Модернизация местного самоуправления в городе Москве

Модернизация местного самоуправления в городе Москве

Для дальнейшей демократизации и повышения ответственности депутатского корпуса перед избирателями коммунисты предлагают провести модернизацию местного самоуправления в городе Москве.

(Конституция Российской Федерации, гласит: «Глава 1. «Основы конституционного строя, Статья 3» 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. 4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону».

А теперь зададимся вопросом: каким образом граждане влияют на назначение главы Управы, или как граждане района осуществляют свою власть через Управы? Ответ однозначный — никак!)

ДОКЛАД                                                                                                                  22.03.2019

Докладчик — депутат Московской городской Думы фракции КПРФ                          Зубрилин Николай Григорьевич.

Заседание «Круглого стола» в Московской городской Думе.                      «Развитие местного самоуправления в городе Москве».                                (Организатор депутат МГД Николай Зубрилин).

С 1993 года, до 1997 года органы местного самоуправления в городе Москве отсутствовали, функции местного самоуправления в городе Москве были переданы Московской городской Думе. Отсутствие органов местного самоуправления на протяжении четырёх лет было серьёзным недостатком, который на сегодня преодолён.

Первые составы выборных органов местного самоуправления в Москве формировались из избранных 14 декабря 1997 года советников Районных Собраний. Председателями районных собраний были главы управ. И тогда советники имели право заслушивать заместителей главы управы и других чиновников управы района. Сейчас таких полномочий у депутатов нет. Есть другие в соответствии с которыми депутаты заслушивают по итогам года отчёты руководителей ГУП «Жилищник» района, руководителей бюджетных организаций здравоохранения и образования, главу управы и даже могут выразить недоверие, если глава управы недостаточно эффективно исполняет свои обязанности. Но полномочия по отстранению главы управы от должности имеются только у Мэра. И то, такое решение может быть отложено сначала на 6 месяцев, потом далее. В зависимости от желания Мэра процедура может и вовсе оказаться не реальной. Все прописанные полномочия муниципальных депутатов имеют определённые проблемы, в том случае, если у чиновников появится желание проигнорировать решения Совета депутатов или решения постоянных профильных комиссий. Почему это происходит? Потому что органы местного самоуправления в Москве не являются полноценными. Как известно, с передачей полномочий необходимо передавать и финансовые средства. Это бюджет района, соцсфера, работа с детьми и подростками, образование, здравоохранение, благоустройство, эксплуатация и содержание жилого фонда, улично-дорожная сеть и т.д.

За 20 лет ситуация в области местного самоуправления в Москве не продвинулась к цивилизованной форме. Несколько лет назад у районов и административных округов были изъяты полномочия по учёту и распределению жилья для очередников. Таким образом, все ресурсы связанные с предоставлением жилья очередникам оказались в руках ДГИ (Департамент Городского Имущества). Произошла сверхцентрализация, и мы видим, что из этого получилось. Очередь фактически встала, субсидии не выдаются и ситуация в этой части ухудшается. В тоже время в Москве имеются миллионы метров жилой площади, которые очередникам почему-то не выдаются.

Есть определённые трудности и в части законодательного обеспечения деятельности органов местного самоуправления. При рассмотрении Федерального Закона 131, статьи 35, пункта 1.1. мы обнаружим, что собрание представительных органов местного самоуправления считается правомочным, если на собрании присутствуют не менее 50% избранных депутатов. Вторая группа депутатов в таком случае тоже может собрать свой кворум. Все решения и постановления принятые с 50-ти процентным кворумом являются сомнительными с точки зрения легитимности. И появляется дилемма. Фракция КПРФ в Мосгордуме внесла проект закона, о признании правомочности собрания депутатов только в случае участия в заседании более 50% от числа избранных депутатов.

Следующий момент: есть некоторое противоречие в распределении административного ресурса в районах города Москвы. Так называемое условие — «три в одном». Во многих советах депутатов глава муниципального округа одновременно исполняет обязанности председателя совета депутатов и он же руководитель аппарата совета депутатов или глава администрации. Это чрезмерная концентрация власти в одних руках. В таких условиях органы местного самоуправления не эффективны с точки зрения коллегиальности и демократичности.

