По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».
Верно сказано, что друзья познаются в беде. Когда она сильно ударила по коллективу МХАТ имени М. Горького и его прославленному многолетнему руководителю Татьяне Васильевне Дорониной, сразу стало особенно очевидно, как много настоящих друзей у этого выдающегося русского театра. Их реакция на жуткую несправедливость, которая произошла, была немедленной и очень острой.
Именно на откликах постоянных зрителей МХАТ, искренне любящих его, глубоко болеющих за судьбу уникального творческого коллектива, были основаны выступления «Правды» о случившемся — «Ликование ненавистников Татьяны Дорониной» (в номере от 6 декабря 2018 года) и «Что же всё-таки вытворяют с Татьяной Дорониной?» (номер от 18—21 января 2019-го).
Страстные письма в защиту МХАТ имени М. Горького и народной артистки СССР Т.В. Дорониной продолжают поступать к нам в редакцию. Сегодня публикуем некоторые из них — пока лишь малую толику и, к сожалению, с вынужденными сокращениями. Но эту важную для нашей культуры тему мы намерены продолжать.
Виктор КОЖЕМЯКО,
обозреватель «Правды».
Открытое письмо президенту РФ В.В. Путину
Против уничтожения национального достояния
Здравствуйте, уважаемый главный редактор газеты «Правда»!
Обращаются к Вам преданные зрители МХАТ имени Горького. Мы поражены происшедшим по отношению к Татьяне Васильевне Дорониной и написали обращение к президенту страны в защиту выдающегося театра и его художественного руководителя.
Мы любим и уважаем Вашу газету, знаем Ваше отношение к МХАТ имени М. Горького. Убедительно просим Вас разместить на страницах «Правды» наше обращение.
С искренним уважением и самыми добрыми пожеланиями от имени тысяч зрителей, подписавших это письмо,
Светлана СОЛОВЬЁВА.
Уважаемый Владимир Владимирович!
4 декабря 2018 года на всю страну было объявлено о том, что бессменно и заслуженно более 30 лет руководившая МХАТ имени М. Горького Татьяна Васильевна Доронина перестаёт стоять во главе театра, а на её место художественного руководителя назначается г-н Бояков Э.В.
В искреннем непонимании происшедшего обращаются к вам многочисленные зрители, давние и преданные поклонники настоящего, самобытного, поистине русского искусства, любовь к которому всегда прививал МХАТ имени М. Горького под руководством народной артистки СССР Татьяны Васильевны Дорониной. Нам бесконечно дороги те традиции и ценности художественной академической школы, которые руководитель театра и артисты труппы бережно сохраняли на протяжении многих лет.
Назначение на должность художественного руководителя Э.В. Боякова вызывает боль за будущее театра. У нас, многолетних и верных поклонников МХАТ имени М. Горького и несравненного таланта истинного руководителя театра — Т.В. Дорониной, возникают в связи со случившейся бедой закономерные вопросы.
Позвольте их огласить.
1. Почему новое назначение состоялось в разгар театрального сезона, когда успешно идут премьеры («На всякого мудреца довольно простоты», «Вишнёвый сад»), когда недавно вышедшие спектакли («Отцы и дети», «Особняк на Рублёвке» и др.) собирают невероятные, немыслимые для других театров аншлаги (полные залы, более 1000 человек зрителей), когда запланирован выпуск восстановленного спектакля «Зойкина квартира» и проходят репетиции новых постановок («Стеклянный зверинец», «Сказки Старого Арбата», «Леди Гамильтон»)?
2. Почему столь одиозное и, мягко говоря, неоднозначное кадровое решение принято без консультаций с театральным сообществом и вообще — с обществом? Мы же вроде ратуем за справедливость и соборность. Где они?
3. Почему столь радикальные меры приняты в отношении МХАТ имени М. Горького и его руководителя? Татьяна Васильевна в хорошей форме, в том числе — творческой. Видимо, из Театра хотят сделать что-то другое…
4. Что за люди назначены руководить МХАТ, чем они заслужили право принять эстафету от великой Дорониной, которая наследует К.С. Станиславскому и В.И. Немировичу-Данченко? Кто они? Каковы их заслуги и реальный вклад в сокровищницу театрального искусства России? Соизмеримы ли они с заслугами и вкладом Т.В. Дорониной?
5. Что произойдёт с труппой и репертуаром, который выверен временем и востребован зрителем? А то, что непременно произойдут резкие трансформации, — это даже не обсуждается, это, на наш взгляд, лишь вопрос времени, причём — ближайшего.
