По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».
Автор статьи — Юрий Мелитонян
У жительницы села Садовое Воронежской области Людмилы Головановой двое детей — десяти и одиннадцати лет. До последнего времени она работала на местном сахарном заводе, а теперь как и 190 штатных сотрудников получила уведомление о сокращении. По решению владельца компании «Продимекс-Сахар» предприятие закрывается.
САХАРНЫЙ ЗАВОД в селе Садовое, где живут около четырёх с половиной тысяч человек, можно назвать градообразующим предприятием. Здесь работали целыми семьями: в сезон до 300 человек. А теперь труженики собрались у проходной и требуют справедливости.
— Кто проводит такую политику? Задушить село! Когда нас в Москве услышат? — Людмила Голованова обращается к журналистам телеканала «Красная Линия», не сдерживая эмоций.
Жители справедливо полагают, что если в селе закрывается сахарный завод, то должно быть открыто другое предприятие. Иначе жизнь тут зачахнет.
— Власти страну слышат? — возмущается женщина. — Вся страна кипит уже! Послушайте, что люди говорят. Протестуют и против пенсионной «реформы», и роста тарифов. Мы уже всё потеряли, нам терять больше нечего!
Сотрудники завода обращались со своей бедой в отделение «Единой России», к губернатору Воронежской области Гусеву, к вице-премьеру Гордееву. Писали и президенту. Но сверху все обращения спустили вниз. Объяснения стандартные: частная компания сокращает людей в соответствии с действующим трудовым законодательством. Так что всё само собой рассосётся. Рынок отрегулирует.
Сахарный завод в Садовом появился ещё до революции и всегда был рентабельным. Сейчас, в один момент, предприятие оказалось никому не нужным, а сотни жителей со своими семьями остались без средств к существованию. Другой работы в селе для них нет.
Тем временем на производственной территории режут металлоконструкции. Работают не местные. Заводские работники отказались проводить демонтаж оборудования, на котором они трудились годами.
Заместитель директора сахарного завода Аркадий Фёдоров считает, что точка невозврата ещё не пройдена. В основном цехе всё оборудование ещё в рабочем состоянии. Сейчас оно законсервировано.
Сам Фёдоров тоже попадает под сокращение. Правда, говорит, у него ещё есть надежда, что власть обратит внимание на происходящее и поможет людям. Но на данном этапе никакого движения в нужном направлении не наблюдается.
Глава Садовского сельского поселения Вера Фролова всю остроту ситуации понимает, но что она, обычная местная жительница, может сделать? Сахарный завод давал половину доходов местного бюджета. Чем заместить теперь эти деньги?
— Что делать, если и муж, и жена одновременно остались без работы? — спрашивает Вера Фролова. — Да ещё если это молодая семья, без накоплений, но с детьми и кредитами. Кому-то предложили работу за 50 километров от села, но молодые от этого сразу отказались. Добираться до рабочего места по полтора часа и трудиться по пятнадцать часов — так долго не протянешь. А с кем детей оставлять?
Попытка владельцев закрыть завод — не первая. Пять лет назад пытались предпринять то же самое. Все обстоятельства дела хорошо помнит первый секретарь Воронежского обкома КПРФ, заместитель председателя Воронежской областной думы Сергей Рудаков.
— Губернатором области был Алексей Гордеев, бывший министр сельского хозяйства, тогда удалось отстоять завод и рабочие места, — рассказывает коммунист. — А нынешнего губернатора Гусева, видимо, убедили, что завод нерентабелен.
Помня об опыте пятилетней давности, рабочие написали письмо в Москву, в правительство. Получили ответ с резолюцией Алексея Гордеева, ставшего вице-премьером. Он предложил нынешнему губернатору Гусеву лично рассмотреть вопрос с сахарным заводом в Садовом и учесть мнение населения. Но тот пока делать это не торопится.
Валентина Францевич работала на заводе химиком-технологом. Она объясняет, что в Елани, за сто километров от Садового, в такой же сахарный завод хозяева «Продимекс-Сахара» вложили много денег. Теперь там способны перерабатывать десять тысяч тонн свёклы в сутки. А в Садовом — только две с половиной тысячи. Поэтому и решили объявить предприятие нерентабельным. Хотя само по себе оно, конечно, таковым не является.
— Им убить наш завод теперь выгоднее, чем сохранить, — говорит женщина. — А люди в этой сделке — расходный материал.
Но главная причина уничтожения предприятия продиктована рынком. Эксперты считают, что в России перепроизводство сахара. По нынешней цене всю произведённую продукцию продать невозможно — народ не купит. А снижать цену хозяева заводов и торговые сети не хотят: они упустят прибыль. В начале прошлого сельскохозяйственного сезона на складах «Продимекса» остались нераспроданными 15 тысяч тонн сахара, а в конце сезона там скопилась уже 21 тысяча тонн.
Этот сахар можно реализовать в бывших республиках СССР — Казахстане, Узбекистане, Таджикистане. В Советском Союзе так и делали. Но сегодня для этого надо заключить межправительственные соглашения, в которых должны быть указаны соответствующие квоты. До этого у правительства руки почему-то не дошли. А вот в Европу с российским сахаром даже и не сунешься: тамошний рынок занят продукцией из Бразилии.
Труженикам Садового, как и многим в России, капитал навязывает американскую модель жизни. Людей заставляют срываться с насиженных мест и ехать туда, где есть работа. Но не все этого хотят.
— Мы привыкли жить на своей малой родине, в селе, — убеждённо говорит мастер электроцеха сахарного завода Сергей Агишевский. — Есть хорошая пословица: «Где родился, там и пригодился». Ведь ни один мой земляк не живёт только одной работой. У всех приусадебные хозяйства, огороды. Как всё это бросить и куда-то уехать?
Борьба рабочих сахарного завода в Садовом не окончена. Они намерены добиваться справедливого отношения к себе, уважения своего человеческого достоинства. Добиваться права на труд там, где жили отцы и деды, где растут их дети. Журналисты телеканала «Красная Линия» будут следить за развитием событий.
Специальный репортаж «Горький сахар» смотрите на сайте телеканала «Красная Линия» по адресу http://www.rline.tv.
«Под защитой ТСЖ»
В УСЛОВИЯХ, когда государство навязывает населению «мусорную реформу», создание ТСЖ — товариществ собственников жилья — может стать действенным инструментом защиты экономических интересов граждан. Тарифы на вывоз отходов в разных регионах могут отличаться в шесть — десять раз. В Красноярском крае, например, это 1697 руб. за куб. метр. В Дагестане — 273, в Приморье — 182 руб. Нельзя сказать, что жители молчаливо соглашаются с тем, что им навязывают. Свои права нужно защищать — это единственное условие, которое может повлиять на чиновников, считает помощник председателя московского ТСЖ «Панфилат» Дмитрий Серов. Иски в суды, заявления с требованием предоставить расчёт тарифов способны полностью развернуть ситуацию. О том, как грамотно сортировать и прессовать мусор, какие возможности предоставляет ТСЖ для экономии денег и защиты своих интересов и зачем ТСЖ подписало прямой контракт с телеканалом «Красная Линия», рассказывается в специальном репортаже «Под защитой ТСЖ».
Премьера специального репортажа состоится в четверг, 21 марта, в 22.20.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.