Существование в одном районе управ и муниципалитетов также не способствует развитию местного самоуправления, а ещё более запутывает ситуацию. Это не что иное, как параллельные органы власти в районах города Москвы, когда в одном районе существуют две администрации, два главы — глава Управы и глава Муниципального округа. Должно быть совершенно по — другому. Районные Управы необходимо переименовать в администрации районов. Глава администрации может выбираться депутатами из состава совета депутатов, или на всеобщих, прямых выборах населением района одновременно с выборами муниципальных депутатов. Совет депутатов возглавляется председателем совета депутатов. Тогда не будет двух глав в одном районе, не будет двух бюджетов на содержание двух команд чиновников, не будет параллельных органов власти.

В городской Думе недавно был принят закон в первом чтении о том, что Мэр города Москвы может потребовать проверить достоверность декларации о доходах и имуществе у депутата местного самоуправления, депутата Мосгордумы или государственного и муниципального служащего.

Представьте, вы по итогам года отчитались о доходах, а Мэр может через два месяца потребовать повторно вас проверить. В таком случае вас начнут повторно проверять, а может и в третий, и в четвёртый раз в течение года…

Таким образом, Мэр может оказывать давление на депутатов и контролировать деятельность депутатов. Но, по закону, депутат подотчётен только перед своими избирателями! Поэтому у Мэра таких полномочий быть не должно.

Для этого есть законная ответственность депутата и проверять достоверность должна соответствующая комиссия Совета депутатов или Мосгордумы, дополнительно для этого есть ещё Налоговая инспекция и Прокуратура. Каждый должен заниматься своим делом!

Что касается приёмки депутатами капитальных работ в ЖКХ, это непрофильная нагрузка на депутатов не имеет под собой никакой логической основы. Преподаватель, медик или соцработник не может полноценно оценить капитальный ремонт подвала, или капитальный ремонт инженерных систем жилого дома. Осмотреть свежевыкрашенные трубы и коммуникации – это не приёмка работ по капремонту! Тут нужны определённые профессиональные знания. Приёмщик должен различать и определять системы ГВС, ХВС, ЦО, должен отличать «прямую» от «обратки». Иногда подрядные организации идут на удешевление затрат на капитальный ремонт или неквалифицированные работники подрядной организации ошибочно проводят монтаж коммуникаций с серьёзными нарушениями и отклонениями от проектной документации. Попадаются варианты «посадки» кухонных стояков на «обратку» (в случае когда в квартире два стояка, один на кухне, другой в ванной). Следствием этого будет нарушение температурных норм, в ванной будет горячая вода по норме 65-70 градусов, на кухне ниже на 20-25 градусов. А за потребление горячей воды с жителей будет взиматься плата как за нормированный температурный режим израсходованной горячей воды. Занижение температурного режима даёт поставщику ГВС экономию в денежном выражении, по городу Москве такие незаконные доходы могут выражаться миллиардами рублей в год.

Жилищно-коммунальное хозяйство — это сложнейшая система. При приёмке работ может быть обнаружено всё что угодно. Завышенные сметы, нарушения проектов при проведении работ, применение несоответствующих проекту материалов, ремонт или покраска вместо замены элементов оборудования или узлов, секций канализации, стояков ХВС, ГВС, ЦО, стояков водостоков. Приёмщику нужны особые знания при приёмке капитального ремонта кровли, гидроизоляции межпанельных швов и балконных примыканий, цементной стяжки, отмостков, электрооборудования, противопожарных систем, систем дымоудаления, лифтового оборудования и т.д.

Ещё один негативный момент. Московской городской Думой принят Закон города Москвы регулирующий отношения депутатов местного самоуправления и Департамента капремонта города Москвы. В соответствии с этой нормой депутаты органов местного самоуправления подотчётны перед Департаментом капремонта в части приёмки объёмов капитальных работ в ЖКХ, Статья 5., Статья 6,. п.1.2.3.