Мало надежд на сохранение при новом руководстве высокого МХАТовского духа и стиля. Но разве не имеет права на существование такой театр, если это отвечает потребности общества, большая часть которого не хочет сомнительного «новаторства» и «современных пространств»? А та часть, которая ждёт именно таких веяний в искусстве, имеет очень широкий выбор среди московских театральных площадок, отвечающих данным запросам. Но почему же лишают нас того, что дорого нам? Ведь выбора у зрителей больше нет, МХАТ имени М. Горького оставался почти единственным театром, который в полной мере сохранял верность великим традициям отечественной театральной школы.
Это, по меньшей мере, странно — назначать на место Т.В. Дорониной человека, совершенно Художественному театру чужого. Если его назначение потребовалось для того лишь, чтобы облегчить «ношу» Татьяне Васильевне, а всё, что она с таким трудом сохраняла для нового поколения, останется нетронутым, то закономерен вопрос: почему не найти ей помощь и поддержку внутри коллектива, труппа которого уже знакома со всеми нюансами и спецификой театра, артисты и режиссёры которого не менее талантливы и деятельны? Если же такое назначение нужно для того, чтобы МХАТ «осовременить» и подарить ему какую-то другую жизнь, то снова повторяем с грустью и отчаянием, что мы, зрители, не хотим такого подарка!
По отношению же к Татьяне Дорониной, которая никогда не сумеет «подстроиться» под искажение понятий и принципов, незыблемых для неё, это является попросту ударом в спину. Человеку, ни о чём более так не болеющему всю свою жизнь, как о Духовности, о Совести, о Чести, о России, невозможно этот удар вынести!
Есть ли эта самая российская, русская Духовность, Совесть, Честь в поступке, совершённом в дважды юбилейный для Татьяны Васильевны год (собственного и МХАТовского юбилеев), в преддверии 2019 года, объявленного Вами, президентом В.В. Путиным, Годом театра?
Никто из здравомыслящих людей не сможет поверить в то, что Т.В. Доронина по своей личной инициативе, без давления со стороны покинула должность художественного руководителя МХАТ имени
М. Горького, который является её детищем и который она всеми силами охраняла и берегла, несмотря на нападки недоброжелателей; в то, что она по собственному желанию передала его в руки неизвестного ей и малоизвестного в широких творческих кругах продюсера и коммерсанта; в то, что она с радостью и благодарностью согласилась на призрачный пост «президента», не обещающий никакой существенной роли в действительной жизни театра.
Мы, зрители, не хотим слышать расплывчатых общих фраз, а настоятельно просим:
1) разобраться в сложившейся ситуации и дать конкретные ответы на конкретно поставленные выше вопросы;
2) учесть наше мнение и мнение других многочисленных поклонников МХАТ имени Горького;
3) пересмотреть принятые решения в отношении МХАТ имени М. Горького и дать возможность народной артистке СССР Т.В. Дорониной продолжать дальше руководить Театром, сохраняя и продолжая его традиции, завещанные К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко;
4) создать общественный совет при МХАТ имени М. Горького с вхождением в него, в том числе, представителей из зрителей для обеспечения стабильности работы театра, соборности и соблюдения интересов всех членов гражданского общества.
Мы просим оставить МХАТ имени М. Горького и его руководство ровно такими, какими они были до 4 декабря 2018 года, и не вносить никаких изменений в идейную, художественную, репертуарную и прочую политику.
Подписи и пожелания многочисленных преданных зрителей в защиту МХАТ имени М. Горького оставлены в электронном виде под петицией «Против уничтожения МХАТ имени М. Горького, его достояния и традиций».
Сохранить всё, что священно для нас
Здравствуйте, уважаемая редакция газеты «Правда»!
Наверное, вопросы, которые я хотел бы задать на пресс-конференции, посвящённой перспективам МХАТ имени М. Горького, многие тоже адресовали бы новому руководству театра.
Но среди всего, что наболело, меня особенно интересует:
— Почему после смены руководства Татьяна Доронина так и не дала ни одного интервью об этом и на каком основании мы, зрители МХАТ, должны верить словам, что Татьяна Васильевна якобы благословила новую команду?
— Действительно ли Татьяна Доронина подала заявление на увольнение?
— Связывались ли устроители пресс-конференции с Татьяной Васильевной и пытались ли пригласить её для участия?
А дальше вот что ещё очень важно.
Почему за меня и ещё за тысячи других людей кто-то принимает решение, что есть благо, а что — нет для современного театрального зрителя? Я считаю, это будет преступление — делать из МХАТ «модное местечко», куда «не стыдно» прийти на светскую тусовку. Я устал от певцов-однодневок, модных актёров, псевдопоэтов и прочих конъюнктурных выскочек. Я категорически не согласен с тем, что форма спектаклей и репертуар МХАТ «безнадёжно устарели».
Для кого устарели? Для того, кому лень мыслить. Для того, кто привык к быстрой смене телекадров. Я к этому не привык и мыслить мне не надоело. Искать смысл в бессмыслице и бесконечных подлогах современной «драматургии» — вот что надоело! Очевидно, что сегодня на первом месте не мастерство и талант, а связи, раскрученность и узнаваемость. Смотреть я не хочу на таких артистов, которые в театр или кино пошли не ради служения искусству.
Я, постоянный зритель доронинского МХАТ, хочу продолжать видеть на этой без преувеличения священной сцене постановки, проверенные временем, спектакли, поставленные по классическим канонам истинного и прославленного во всём мире русского театра, где на первом месте всегда подлинность произведения классика, а не «вольная трактовка» текста. Я хочу видеть на сцене реалистично выполненные декорации и бутафорию от мастеров своего дела, которые всеми силами пытаются воссоздать дух времени и постоянно сверяются с первоисточниками. Я хочу видеть на сцене подлинную игру, передающую натуру персонажей.
Я глубоко убеждён в необходимости такого МХАТ, каким его сделала великая Татьяна Васильевна Доронина. Доронинский МХАТ — источник чистой воды для страждущего путника, уставшего от беспринципности, предательства и лжи «современного искусства». Прошу всех, от кого это зависит: не уничтожайте Театр, не совершайте преступление! В Москве уже достаточно других мест, из которых сделали что-то модное и якобы актуальное, а на самом деле — пустое, вредное.
Уважаемая редакция, прошу по возможности, если эти вопросы не дублируют другие обращения, адресовать их на пресс-конференции заместителю министра культуры РФ Павлу Степанову, художественному руководителю МХАТ имени М. Горького Эдуарду Боякову и заместителю художественного руководителя по творческой работе Сергею Пускепалису.
С уважением
Максим ШОНИН,
поклонник гения Татьяны Васильевны Дорониной и приверженец МХАТовских театральных традиций.
Невыносимо больно за Татьяну Васильевну!
Здравствуйте, уважаемая редакция «Правды»! Здравствуйте, уважаемый Виктор Стефанович Кожемяко! Вашему мнению я особенно доверяю, поэтому позвольте обратиться в первую очередь к Вам.
Мне больно за МХАТ (имени Максима Горького, разумеется), а больнее всего (просто невыносимо) за Татьяну Васильевну Доронину!
То, что современные «деятели» якобы культуры (у них иное понимание этого слова) напролом идут с позволения свыше, я не сомневаюсь. Уничтожение настоящего искусства, подлинной культуры — это планомерная операция, дабы «отупить» народ, чтоб слишком много о себе не мнил.
Но как можно было столь отвратительно поступить по отношению к человеку, который стойко и упорно сохранял более 30 лет то, что иные теряли, дарили и продавали?! Такое унижение Дорониной — это унижение России, унижение меня лично как русского человека!
Провозглашаемая чушь, что Доронина благословила новое руководство, оскорбляет своим неприкрытым враньём. Я уверена, что ни одной своей фразы об этом в принципе новый худрук Э. Бояков не может подтвердить документально или хотя бы официальным заявлением Татьяны Васильевны. Да что там официальным! Они и виделись-то лишь мельком, как утверждают артисты МХАТ. Те артисты, которые не успели резко ослепнуть и оглохнуть после 4 декабря 2018 года.
Наступил Год театра, выделяют гранты, срочно нужно эти деньги «спрятать» в реконструкции здания. Понятно, люди не идиоты. Но хоть капля совести есть у тех, кто её с недавними юбилеями поздравлял, успехов творческих желал и прочее, и прочее?
Всё, что говорится троицей пришельцев на камеру и представителям СМИ касательно реакции Дорониной, её отношения к происходящему и к ним, её «участия» в жизни театра, не соответствует фактической действительности. Всё это, как я убедилась из бесед с членами творческого коллектива, просто ложь!
А хочется правды!
И кто, как не Вы, может помочь её узнать?!
Благодарю, если не оставите без внимания моё письмо.
Нас много, кто не хочет терять МХАТ! И столько же, кто просит хотя бы, чтоб во МХАТ была Доронина де-факто, а не де-юро, а пока — вообще просто «де-слово»…
Спасибо!
С уважением
Елена ЩЕПИЛОВА,
учитель, 32 года.
Очень похоже на рейдерский захват
Здравствуй, газета «Правда»!
Здравствуйте, Виктор Стефанович Кожемяко!
Спасибо газете и Вам лично за деятельное участие в судьбе МХАТ имени М. Горького, за острые, правдивые и своевременные статьи о нём.
Пришла во МХАТ беда, которой не ждали. 4 декабря 2018 года произошло грубое, крайне и подозрительно спешное, беспардонное смещение народной артистки СССР Т.В. Дорониной с поста художественного руководителя — директора театра (хотя трудовой договор с Татьяной Васильевной имел сроком своего окончания лето 2019 г.). Смещение с поста, который она бессменно, с благодарностью от зрителей, занимала более 30 лет, очень трудных и драматичных…
Эта смена руководства театра не обсуждалась ни в театральном сообществе, ни со зрительской массой. А ведь мы, по Конституции, социальное государство, и везде заявляется, что строим гражданское общество. А на самом деле?..
И только вдумайтесь: этот рейдерский захват произошёл в разгар сезона, что представило угрозу творческому процессу. Тут же ещё вопрос: почему это происходит в год личного юбилея Татьяны Васильевны и 120-летия МХАТ, аккурат накануне объявления 2019 года — Годом театра (когда на театры, надо полагать, посыплется дополнительное бюджетное финансирование)? Почему сместили именно Доронину, в то время как другие, столь же почтенные по возрасту худруки (но далеко не все — в такой же отменной форме, что Доронина) в полной неприкосновенности?
Ведь Татьяна Васильевна полна сил, энергии, творческих замыслов. Она продолжает великолепно играть на сцене. Более мощной и достоверной Вассы Железновой не увидеть на нынешних театральных подмостках. А с ней прерывают трудовой договор, суют ей эфемерный пост президента театра (который, кстати, нигде никакими документами заблаговременно не был оформлен или хотя бы зафиксирован). Новое руководство не встречается с Дорониной, оно не пригласило её даже на первую встречу с коллективом, Татьяна Васильевна не заявлена в списке участников предстоящей пресс-конференции (о которой — чуть ниже). Мы все полностью недоумеваем, и есть основания полагать, что Татьяна Васильевна сейчас вообще не в штате театра, а лишь приглашённая на разовые роли актриса. Нонсенс!!!
Между тем спектакли в созданном и выпестованном ею театре проходят с аншлагами, среди зрителей много молодёжи, театр, проявляя благотворительность, на очень льготных условиях приглашает на спектакли военнослужащих, учащихся кадетских корпусов, пенсионеров, инвалидов.
И на таком фоне сюда внедряется совершенно чуждая этому коллективу — по эстетике, по художественным приёмам, по мировоззрению — команда, приходят люди с сомнительным прошлым и невысоким творческим потенциалом, высаживается многочисленный десант не знакомых с уникальным театром и не любящих МХАТ, не бывавших в нём ранее, не знакомых с его традициями, накопленным опытом и творческими планами.
Обращаемся к Вам, уважаемая газета, лично к Вам, уважаемый Виктор Стефанович, с просьбой сделать всё возможное для недопущения того, что русская, да и в целом мировая культура, может навсегда потерять великий МХАТ. Этого нам не простят ни Отцы-основатели театра, ни зрители, уже несколько поколений которых взрощены на замечательных, учащих любви, добру, справедливости, прививающих высокий вкус спектаклях этого уникального театра — русского реалистического, психологического театра. Этого нам не простит и мировое культурное, театральное сообщество, высоко чтящее наследие великих Станиславского, Немировича-Данченко, Чехова, Горького, считающих русскую МХАТовскую школу основой основ в театральном деле.
Просим Вас, Виктор Стефанович, на пресс-конференции новоявленного руководства театра, которая состоится 16 января в 15.00 в ТАСС, выступить в защиту великого МХАТ, его традиций, его потенциала, опираясь, в том числе, на полную Вам и театру зрительскую поддержку.
