По материалам публикаций на сайте газеты «Советская Россия».
12 декабря исполняется двадцать пять лет с момента «принятия» ныне действующей Конституции Российской Федерации. Политическая власть прилагает усилия к тому, чтобы убедить общественность в огромном значении Конституции «нового» типа для формирования в России свободного, независимого и демократичного общества.
Между тем главный недостаток действующей Конституции – ее политико-юридическая нелегитимность (то есть незаконность). Двадцать пять лет политические процессы в Российской Федерации протекают в «конституционном поле», навязанном стране участниками государственного переворота сентября–октября 1993 года во главе с Б. Ельциным.
Примечание. Подписав и опубликовав 21 сентября 1993 года Указ №1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», первым пунктом которого Б. Ельцин «прервал осуществление законодательной, распорядительной, контрольной функций Съездом народных депутатов РФ и Верховным Советом РФ». Тем самым президент Российской Федерации Б. Ельцин, в условиях действующих на тот период Конституции Российской Федерации и закона от 9 октября «О защите конституционных органов в Российской Федерации», сам отстранил себя от должности президента и стал просто гражданином Б. Ельциным.
Хронология «принятия» ельцинской Конституции – это хронология беззакония, фальсификации и манипулирования, которые затем в полную меру стали использоваться при выборах президента РФ, глав регионов, законодательных (представительных) органов власти на всех уровнях.
Решение о подготовке проекта новой российской Конституции (Основного Закона) принял первый Съезд народных депутатов РСФСР. 16 июня 1991 года Съездом была образована Конституционная комиссия. Ее председателем был утвержден Председатель Верховного Совета РСФСР Б. Ельцин, секретарем – народный депутат РСФСР О.Г. Румянцев.
Нет необходимости говорить здесь обо всех перипетиях, связанных с работой съездовской Конституционной комиссии, однако об одном факте следует напомнить.
Как известно, VI Съезд народных депутатов России одобрил представленный Конституционной комиссией проект Конституции (Основного Закона) и поручил Верховному Совету и Конституционной комиссии завершить доработку проекта с учетом внесенных предложений и замечаний. Между тем Б. Ельцин как председатель Конституционной комиссии, недовольный якобы нечетким юридическим разграничением полномочий между президентом, парламентом и правительством, отказался сотрудничать с Конституционной комиссией и срочно, секретно занялся легализацией «своего» проекта Конституции Российской Федерации посредством созванного им из своих сторонников так называемого Конституционного совещания. Другими словами, все наработки съездовской Конституционной комиссии были отброшены как ненужный хлам. «Гарант Конституции» поручил подготовку «своего» проекта придворным юридическим клевретам С.С. Алексееву, С. Шахраю, А. Собчаку. Секретность подготовки ельцинской Конституции была такова, что даже глава администрации президента РФ Сергей Филатов «не знал об этом Конституционном совещании».
Б. Ельцину нужна была собственная правовая база, Конституция «с сильным президентом», наделенным неограниченными полномочиями, как, впрочем, и юридическое камуфлирование трагедии сентября–октября 1993 года, что и было успешно решено «высококлассными юристами».
Примечательно то, что в конце осеннего, последнего, заседания секретного «Конституционного совещания», Б. Ельцин предложил его участникам поставить свои подписи под текстом «согласованного совещанием проекта Конституции».
Однако в подавляющей массе участники совещания отказались от этой «чести».
В ельцинском варианте, идя навстречу якобы пожеланиям «гаранта», президент не вошел ни в одну из трех ветвей власти, становился отдельной политической фигурой, или, как любит бравировать тот же Шахрай, конституционно обладал лишь «спящими» полномочиями: помилование, объявление чрезвычайного положения, представление премьера, генпрокурора, согласительные комиссии. Прописано красиво. Что получилось на практике, ветви власти и особенно народ России «спящие» полномочия прочувствовали, как говорится, на своей «шкуре».
