Анна Семёнова. Превратим жёлтые жилеты в красные

Анна Семёнова. Превратим жёлтые жилеты в красные

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».

Суббота 1 декабря стала третьим актом протестов «жёлтых жилетов», охвативших Францию после решения правительства президента страны Эмманюэля Макрона повысить цены на топливо. Напомним, что за год во Франции бензин подорожал на 10—15%, а стоимость самого распространённого в стране дизельного топлива подскочила на 24%. В связи с этим основное требование протестующих заключается в снижении налогов на горючее (в данном случае так называемого экологического налога), так как 60% его нынешней цены состоит именно из налоговых сборов.

ПО СРАВНЕНИЮ с выступлениями 17 и 24 ноября первый день зимнего месяца ознаменовался самыми ожесточёнными формами борьбы. Это движение, носившее вначале мирное и иногда декларируемое как аполитичное, из-за присоединения к нему крайне правых и, возможно, провокаторов приобрело в ряде городов, прежде всего в Париже, формы откровенного вандализма. На самом же деле борьба «жёлтых жилетов» имеет социальную основу. Как отмечает известный социолог профессор университета Люксембурга Луи Шовель, протестующие представляют собой то же население, которое называли третьим сословием во время Французской революции конца XVIII века. «В этом движении главное — что оно поднялось ниоткуда, из общего глухого недовольства, из возрастающих экономических сложностей «среднего класса», которые наблюдаются вот уже много лет. Можно сказать, что две недели назад об этом вообще не говорили, а тут это стало центральным сюжетом для правительства и всех французов. Теперь это реальность», — замечает учёный.

Как подчёркивает влиятельная правая газета «Монд», исполнительная власть впервые за последние десятилетия сталкивается с таким крупным политическим кризисом.

Однако если власти и правые СМИ традиционно спекулируют на теме насилия, перебоях движения в городах, блокировании забастовщиками нефтехранилищ, не говоря уже о погромах в Париже и почти боевых действиях на Елисейских полях рядом с президентской резиденцией, то оппозиция, прежде всего левая, подчёркивает социальные причины протестов. Так, лидер движения «Франция непокорённая» Жан-Люк Меланшон, участвующий в манифестациях в Марселе, депутатом от которого он является, неоднократно заявлял, что единственный выход — это отмена нового «топливного налога» и восстановление отменённого ранее президентом Макроном старого французского налога на «богатство» (ISF). В противном же случае нужно распускать нижнюю палату парламента и назначать новые выборы. Это же он повторил в большой политической дискуссии, состоявшейся вечером 2 декабря на телеканале «Франс 2». Отметим, что даже «Монд» подчёркивает, что «всё больше людей просят ввести мораторий на увеличение налогов, и в частности налога на топливо».

В субботних демонстрациях в Париже приняли участие лидер крупнейшего профсоюза Всеобщей конфедерации труда ( ВКТ) Филипп Мартинез и недавно избранный новый национальный секретарь Французской коммунистической партии Фабьен Руссель. Они настаивают на сближении «жёлтых жилетов» с профсоюзным и левым политическим движениями, чтобы «жёлтые жилеты превратились в красные» (цвет традиционной форменной робы ВКТ). Об этом же говорил и Меланшон, с удовлетворением отмечая слияние в Марселе четырёх демонстраций (профсоюзов, «жёлтых жилетов», молодёжи-лицеистов и съёмщиков разрушающегося жилья) в один мощный поток.

Газета «Юманите», дававшая подробные репортажи с места событий, приводит мнения рядовых участников демонстраций, особенно молодых. Они прямо говорят о резком ухудшении жизни и называют экономический строй во Франции «хищническим капитализмом». Многочисленные видео, размещённые на твиттерах демонстрантов, показывают моря «жёлтых жилетов», затопивших города и дороги Франции. На этом фоне официальные сообщения о числе демонстрантов представляются явно заниженными.

Итогом событий 1 декабря во Франции был, согласно официальным данным, арест 682 человек, в том числе 412 в Париже. По меньшей мере 263 человека получили ранения, в том числе 81 сотрудник полиции. Правительство рассматривало разные варианты действий — от силового с введением чрезвычайного положения до удовлетворения требований протестующих. Несмотря на первичные заявления президента Макрона, желавшего «стоять до конца и не отступать», вероятно, здравый смысл возьмёт верх. Намечены консультации премьер-министра со всеми лидерами парламентских фракций, включая ФКП.

Даже депутаты пропрезидентской фракции «Республика на марше» склоняются к введению моратория на повышение цен на топливо. Тем более что память о событиях 1968 года, когда Франция стояла на пороге революции, живёт в памяти как народа, так и властей. Жан-Люк Меланшон напомнил, что все революции во Франции начинались с проблем налогов и финансов в целом.

Автор: доктор исторических наук

Анна СЕМЁНОВА

Газета «Правда»

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *