По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».
Если Пекин начинает знакомство с Китаем приезжающих в столицу делегаций с посещения Великой Китайской стены, то в Хайкоу гостей для знакомства с провинцией Хайнань ведут в два музея: краеведческий и исторический.
В одном сконцентрированы документы о прошлом острова, в другом — прежде всего сегодняшний день, устремлённый в спланированное будущее. Журналисты, прилетевшие на 5-й форум сотрудничества СМИ «Один пояс — один путь», начали изучение острова по этому же разумному шаблону.
ХАЙНАНЬ — единственный в Китае тропический регион, не раз подчёркивал музейный экскурсовод. Здесь круглый год лето, внутри которого два сезона. «Традиционное» лето — с мая по декабрь. Жарко, под 35 градусов, высокая влажность. А летом, которое у нас называют зимой, сухо, температура колеблется в рамках 20—25 градусов. Впрочем, северная часть острова — климатическое пограничье, где субтропики переходят в полноценные тропики. Это даёт музейщикам право говорить, что в провинции два центра: Хайкоу — административный, а тропический Санья — туристический центр региона. Но гид тут же опровергает свои слова, подчёркивая, что туристическими районами способны быть все населённые пункты провинции. И они становятся таковыми. Тем более что из-за гористой поверхности острова почти все города и прочие населённые пункты находятся у моря.
Традиционными отраслями Хайнаня являются сельское хозяйство и рыболовство. А это означает, что остров привлекателен и с экологической точки зрения. Развитие промышленности в самой молодой провинции КНР ограничено, здесь очень заботятся, чтобы не появились предприятия, способные нанести ущерб экологии. Государство щедро вкладывает средства в туристическую отрасль. КПК поставила цель превратить провинцию в международный центр туризма.
К превращению острова в отдельную провинцию непосредственно причастен Дэн Сяопин. Положительному решению способствовали не только природно-климатические условия, но и геополитическое положение острова (кстати, на северо-востоке от Хайнаня — в море на искусственно созданном острове — находится космодром). Эти же факторы повлияли на становление молодой провинции в качестве свободной экономической зоны. А вектор её развития подсказал тоже товарищ Дэн. Превращение же Хайнаня в туристическую Мекку стало заслугой Си Цзиньпина.
Такая направленность развития подталкивает к нетипичным решениям. Одно из них — создание зон «дьюти фри» не только в аэропортах (их на острове с 9-миллионным населением три; ясно, что они рассчитаны «на вырост» провинции), но и в отдельном городском красивом просторном помещении в городе Санья. Фактически это и есть зона свободной торговли, но не оптовой, не промышленной, а сориентированной прежде всего на индивидуальных потребителей.
Чтобы обеспечить туристическую привлекательность острова, на нём создано 9 заповедников. Самый большой из них — гора Пять пальцев. Издалека она и впрямь похожа на растопыренную руку. На острове гордятся уникальными мандровыми лесами, здесь находится значительная часть их мировых «запасов». А ещё тут растут редчайшие деревья, браслеты из которых стоят дороже золотых, украшенных бриллиантами.
В прошлом году на острове побывали в качестве туристов 6 миллионов китайцев и 1 миллион иностранцев, четверть из них — из РФ. Это дало, по словам гида, годовой доход в объёме 4,6 триллиона юаней.
ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ парк мне виделся контрастом досуговой ориентации молодой провинции. Если пользоваться принятыми в нашей стране понятиями, то мы пришли в учреждение, занятое разработкой информационных технологий. И всё же это — парк. Встречавшие нас товарищи обращали внимание на то, что учреждение находится на берегу реки и на пересечении трёх главных парков Хайкоу. В этом они видят показатель его значимости. Но, послушав наших гидов, я вполне готов согласиться, что это — действительно парк. Однако не потому, что вокруг буйство субтропической зелени, а потому, что нас знакомят с местом для парковки. Только не автомобилей, а подразделений различных китайских и мировых информационно-технологических фирм. Условие для парковки несложное: подразделения должны быть одного профиля.