Вспомните постоянные «чистки» губернаторов, уход их якобы «по собственному желанию», что свидетельствует о явном неуважении к воле народа, избравшего этих губернаторов;
– правительство из года в год получает бумаги от «Роснефтегаза» с резолюциями от «спящего»: «не возражаю», «согласиться»; будто он собственник нефтегаза страны, с которым нельзя спорить;
– или российское ТВ постоянно показывает совещания «спящего» с членами правительства, когда он читает им задания, куда и сколько нужно направить денег федерального бюджета – на ближайший год и плановый период 2020 и 2021 годов; как контролировать финансовые потоки… И т.д.
При проталкивании «новой» Конституции «загогулины» вылетали из кармана Б. Ельцина, как пули из автомата Калашникова.
Во-первых, согласно действующему на тот период законодательству, принятие новой Конституции Российской Федерации могло быть осуществлено только на всероссийском референдуме в полном соответствии с федеральным законом «О референдуме РСФСР» (Закон от 16.10.1990 г. №241-1), который действовал и утратил силу лишь в 1995 году.
В соответствии со статьей 35-й Закона «О референдуме РСФСР» при проведении референдума «по вопросам принятия, изменения и дополнения Конституции РСФСР решения считаются принятыми, если за них проголосовало больше половины граждан РСФСР, внесенных в списки для участия в референдуме». При этом референдум мог быть назначен лишь Съездом народных депутатов или Верховным Советом РФ.
Тут и понадобилась очередная «загогулина» Б. Ельцина, подготовленная ему придворными юристами и помощниками С.С. Алексеевым, А. Собчаком, С. Шахраем, Ю. Батуриным, – специальные «одноразовые» правила голосования. Нарушая закон «О референдуме РСФСР», гражданин Б. Ельцин 15 октября 1993 года подписывает указ о всенародном голосовании по проекту Конституции России и утверждает «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года». Согласно «Положению», новая Конституция считалась одобренной, если за ее принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании.
Термин «всенародное голосование», а не «референдум» внесен не случайно – это не оговорка, а использован для того, чтобы обойти положение действовавшего на тот период закона «О референдуме РСФСР». В юридическом поле возникла двусмысленность: действует закон «О референдуме РСФСР» и рядом ельцинское «Положение», подписанное уже не президентом, а просто гражданином Б. Ельциным. И российское юридическое сообщество глотает эту пилюлю. Поэтому не удивительно, что Сергей Шахрай до настоящего времени всячески пытается доказывать, что «действующая Конституция имеет огромный потенциал даже при существующих недостатках», что «Конституция 1993 года – это гордость юридической мысли».
Ельцинское «Положение» фиксирует, что «на всенародное голосование выносится проект Конституции Российской Федерации, представленный президентом Российской Федерации». Это означало, что никто другой не может представить свой проект Конституции, в том числе и Конституционная комиссия съезда, свидетельствовало, кто в России «хозяин».
Далее. Важной содержательной конституционной «загогулиной» Б. Ельцина и его юридической обслуги является то, что если закон «О референдуме РСФСР» при проведении референдума по вопросам принятия, внесения изменений и дополнений в Конституцию устанавливал, что решения считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан, внесенных в списки избирателей, то по одноразовым правилам гражданина Б. Ельцина Конституция считается принятой, если за нее проголосовали 50%+1 голос избирателей, принявших участие в голосовании. Почувствуйте разницу!
Приведем итоги «всенародного голосования» за новую «демократическую» Конституцию по официальным данным ЦИК.
Всего избирателей, зарегистрированных в Российской Федерации на декабрь 1993 года, было 106,1 млн человек.
Приняли участие в голосовании по проекту Конституции 58 187 775 человек, или 54,8% активных избирателей.
«За» новую Конституцию проголосовало 32,9 млн избирателей, «против» – 23,4 млн. Если считать по ельцинскому «Положению», «за» проголосовало 56,6% от количества выданных бюллетеней.
Если же вести подсчет по закону «О референдуме РСФСР», то «за» Конституцию проголосовало лишь 30,9% активных избирателей, «против» – 22,0%.
В Татарстане в голосовании за Конституцию приняли участие 367 088 человек, или 13,9% избирателей. Другими словами, Республика Татарстан не приняла ельцинскую Конституцию. Однако в официальном бюллетене ЦИК отражена «радужная» цифра – якобы 74,8% избирателей Татарстана проголосовали «за» новую российскую Конституцию. В целом же в 14 регионах России, как и в Республике Татарстан, голосование «за» новую Конституцию провалилось.
В выводах экспертной группы при администрации президента (!) А. Собянина о масштабных фальсификациях при голосовании за Конституцию Российской Федерации утверждалось, что на самом деле в голосовании принимало участие не более 46% от списочного состава избирателей. То есть, «за» новую Конституцию высказались значительно меньше половины зарегистрированных избирателей! Конституция не получила поддержки более половины субъектов Российской Федерации. А значит, говоря юридическим языком, якобы «одобренная» тогда и действующая ныне Конституция до настоящего времени является нелегитимной, не имеет юридической силы! Поэтому все разглагольствования нынешних либералов о «святости» и «неприкосновенности» столь «незаконнорожденной» Конституции ничего кроме ироничной усмешки у нормального человека вызвать не могут.
Во-вторых, якобы всенародно принятая ельцинская Конституция не является Основным Законом, нормативно-правовым актом высшей юридической силы, как это считается в мировой практике.
В Германии, например, Конституция так и называется – «Основной закон Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 г. (с последующими изменениями и дополнениями до 20 октября 1997 г.)». Конституция СССР имела сущностное содержание как Конституция (Основной Закон) СССР. Подобная законодательная суть государственности была заложена и в Конституции (Основном Законе) РСФСР. Данный аспект имеет принципиальное значение для международной, а также внутриполитической и экономической стабильности.
Сегодня же в ельцинской Конституции название есть, а юридическое содержание полностью отсутствует. Из этого основополагающего юридического факта, что «принятая» 12 декабря 1993 года Конституция РФ не является Основным Законом, следует, что записанное во втором разделе ельцинской Конституции констатирующее утверждение – «Одновременно прекращается действие Конституции (Основного Закона) Российской Федерации – России, принятой 12 апреля 1978 года», с юридической точки зрения чистой воды юридическая фикция. Конституция без статуса Основного Закона не может отменить Конституцию со статусом.
Никогда не поверю, что этого не знали юридические «мудрецы» С.С. Алексеев, Ю. Батурин, А. Собчак, С. Шахрай – разработчики ельцинской Конституции. Не верю, что пособники-юристы не понимали, что их действия подпадали под действующие на тот период статьи УК РСФСР. Не верю, что они до сих пор не понимают, что с их помощью, с их «юридического» согласия государство «Российская Федерация» со всеми ее ветвями власти и законами – пока фиктивное незаконное образование, что по всем международным правовым нормам в стране продолжают действовать Конституция (Основной Закон) РСФСР, законы, которой никто не отменял.
Масштабы фальсификаций на «новых выборах по рецепту гражданина Ельцина» 12 декабря 1993 года удивили многих. Экспертная группа администрации президента А.А. Собянина так оценила их: «В целом по России, как мы полагаем, на президентских выборах 1991 г. было сфальсифицировано не менее 4–4,5 млн голосов (более 5–6 процентов от общего числа избирателей, официально считавшихся проголосовавшими), на референдуме 25 апреля 1993 г. было сфальсифицировано, по нашим оценкам, от 7 до 8 млн голосов (10–12 процентов от общего числа проголосовавших), а на референдуме и выборах 12 декабря 1993 г. – не менее 9–11 млн голосов (не менее 16–20 процентов от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании)».
Назначенная гражданином Б. Ельциным Центральная избирательная комиссия (ЦИК) во главе с юристом-перевертышем Николаем Рябовым, закрыв глаза на огромные фальсификации и нарушения действующего законодательства, посчитала Конституцию принятой и она после опубликования в «Российской газете» 25 декабря 1993 года «вступила в силу». Чтобы не быть уличенной в фальсификациях при голосовании за новую ельцинскую Конституцию, избирательные бюллетени вопреки действующему положению по личному распоряжению Николая Рябова были по-быстрому уничтожены.
