По материалам публикаций на сайте газеты «Советская Россия».
Правительственный час в Государственной думе в минувшую среду окончился, можно сказать, толком и не начавшись. Министра экономического развития Максима Орешкина фактически согнали с трибуны – причем не кто-нибудь, а председатель парламента единоросс Вячеслав Володин.
Володину очень не понравилось, что министр Орешкин не смог назвать точную сумму, которая будет направлена в регионы в рамках реализации национальных проектов и программ. «По какому объему состоялись конкурсы и, соответственно, когда начнется реализация поручений президента, его Послания Федеральному собранию?» – поинтересовался спикер. В ответ Орешкин откровенно сообщил, что лишь 15 февраля заключены соглашения по нацпроектам на федеральном уровне, а до регионов они еще и не доведены. Он мог бы добавить и про недавнее президентское Послание Федеральному собранию, где Путин инициировал множество затратных проектов. Но лишь намекнул, что налоги уже повышены в начале года, но на эти проекты не рассчитаны.
В общем, президента и впрямь лишний раз упоминать не стоило. А прерванный правительственный час – хотя и почти сенсация, но не такая уж неожиданность. Из тех данных, что Орешкин все же успел озвучить с думской трибуны, следует, что правительство прогнозирует понижение цен на нефть, ослабление рубля, а также обещает, что темпы роста ВВП во второй половине нынешнего года вернутся к 2% после резкого замедления в первой. Однако каким образом это произойдет, неясно. Да даже если и произойдет, 2% роста никак не соответствуют громадью заявленных Путиным планов.
Иными словами, вольно или невольно, но выступление Орешкина выставляло и нацпроекты, и последние инициативы главы государства несбыточным прожектерством. Можно сказать, дискредитировало национального лидера.
«Возможно, лучше нам перенести правительственный час, вам встретиться с фракциями, обсудить эти вопросы дополнительно, затем прийти и предложить нам варианты развития: что нужно, чтобы выйти на рост, который обеспечит в 2021 году три процента … Нам необходимо строить разговор совершенно конкретный, исходя из задач выполнения национальных проектов помесячно», – предложение Володина явно не допускало возражений.
Министр Орешкин и не возражал. Он даже пообещал в следующий раз лучше готовиться к выступлениям в Госдуме. «Следующий раз» будет уже очень скоро – в конце марта. Так что совершенно непонятно, что может измениться за такой короткий срок. Беспомощность и некомпетентность в профессиональных вопросах Орешкин демонстрирует уже не впервые. Но, справедливости ради, министр просто ретранслятор правительственной политики, которую формулирует отнюдь не сам Орешкин. Потому в его обещаниях звучат не только оправдательные нотки, но и обида. Его-то, мол, за что? Как за 20 минут рассказать и про все нацпроекты, и «в целом обо всем», если само правительство еще не определилось? Но почему-то по отношению к премьеру и руководителю «ЕР» Дмитрию Медведеву (который, как и другие министры, приходит в парламент раз в год – и не для отчета, а исключительно для галочки) вопросов и претензий не было.
И уж тем более не было таких претензий к самому президенту, который и формулирует социально-экономический курс, а также формирует правительство.
Но самое показательное, что у Кремля тоже никаких претензий – ни к правительству, ни конкретно к Орешкину. По крайней мере, если пресс-секретарь президента Дмитрий Песков выражает мнение Владимира Путина, а не «несет пургу».
«Это только что, наверное, было, поэтому мы не имели возможности смотреть это все непосредственно в прямом эфире. Я просто не могу точно сказать, но в целом рабочий процесс. Конечно же, требования в Думе высокие, а тема нацпроектов сложная, там требуется конкретика», – прокомментировал он сорванный Володиным и Орешкиным правительственный час в парламенте.
Что же, если в Кремле полагают, что кадровые требования в единороссовской Госдуме высокие, это означает, что у президента они куда ниже. В таких условиях абсолютно бессмысленно возмущаться невыполнением президентских поручений, ибо это невыполнение запрограммировано изначально.
Екатерина ПОЛЬГУЕВА
Комментарий редакции: Разумеется, деятельность кабинета министров (в первую очередь, его финансово-экономического блока) не может не вызывать, мягко говоря, кучу вопросов. Абстрактные утверждения в речах министров, умалчивание точной суммы средств, выделяемых на финансирование национальных программ, плюс постоянные ссылки на прогноз цены на нефть на мировом рынке, — всё это вызывает отторжение. Неужели они до сих пор считают, что сырьевой характер экономики является нормальной вещью? Предположим, сегодня внешнеэкономическая конъюнктура более-менее благоприятная. Но когда снизятся цены на энергоносители на международном рынке, то как будем жить? Откуда возьмутся деньги на реализацию тех же национальных проектов? И так до скончания века. Разумеется, предлагаемый набор рецептов со стороны исполнительной власти носит стандартный характер: «инвестиционный климат», «свободная конкуренция», «таргетирование инфляции», «малое предпринимательство» и т.д. И ничего нового. Да Россия тридцать лет следует неолиберальной доктрине свободного рынка. И что же? Полный провал. И правящие круги намерены дальше придерживаться этой мертворождённой доктрины? Неудивительно, что речи членов правительства вызывают судорогу даже у видных представителей «партии власти». Однако последние не ставят вопрос о кардинальной смене модели развития. «единороссы» считают, что можно всего лишь провести косметический ремонт капитализма при одновременном сохранении его основ. Ну это всё равно, что бороться с онкологией, отказываясь от удаления раковой опухоли. Поэтому пока олигархический капитал «неприкасаем», пока делается ставка на сохранение России в рядах ВТО, никакого прогресса не будет.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
«Неужели они до сих пор считают, что сырьевой характер экономики является нормальной вещью?»
Это неверно. Не сырьевой, а денежный характер экономики, т.е. капиталистический, когда экономика управляется не расчётом того, сколько средств производства и рабочей силы и в каких отраслях необходимо задействовать, чтобы производить материальные блага в количестве достаточно для удовлетворения естественных потребностей людей, а колебанием цен на рынке. Это всё равно, что управлять движением предмета его тенью.
Вопрос не в том, есть развитие экономики или нет, а в том, что понимают под развитием экономики: увеличение производства материальных благ или рост цен? РОСТ ЦЕН. Это наивно выболтал зампред ФАС А. Цыганов: «при низких цена развитие невозможно». Удивляет то, что кроме шквала ругани, ни один «известный» патриот не заметил этого или сделал вид, что не заметил.
Но и сегодня рост есть, пусть небольшой, но есть. И что мешает этот малый рост распределять так, чтобы не было сверх богатства, с одной стороны, и нищеты с другой?
Поэтому все гневные слова в адрес власти есть или недомыслие или демагогия.