Проработав много лет в Московском институте электроники и математики (понятно, на «непрофильной» кафедре), я привык, что сферой применения умных разработок специалистов-айтишников (слово образовано от первых букв английского словосочетания «информационные технологии») являются высокотехнологичные и наукоёмкие производства промышленности, транспорта, связи. Именно так было в «покойном» МИЭМе, вузе авторитетном, по качеству научной продукции стоявшем в одном ряду с Инженерно-физическим институтом (МИФИ), Институтом радио, электроники и автоматики (МИРЭА), Институтом электронной техники (МИЭТ), но современными политическими геростратами приговорённом к «вышке» (высшей мере наказания — ликвидации) и для этого присоединённом к Вышке — к всё пожирающей Высшей школе экономики. Услышав, чем занимаются в Индустриальном парке Хайкоу, признаюсь, поначалу был разочарован.
Здесь разрабатывают программы компьютерных игр и видеопродукцию для развлекательного интернета. Своеобразным продолжением продукции для досуга можно считать и разработку программ для интернет-торговли. Парк заботится о том, чтобы потребности приезжающих на остров туристов были удовлетворены на уровне современных, информационных технологий, чтобы турист был отвлечён от бренных забот современного мира. Подумалось: хотя парк называется Индустриальным, но работает он не для индустриального общества и его тружеников, а для общества потребления.
Но и гиды, и специалисты, с которыми довелось разговаривать, рассказывали о своей продукции с таким увлечением, что разочарование как-то постепенно и естественно начало рассеиваться. Да, профиль Индустриального парка подчинён туристической ориентации самой южной провинции КНР. Например, сейчас идёт напряжённая работа над созданием виртуального Дисней-парка. Для этого приходится осмыслить большое количество видеоинформации, не говоря уже о том, что требуются новые решения в области информационных технологий.
Украинский коллега поинтересовался местом Индустриального парка Хайкоу на мировом рынке. Отвечавший на вопросы специалист обратил внимание на то, что их учреждение появилось лишь в 2015 году. Оно стало одним из проявлений реструктуризации центра провинции. До марта этого года парк ограничивался ёмким китайским рынком. Минувшей весной он впервые вышел на мировой рынок. Сейчас капитализация Индустриального парка на нью-йоркской бирже «Насдак» оценивается в 180 миллиардов долларов.
Примечательная особенность Индустриального парка: он разделён на три зоны. Первая из них предназначена для начинающих компаний, у которых, как теперь говорят, «нет бренда». Её можно даже назвать «учебной зоной». Вторая зона для фирм, которые уже имеют опыт и продукция которых может соответствовать требованиям «индустрии туризма». В третьей зоне сконцентрированы компании с именем, авторитетные в мире информационных технологий. Чаще других наши гиды называли фирму «Алибаба». Это крупнейшая в КНР компания в сфере информационных технологий. Так мы заочно познакомились с самым богатым человеком Китая. Владелец «Алибабы» — долларовый миллиардер Джек Ма (настоящее имя Ма Юнь). Он намерен не только обеспечивать интернет-развлечениями отдыхающих, но и анонсировал проект по разработке транспортных беспилотных средств.
ПРИ ЯВНОЙ туристической ориентации Хайнань развивается как многопрофильная провинция. Об этом говорит выступление секретаря парткома КПК провинции Хайнань, председателя правительства провинции Лю Чигуи на пленарном заседании недавнего форума «Один пояс — один путь» в Боао: «30 лет назад провинция стала одной из экономических зон Китая, а с 2009 года на Хайнане стали строить международную туристическую зону. Во время инспекционной поездки на Хайнань председатель Си Цзиньпин определил провинцию как место свидания цивилизаций. За последние 5 лет мы получили замечательные возможности для развития. Совершенствовалась наша инфраструктура, развивалась сеть коммуникаций. А Боаосский международный форум создал провинции мировую известность. Мы стали использовать на Хайнане практику безвизового режима.
Наше международное сотрудничество в рамках «Одного пояса — одного пути» оказало серьёзное влияние на ускорение развития нашей экономики. По инициативе председателя Си Цзиньпина провинция стала особой экономической зоной. Мы приняли меры к развитию международного торгового порта, международного центра туристического развития, а также зоны стратегического обеспечения. Выполняя указания ЦК КПК по развитию курса реформ и открытости, мы превращаем Хайнань в один из опорных пунктов «Одного пояса — одного пути»…
Мы готовы укреплять торговые отношения со странами «Одного пояса — одного пути». Си указал нашей провинции важные шансы на ускорение, создаваемые для многоуровнего, многовекторного практического развития в рамках этой программы».
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.