Авторитарная ельцинская Конституция 1993 года по своим параметрам явилась огромным шагом назад по сравнению даже с правленной-переправленной действующей до 1993 года Конституцией Российской Федерации. Конституция сделала президента и правительство неподотчетными никому; она поставила под их контроль и Конституционный суд, тем самым положив конец независимости судебной системы. Парламент – Федеральное собрание – превратился в простую декорацию авторитарного режима, «машину для голосования». Никакого «баланса» властей новая Конституция не ввела, демократия на основе «российской модели британской королевы» (по терминологии Шахрая) в еще большей степени обрела черты олигархичности и коррумпированности, провозглашенное правовое государство из-за «загогуленного» произвола стали лозунгом, а социально-экономические права граждан по сравнению с Конституцией РСФСР 1978 года превратились в фикцию. Народу преподнесли еще один образчик «танковой демократии».
Вряд ли можно согласиться с Сергеем Шахраем и в том, что если «большинство демократических конституций не доживают даже до своего совершеннолетия», то «наша страна смогла создать документ, который оказался более эффективным, более устойчивым, обладающим большим запасом жизненных сил и творческих возможностей, нежели десятки, если не сотни других конституций в мире». И в качестве довода приводится, что «в 2000 году впервые в истории нашей страны новый лидер не переписал «под себя» уже действующую Конституцию России».
Видимо, запамятовал д.ю.н., профессор С. Шахрай, что 30 декабря 2008 года в Конституцию России было внесено изменение по увеличению сроков полномочий президента Российской Федерации с 4 до 6 лет, а депутатов Государственной думы – с 4 до 5 лет.
Двадцать пять лет страна «живет» в нелегитимном «конституционном поле». Это не только негативно отражается на внутреннем состоянии общества – российская экономика втянута в величайшую российскую депрессию. Но что самое опасное, таит угрозу во внешнеполитической деятельности. В конечном итоге страна попала в международную изоляцию!
Более активную позицию в вопросе легитимизации Конституции РФ должен был бы занимать Конституционный суд как орган конституционного правосудия, критерием деятельности которого является именно Конституция Российской Федерации. Между тем с момента принятия ельцинской Конституции сам Конституционный суд использует в качестве критерия своей деятельности нелегитимную Конституцию, безропотно наблюдает, как «совершенствуется, углубляется» ущербная «демократия» по-российски, при откровенном попустительстве гаранта конституционного правосудия – избрание депутатов осуществляется «большинством» из числа принявших участие в голосовании, то есть любым каким угодно фактическим меньшинством избирателей, пришедших на выборы, российская «демократия» докатилась до выборов законодательного органа по партийным спискам, ликвидируя персональное голосование по одномандатным округам, формируя различные угодные власти «фильтры».
Уважаемые юристы спокойно закрыли глаза и продолжают игрища, навязанные стране в момент государственного переворота сентября–октября 1993 года. Примеров таких игрищ немало.
Грубейшим нарушением Конституции РФ в части п. 3 статьи 81, в которой однозначно зафиксировано, что «одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд», явилась регистрация 6 февраля 2018 года ЦИК России самовыдвиженца В. Путина кандидатом в президенты Российской Федерации.
Между тем Конституционный суд РФ еще 5 ноября 1998 года в своем толковании ст. 81 Конституции уточнил, что «два срока полномочий? подряд составляют конституционный предел, превышения которого Конституция не допускает». И что же?..
18 февраля 2018 года бывший руководитель администрации президента Б. Ельцина Сергей Филатов убедительно и подробно рассказал о коллизии п. 3 статьи 81 Конституции РФ при ее подготовке в 1993 году. Вывод С. Филатова был однозначным: регистрация самовыдвиженца В. Путина кандидатом в президенты Российской Федерации есть прямое нарушение Конституции Российской Федерации!
Однако Верховный суд РФ отказал в удовлетворении иска кандидата в президенты К. Собчак и других административных истцов на нарушение ЦИК России п. 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, зарегистрировав самовыдвиженца В. Путина кандидатом в президенты РФ. А Конституционный суд промолчал!