Фракция КПРФ в Мосгордуме выступала против этого положения. Вопрос приёмки капитальных работ в ЖКХ не простой. Именно поэтому принимать капитальные ремонтные работы должны профессионалы, а у депутатов должны быть в этой части только контрольные функции осуществляемые на заседаниях профильных комиссий или при осмотре объектов на месте в составе группы депутатов и полного состава членов профильной приёмной комиссии. Деятельность депутата — это проработка проектов решений и постановлений на заседаниях комиссий, на очередных и внеочередных заседаниях, обсуждение проектов решений и постановлений, работа с учреждениями здравоохранения, образования, правопорядка, контроль за содержанием и благоустройством территорий, содержания жилого фонда, взаимодействие с общественными организациями, разработка механизмов по улучшению городской природной среды, встречи с населением, изучение общественного мнения, разработка поправок в законы города Москвы, внесение проектов поправок или проектов Федеральных Законов в Московскую городскую Думу.

Для методических рекомендаций, координации и юридической помощи муниципальным образованиям и депутатскому корпусу был в своё время создан АМОМ — ассоциация муниципальных образований. Этот институт необходимо также задействовать для более полного использования потенциала депутатского корпуса города Москвы именно в части расширения полномочий депутатов местного самоуправления.

Прошло уже много лет с начала новой истории местного самоуправления г.Москвы, однако до сих пор не выстроена нормальная система, которая отвечала бы Федеральному Закону о местном самоуправлении №131 и не вызывала нареканий со стороны политических партий и общественности.

В 1997 году правительством Москвы было принято решение создать в Столице России формальные органы местного самоуправления, 14 декабря были избраны советники районных Собраний и образованы районные Собрания.

Через несколько лет, в 2003 году вместо оптимизации Районных управ и придания им функций исполнительных органов местного самоуправления было введено новшество в виде создания муниципалитетов и, соответственно, районные Собрания были переименованы в муниципальные Собрания, а советники стали называться депутатами муниципальных Собраний.

Так началось сосуществование параллельных органов власти на районном уровне в городе Москве.

Если заглянуть в Конституцию Российской Федерации, там имеются прописанные права граждан на осуществление власти непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления.

«Глава 1. «Основы конституционного строя, Статья 3» 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. 4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону».

А теперь зададимся вопросом: каким образом граждане влияют на назначение главы Управы, или как граждане района осуществляют свою власть через Управы? Ответ однозначный — никак!

Всё больше людей понимает абсурдность ситуации, когда существуют два центра власти в московских районах, когда две команды чиновников находятся в одном районе: одна команда чиновников работает в Управе, другая команда чиновников в муниципалитете, и всего таких команд насчитывается по Столице России более 250. Никто не может толком объяснить, что это за двойная структура управления, взращённая на московской почве и на кого она работает? Понятно, что одна из задач Управы района — обеспечивать функционирование общегородского хозяйства, обеспечивать содержание и эксплуатацию жилого фонда района, оказывать социальные и др.услуги населению. Возникает вопрос, почему Совет депутатов, аппарат Совета депутатов или как в некоторых районах — муниципалитет, обладают такими скромными полномочиями?

На протяжении продолжительного времени в столице, которая должна быть примером для всей России своим законопослушанием, нарушаются основные принципы и права населения на осуществление местного самоуправления. В Федеральном Законе (ФЗ №131) прямо говорится:

«Статья 3. Права граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления

1. Граждане Российской Федерации (далее также — граждане) осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

2. Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

3. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления».

Таким образом, для налаживания нормального функционирования органов местного самоуправления на местах в московских районах на первом этапе необходимо прекратить не нужное наличие двух команд чиновников в районах.

Управы районов необходимо переименовать в администрации районов. Следующим шагом будет избрание главы администрации района Советом депутатов из числа депутатов или избрание главы администрации жителями района в соответствии с Федеральным законом № 131.

