Переводим сие мыслеизвержение на более внятный язык. Наш Патрик, назовём его так, не хочет ни учиться, ни вкалывать, ни даже воровать или торговать. Хочет сразу красивую жизнь типа «Не хочу учиться — хочу жениться». Такая вот дольче вита с бастурмой и хинкали у него в качестве мечты. Сосед Патрика по катеру (впоследствии выясняется, что он — главный герой Дима), более европейской наружности парень, чем-то напоминающий Романа и Аркадия Ротенбергов после процедур у хирурга-косметолога, развивает идею коллеги с Кавказа: «А я тоже хочу построить из своей жизни красивую историю. Поэтому закончу-ка я сегодня пораньше строить крымский бридж, сгоняю за винищем, пригоню его к архитёлкам, застолблю самую красивую и отчеканю её под красивым звёздным небом».
Надо отдать должное авторам КМ: им удалось компактно, лаконично, всего за 4 минуты, сформулировать, так сказать, нынешнюю «Русскую мечту» — аналог американской, как её понимают Кеосаян и Симоньян. И тут не просто слова — от них смыслом жизни попахивает, найденным семейным подрядом кинематографистов в тяжких многолетних поисках. И не просто смыслом жизни, а тем «правильным» курсом, которым должна идти «правильная» молодёжь.
Ну а весь остальной фильм — воплощение в жизнь данной концепции «правильной дольче виты» с абсолютным и всепобеждающим хеппи-эндом в конце. Свидетельствую, что по простоте и силе творческий акт Кеосаяна—Симоньян почти беспрецедентен. Примера столь самоотверженной, величественной и циничной бездарности в искусстве нам не удалось даже и припомнить. Ну разве что вот это: «Гаврила был примерным мужем / Гаврила жЁнам верен был, / Со всеми жЁнами был дружен / И ни одной не изменил». И далее: «Гаврилу жЁны обожали: / Он ласков был с любой женой / От счастья плача, провожали, / Когда он уходил к другой». Если кто не узнал, то это «Гаврилиада» пародийного поэта Никифора Ляписа-Трубецкого из «Двенадцати стульев».
Кстати, мотив «примерного мужа» из Гаврилиады в КМ возникает то и дело. Уже в следующей сцене выясняется, что наш герой «отчеканил» целую гирлянду девиц, одна из которых афророссиянка, ожидающая от него ребёнка. А ещё через несколько минут Дима заявляет, ну прям как Гаврила от Ляписа-Трубецкого, что мечтает жениться на всех красивых. И надо думать, всем сразу быть им верным. Плагиат, однако! До «Крымского моста» такой супермужчина, который «жЁнам верен был», был только один — Гаврила. Теперь ещё один появился. Их полку прибыло!
ВОТ ТАКОЕ смешное гаврило-кино нам показали. Особенно смешно на 6-й — 7-й минуте фильма звучит фраза из уст «правильной девушки» Вари: «Ты в жёстком бане! Завтра вся Керчь и Тамань будут знать, что твой болт в огромных бородавках». Интересно было бы видеть, какую реакцию данный скетч, сочинённый (если верить титрам фильма) начальником информагентства «Раша Тудей», вызвал у очень важных персон, посетивших премьеру КМ, — у пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова и у официального представителя МИД РФ Марии Захаровой. Не захотелось ли им внезапно проконсультироваться у уролога с гинекологом или сразу обратиться к венерологу? На всякий случай.
Повествовательная канва КМ сильно напоминает шашлык-машлык. В качестве шампура фигурирует сам мост и связанные с ним официозно-патриотические проявления и фразы (типа «царь Путин»). А всякие разные приправы и кусочки баранины с помидорами — это месиво из аляповато придуманных и сыгранных скетчей. Как вам, к примеру, такой (не уверен, что прилично цитировать, но слово не воробей — из КМ не выкинешь): «В интернете прочитала что на рынке донорских органов мужские яички стоят 4 млн евро», — информирует Патрика его очередная пассия. «Одно или два?» — заинтересованно уточняет наш кавказский мачо. Такое вот патриотически-комедийное кино с элементами вербальной порнографии. Про нецензурщину я уж и не говорю: матерятся все — и мужчины, и женщины, и девушки. Скороговоркой, конечно, но русское ухо улавливает знакомые слова…
По ходу просмотра, вернее, даже больше прослушивания (смотреть на КМ час сорок просто пытка) у меня постоянно возникал вопрос: а видел ли ЭТО, читал ли сценарий «фининспектор» или как он у них там называется — тот, который давал «добро» на 300 млн рублей для съёмок КМ? И если смотрел, то на каком основании были выданы столь немалые деньги из бюджета? Я поясню свой вопрос: вы попробуйте в любом банке попросить в кредит хотя бы 100 тыс. рублей. Они вам такую проверку устроят, такой список справок и документов выкатят! Жить не захочется, не то что в долг у них что-то взять. А тут — 300 млн… За чьи такие красивые глаза?
Некоторые критики отмечают, что авторы КМ попытались скопировать сюжетные и режиссёрские ходы шедевров советского кино типа «Девчата», «Весна на Заречной улице» и т.д. Свидетельствую: даже скопировать они оказались не в состоянии. Да и как скопируешь неподдельный энтузиазм поколений, участвовавших в великих стройках социализма? Печально и другое: наши «мастера патриотического воспитания» запланировали выпустить на экраны несколько десятков фильмов о Великой Отечественной войне. И можно лишь пофантазировать, какие «шедевры» нам предстоит увидеть в ближайшие годы. Однако согласитесь, что «Гаврилиада» на темы войны — это уже будет совсем перебор.
Впрочем, наших жизнерадостных «мастеров кино» а-ля Кеосаян—Симоньян трудности никогда не пугали. И можно не сомневаться, что фильмов, изготовленных по рецепту в стиле шашлык-машлык, нам ещё смотреть-не-пересмотреть. Держись, бюджет!
Александр ДЬЯЧЕНКО.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.