Прямым нарушением ч. 2 ст. 55 Конституции РФ явилось принятие Федеральным собранием РФ антинародного Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», в части, предусматривающей поэтапное повышение пенсионного возраста на пять лет – до 65 для мужчин и 60 для женщин. К сожалению, В. Путин – гарант Конституции РФ, юрист по профильному образованию, вместо того, чтобы наложить «вето» на этот антиконституционный закон, после принятия его Советом Федерации 3 ноября 2018 года мгновенно подписал его.
Понимая антинародность и антиконституционность федерального закона о пенсионной «реформе» в части повышения возраста выхода на пенсию, депутаты фракций Государственной думы – КПРФ, «Справедливая Россия» и ЛДПР обратились в Конституционный суд с целью проверки конституционности статей о повышении пенсионного возраста, ссылаясь на п. 2 ст. 55 Конституции РФ, запрещающий принимать законы, которые «отменяют или умаляют права и свободы» граждан. В обращении обосновывается, что повышение возраста выхода на пенсию может касаться лишь тех граждан, кто только начинает трудовую деятельность, а не работающих, для многих из которых повышение пенсионного возраста ухудшает их положение для выхода на пенсию. Народ, 90 процентов которого против пенсионной «реформы», надеется на мудрость и гуманность уважаемых судей!..
В общем, востребованы конкретные действия по восстановлению легитимности Конституции Российской Федерации со всеми вытекающими из этого политическими и социально-экономическими условиями. Это предполагает необходимость прежде всего созыва Конституционного собрания, что позволит разрешить противоречия нелегитимности «конституционного поля» в Российской Федерации, провести в «мягкой» форме назревшую конституционную реформу, без которой невозможно реанимировать нашу политическую систему, сделать ее эффективной, а правящий режим – демократическим, добиться легитимизации высших органов государственной власти, особенно необходимых для внешнеполитической деятельности. Давно назрело устранение дисбаланса полномочий среди высших государственных органов федеральной власти, особенно в соотношении «президент–правительство–парламент».
Серьезной переработки в Конституции требуют избирательное законодательство и процедура проведения выборов всех уровней на основе реализации в полной мере принципов демократии – подлинного народовластия, национального и регионального представительства в выборных органах законодательной, исполнительной и судебной властей. Население должно непосредственно, а не через партийные списки, голосовать за конкретных кандидатов в депутаты Государственной думы и членов Совета Федерации, иметь право досрочного отзыва выборных лиц всех уровней. Выборные лица, не оправдавшие доверие избирателей, и деятельность которых способствовала нанесению ущерба стране и качеству жизни ее населения, должны быть подсудны после отстранения от власти и нести ответственность, вплоть до уголовной, за свои действия или бездеятельность.
Реализация выдвинутой концепции вывода Российской Федерации из нынешнего нелегитимного «конституционного поля» могла бы стать первоочередной тактической и политической задачей всех патриотов России. Инициаторами внесения в Федеральное собрание РФ закона о Конституционном собрании вполне могли бы быть фракции КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия».
Ю.М. ВОРОНИН
Комментарий редакции: Обстоятельства, связанные с принятием нынешней Конституции, таят в себе целый ряд позорных пятен. Одно то, что ельцинский проект нового Основного закона был принят на крови защитников Дома Советов, полностью выдаёт с головой тех, кто составлял его ключевые положения. Ведь общество добровольно не приняло бы тот вариант Конституции, который провозглашал внешнее управление Россией, фактически возрождал институт самодержавия в обновлённом виде. И это не говоря об иных «прелестях», зафиксированных в ныне функционирующей Конституции. А как в провинциях в день голосования (12 декабря 1993 года) манипулировали списками, дотягивая голоса до «нужной цифры»? А игнорирование положение законов «О референдуме», предусматривающих, что ответы на вопросы, носящие конституционный характер, должны даваться большинством избирателей от списочного состава? В результате наша страна до сих пор пожинает «плоды» соответствующего эксперимента. Ни прогресса, ни процветания, ни стабилизации не наблюдается до сих пор. В целом, Россия не будет знать ни мира, ни покоя, ни тем более мощного рывка вперёд, покуда господствует исчерпавшая себя модель социально-экономического и политического развития. Нужна кардинальная смена парадигмы развития страны. В этой связи действительно надо рассматривать вопрос об изменении Конституции.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.