По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».
Автор статьи — Елена Морозова
Что делает тот или иной театр привлекательным для зрителя? Удобный зал, красивый интерьер, именитая труппа и, конечно же, тщательно подобранный репертуар, в идеале призванный отвечать самым разнообразным вкусовым пристрастиям аудитории. Однако в погоне за изменчивой публикой, всё чаще требующей «развлекухи» и зрелищных шоу вместо настоящего искусства, многие жаждущие «быть в тренде» храмы Мельпомены в стремлении к «оригинальности» опускаются до китча, теряют лицо и в итоге забывают о своём главном предназначении: способствовать духовно-нравственному воспитанию личности и формированию её художественного вкуса.
ВПРОЧЕМ, к знаменитому МХАТ имени М. Горького, никогда не искавшему дешёвой популярности, это ни в коей мере не относится: он, следуя заветам Гоголя, на протяжении многих десятилетий остаётся «кафедрой, с которой можно много сказать миру добра». Спектакли по произведениям отечественной и зарубежной классики — своего рода визитная карточка театра — неизменно востребованы и пользуются огромным успехом. Особенно если речь идёт о творчестве выдающегося русского драматурга Александра Николаевича Островского, чьи пьесы, явившиеся важнейшим этапом развития нашей национальной культуры, вот уже полтора столетия не теряют актуальности, а потому не сходят с мировых подмостков.
Храму искусства на Тверском бульваре, 22 удивительно близка сущность театра Островского. В пьесах великого классика, чья реалистическая драматургия требует определённой сценической эстетики, изображаются обычные ситуации с простыми людьми, переживания, печали и радости которых уходят в быт и человеческую психологию. И, конечно же, каждого любителя русской словесности не оставляет равнодушным богатейший язык писателя, его мастерство речевых характеристик, полностью выражающих природу героя.
Мхатовские постановки произведений Островского, по праву считающегося основоположником русского театра в его современном понимании, публика всегда встречает с восторгом. На прославленной сцене много лет с аншлагами идут «Красавец мужчина» и «Женитьба Белугина», «Дикарка» и «Банкрот» («Свои люди — сочтёмся»), «Отелло уездного города» («Грех да беда на кого не живёт») и «Не всё коту масленица». В этом сезоне афишу МХАТ украсило ещё одно бессмертное творение Островского — комедия «На всякого мудреца довольно простоты», поставленная народным артистом РФ Владимиром Бейлисом.
Главный герой, молодой холостяк Егор Дмитриевич Глумов, живущий с матерью Глафирой Климовной и зарабатывающий на хлеб написанием эпиграмм, решает в корне изменить жизнь, сделав карьеру через знакомства в свете. Для начала он близко сходится с дальним родственником, богатым сановником Нилом Федосеевичем Мамаевым, который, проникшись симпатией к юноше, якобы жаждущему «советов, поучений и наставлений», обещает ему протекцию и вводит в круг своих влиятельных знакомых.
Неплохо разбираясь в психологии потенциальных покровителей, призванных открыть ему дорогу в высшее общество, беззастенчиво играя на их человеческих слабостях, используя мелкий подкуп и откровенное пресмыкательство, Глумов не без помощи маменьки-интриганки безошибочно подбирает ключик ко всем, кто так или иначе может быть ему полезен. Так, молодой подхалим увивается за супругой своего дяди Клеопатрой Львовной, прекрасно осознавая, что дама бальзаковского возраста остро нуждается в мужском поклонении и восхищении. Страстные объяснения Глумова в любви находят отклик у мадам Мамаевой, начинающей расхваливать юношу на каждом углу.
Лёгкой добычей становится «старик, очень важный господин» Крутицкий, сетующий на пагубность реформ и любых перемен, а также на своё неумение владеть пером и «современным слогом». Егор Дмитриевич, литературно обработав «глубокие мысли» Крутицкого, оформляет их в виде «Трактата о вреде реформ вообще» и моментально завоёвывает расположение старика.
Предприимчивый Глумов находит общий язык как с бульварным писакой Голутвиным, разглядевшим в нём «мудреца» и просто хорошего малого, так и с молодым либералом Иваном Ивановичем Городулиным: всем пришёлся по сердцу милый и угодливый человек.
Однако главная цель ловкого пройдохи — Софья Игнатьевна Турусина, «богатая вдова, барыня из купчих», точнее — её племянница Машенька, девушка с солидным приданым. Ну да покорить этих особ труда не составляет. Легковерная вдовушка, окружённая прихлебателями всех мастей — блаженными, странницами, ворожеями, — всецело доверяет приметам и гаданиям, а потому особенно благоволит предсказательнице Манефе и до последнего не подозревает, что «ясновидение» пророчицы в отношении суженого для Машеньки щедро оплачено Глумовым.
И всё вроде бы складывается для героя как нельзя лучше — тёплое местечко и богатая невеста уже почти в руках, но вспомним название пьесы: «На всякого мудреца довольно простоты». Островский, часто использовавший в заголовках своих произведений строки из русских пословиц, вновь обращается к кладези народной мудрости, давая понять, что любой, даже самый умный и прозорливый человек не способен всё предусмотреть и предугадать, а значит, может допустить оплошность. Вот и Глумов случайно оставляет на видном месте дневник, в котором записывал расходы на «карьерный рост» и отнюдь не хвалебно отзывался о тех, кто сему росту способствовал. На компрометирующий документ натыкается Клеопатра Львовна и, придя в ярость от его содержания, предаёт огласке тайные наблюдения своего мнимого воздыхателя.
Однако даже после разоблачения обходительного интригана, высмеявшего в дневнике всех принимавших в нём участие, последние находят, что Глумов — удобный, нужный, одним словом «свой человек». А посему, слегка, для вида наказав, его затем «можно опять приласкать». Холодный и расчётливый герой, всецело поглощённый личными интересами, ничем не брезгующий ради достижения высокого положения (как это созвучно нынешним нравам!), сливается с высмеиваемым им обществом Мамаевых, Крутицких, Городулиных и в итоге обнаруживает глубокое внутреннее родство с великосветскими ретроградами. Создатели спектакля подчёркивают: спустя полтора столетия тщеславные, амбициозные, беспринципные приспособленцы Глумовы по-прежнему живут среди нас. Не случайно герой пьесы впервые появляется на сцене не из-за кулис, а выходит из зрительного зала, и туда же удаляется в конце спектакля.
Надо отметить, что прославленный МХАТ на Тверском бульваре, 22, один из немногих столичных храмов Мельпомены, традиционно уделяет огромное внимание художественному оформлению своих спектаклей. В этом театре вы никогда не увидите вместо декораций голую сцену с одной-единственной металлической скамейкой, олицетворяющей, по замыслу «продвинутых» постановщиков, всё что угодно: леса, реки, горы, дворцы, больницы и прочее. Перед зрителями не появятся актёры в бесформенном линялом тряпье, хотя костюмы, считают иные модные режиссёры, — излишний атрибут, якобы отвлекающий аудиторию от «осмысления» происходящего на подмостках.
Декорации к пьесе «На всякого мудреца довольно простоты» — очередной шедевр сценографического искусства в исполнении художника Виктора Федотьева. Перед зрителями предстаёт Белокаменная середины XIX века: тут и вид на Кремль со стороны Замоскворечья, и залитые солнцем уютные улочки, и пышные сады с высокими заборами, и церкви с колокольнями. Детально проработан и интерьер домов действующих лиц: каждый предмет обстановки — от занавесок на окнах до письменных принадлежностей — подчёркивает характер владельца или хозяйки.
Отдельной похвалы заслуживают роскошные костюмы, созданные Еленой Ярочкиной. Чего стоят одни туалеты Клеопатры Львовны, вызывающие зависть и восхищение даже у сегодняшних искушённых модниц.
В 1884 году в «Записке по поводу проекта «Правил о премиях императорских театров за драматические произведения» Островский тонко подметил: «Хорошая пьеса понравится зрителю и будет иметь успех, но долго не продержится в репертуаре, если плохо разыграна: публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не саму пьесу: её можно и прочесть. Удача спектакля есть дело сложное: в ней участвует в равной мере как драматическое произведение, так и его исполнение. Когда и то и другое достойно, представление интересно; если же что-нибудь одно плохо, то оно теряет свою привлекательность». Правоту выдающегося драматурга лишний раз доказывает и нынешняя премьера «На всякого мудреца довольно простоты»: постановка мгновенно обрела признание публики во многом благодаря блистательному актёрскому ансамблю.
Так, роль авантюриста Глумова — очередная творческая удача Александра Хатникова. Представитель молодого поколения «звёзд» храма искусств на Тверском бульваре, 22, запомнившийся завсегдатаям МХАТ яркими образами, созданными в «Гамлете» и «Укрощении строптивой», в «Отелло уездного города», «Дикарке» и «Как боги», сверкнул новыми гранями таланта, заставив рукоплескать своему хоть и отрицательному, но чертовски обаятельному персонажу.
Как всегда бесподобен Сергей Габриэлян, на сей раз в роли Крутицкого — сочинителя объёмного труда, написанного в духе, «близком к стилю великого Ломоносова». Галерею запоминающихся образов дополняют кокетливо-обольстительная Клеопатра Львовна Юлии Зыковой, колоритная Манефа Лидии Кузнецовой, лукавая «простушка» Глафира Климовна Ольги Дубовицкой, суеверная красавица Турусина Елены Катышевой, самовлюблённый барин Мамаев Антона Хомятова, робкая Машенька Анастасии Рубеко.
Пьеса «На всякого мудреца довольно простоты» вообще имеет удивительно счастливую сценическую историю. Написанная в 1868-м, она в тот же год практически одновременно появилась на подмостках Александринского театра в Санкт-Петербурге и Малого театра в Москве. К искромётной комедии Островского неоднократно обращался и МХАТ, в котором впервые она была поставлена в 1910-м Владимиром Немировичем-Данченко и Василием Лужским.
Константин Станиславский считал, что театр есть искусство отражать жизнь, а Георгий Товстоногов сравнивал спектакль со свежим номером газеты. Оба великих режиссёра, творившие в разное время, сходились в одном: театр призван давать человеку живое восприятие действительности и оказывать сильнейшее эмоциональное влияние.
Этим высоким нравственно-эстетическим требованиям всегда отвечал МХАТ им. М. Горького. По крайней мере до тех пор, пока его возглавляла легенда отечественной сцены и кино, народная артистка СССР Татьяна Васильевна Доронина. По иронии судьбы, блестящая премьера «На всякого мудреца довольно простоты» состоялась за несколько дней до официального объявления о том, что гениальная русская актриса лишилась поста художественного руководителя знаменитого храма искусства на Тверском бульваре, 22, которым бессменно управляла более 30 лет, получив взамен туманный статус президента театра. Очень хочется надеяться, что новые начальники не разрушат мхатовские традиции, сохранят замечательную труппу, проверенный временем репертуар и не превратят прославленную сцену в прокатную площадку, а всемирно известный театр — в очередной ярмарочный модерн-балаган.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.