С уважением и благодарностью за Вашу твёрдую, честную позицию, за Ваши труды — от имени многочисленных верных поклонников МХАТ имени М. Горького и Т.В. Дорониной —
ТУЛЯКОВА Галина Ивановна,
заведующая отделом организационной и информационно-аналитической работы аппарата МГО Профавиа.
Вопросов беспокоящих не счесть
Добрый день! Очень хотелось бы услышать ответы нового художественного руководителя МХАТ имени М. Горького на вопросы, которые беспокоят постоянных зрителей театра. Их очень много, буквально не счесть. Выделю лишь некоторые.
— Почему на пресс-конференции, посвящённой планам МХАТ на 2019 год, не объявлено присутствие президента МХАТ?
— Когда будет принят новый Устав театра и какие должностные обязанности будут у его президента?
— В декабре было объявлено, что худсовет возглавит президент театра. В связи с этим планируются ли изменения в составе худсовета и каковы будут полномочия у его руководителя?
— На протяжении творческой жизни МХАТ у театра сформировался свой зритель, про которого часто с пренебрежением говорили, что это «одни бабушки и женщины в вязаных кофтах». Прямо скажу: далеко от истины! А вот зритель МХАТ под руководством Э. Боякова — кто будет он? Кого Вы, Эдуард Владиславович, прежде всего хотели бы заинтересовать и привести в обновлённый театр?
— В прошлом году председатель Союза театральных деятелей написал письмо министру культуры, в котором говорилось, что всё чаще причиной материальных претензий к худрукам театров становится совмещение в одном лице функций художественного руководителя и директора. Этому же вопросу было посвящено заседание совета по театральному искусству. И в последнее время вроде бы намечался вектор именно на разделение полномочий. Однако среди новых назначений во МХАТ отдельной должности директора нет. Кто в новом триумвирате будет отвечать за финансово-хозяйственную деятельность? Или художник и хозяйственник остаются в одном лице?
Спасибо!
Марианна СОБОЛЕВА.
Считайте, что это — мой крик души
Здравствуйте! Объявлено, что 16 января состоится пресс-конференция нового руководства МХАТ имени М. Горького и представителя министерства культуры. Убедительная просьба передать им или огласить мой вопрос. Считайте, что это — крик моей души.
Итак, вопрос к министерству культуры.
Татьяна Васильевна Доронина свою жизнь положила на служение Театру, последние 30 лет — руководству МХАТ им. М. Горького. То, что сделала и сохранила она одна, не под силу сделать и нескольким людям. И это по праву было отмечено даже в поздравлениях президента страны и премьер-министра по случаю её 85-летия. Но как после этого расценивать столь бесцеремонную её отставку вскоре после юбилея личного и 120-летия МХАТ, особенно зная, как она дорожила этим родным для неё Театром?
С одной стороны, это показатель того, что министерство может растоптать заслуги человека, чья жизнь является в высшей степени примером служения духовным ценностям. Именно растоптать! Это слово здесь как нельзя лучше подходит.
С другой стороны, я недоумеваю, насколько плохо просчитывают подобные шаги люди, которые должны быть наделены в высшей степени проницательностью, а на деле проявили невероятную профессиональную близорукость. Ведь кто является основным зрителем МХАТ? Далеко не только люди пенсионного возраста, как нам хотят это представить, а хорошо образованная интеллигенция. И какой же урок власть ей преподносит? Лично у меня в последние несколько лет был большой кредит доверия к власти. Однако ситуация с МХАТ заставила изменить своё мнение и буквально вывела меня из себя. Ведь МХАТ стал для меня чуть ли не единственным местом, в котором я был уверен, что здесь я получу заряд добра и света для души. Но то, что происходит сейчас, является плевком не только в сторону Татьяны Васильевны, но и лично в мою душу. Причём людей, которые в связи с этим так же думают о власти, — много!
Не считаете ли вы, что, доверив театр такой величины тем, которые всё же невероятно далеки от идей Татьяны Васильевны, вы наплевали на многотысячных зрителей, воспитанных репертуаром и коллективом МХАТ им. М. Горького под руководством великой Т.В. Дорониной с её высочайшими нравственными и художественными идеалами?
Оставьте всем нам этот источник добра и душевного тепла на благо процветания нашей страны!
С уважением
Максим БАБКОВ.
Как и другие бесчисленные почитатели Вашего таланта и театрального подвига, редакция «Правды» шлёт Вам, дорогая Татьяна Васильевна, сердечные поздравления с Татьяниным днём. Доброго здоровья и новых творческих побед!
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.