Для эффективного управления районом нужно запустить в работу следующую административную схему:

1) Администрация района. (муниципального Округа).

2) Совет депутатов района. (муниципального Округа).

Все необходимые права органов местного самоуправления для действенного управления районом прописаны в Федеральном Законе №131.

Для улучшения функционирования органов власти района нужно устранить параллельные органы власти, только тогда можно будет двигаться дальше. Это нужно не столько политическим партиям и движениям, сколько жителям Москвы, потому что именно они содержат органы госвласти и местного самоуправления за счёт средств выплачиваемых в виде налогов государству, и мы не имеем права расходовать народные средства на содержание ненужных, затратных, неэффективных, параллельных управленческих районных структур! Все мы понимаем, как ни называй органы власти, Управа-Администрация, муниципалитет-аппарат Совета депутатов — это две администрации в одном районе,…однако такого быть не должно!

Жители, избрав депутатов муниципальных Собраний, направили в представительные органы местного самоуправления тех, кому они доверяют представлять их интересы! Однако созданная система госвласти в районах не позволяет депутатам осуществлять свои полномочия в полном объёме; создан правовой казус, закон о местном самоуправлении есть, а исполнить его нет возможности. Особенность функционирования государственной власти районов в Москве не позволяет в полной мере исполнить данный закон!

В стране есть Конституция, есть Федеральные законы, и это естественно, когда избиратели, жители должны быть законопослушными; однако также законопослушна должна быть и государственная власть в лице государственных чиновников. Давайте будем законопослушны все, от жителя до самого крупного чиновника.

 

___________________________________________________

 

РЕЗОЛЮЦИЯ                                                                                                                   22.03.2019

Круглый стол по модернизации системы местного самоуправления в городе Москве.    (Организатор депутат Московской городской Думы фракции КПРФ Зубрилин Н.Г.)

История современных органов местного самоуправления в городе Москве начинается с 1997 года. За 20 лет представительные и исполнительные органы местного самоуправления приобрели надлежащий теоретический и практический опыт. Многие москвичи хорошо информированы о сегодняшних функциях местного самоуправления, знают и взаимодействуют со своими депутатами в избирательных округах, обращаются к ним за помощью и содействием когда это необходимо. Вместе с тем, не многие жители знают как должны функционировать органы местного самоуправления на самом деле. Бывшие депутаты, и действующие сегодня депутаты Советов депутатов могут более точно определить в каком состоянии находится московская система местного самоуправления и что нужно сделать для модернизации местного самоуправления в городе Москве.

 

Для повышения ответственности представительных органов местного самоуправления перед своими избирателями, необходимо ввести следующую норму закона: депутат представительного органа местного самоуправления представляет интересы жителей муниципального района или муниципального округа. Понятие местный житель означает коренной житель, проживающий на данной территории длительное время.

Сегодня депутатом представительного органа местного самоуправления имеет право избираться житель не проживающий в данном муниципальном районе или муниципальном округе, что вообще нарушает сам смысл  понятия «местное самоуправление». По этой причине у многих представителей депутатского корпуса органов местного самоуправления нет практической заинтересованности активно работать на благо местных жителей потому как, они проживают в другом районе, или в другом муниципальном округе. Поэтому право избираться депутатом представительных органов местного самоуправления должны иметь только местные жители, постоянно проживающие на территории данного района, или муниципального округа не менее 5 лет.

Также необходимо определиться с обоснованностью дальнейшего существования параллельных органов власти в московских районах. Это потребует изменения системы административного управления городом Москвой. Мировая практика и существующее Международное и Российское законодательство основано на оптимизации финансовых затрат и наличия оптимального административного ресурса для управления районами в городах и районами в регионах. Кроме того, исполнительные органы государственной власти или исполнительные органы местного самоуправления не должны существовать параллельно и дублировать друг-друга, равно как и не должны быть без представительных органов власти – без депутатов Муниципального Округа или без депутатов Советов депутатов. Соответственно при каждом исполнительном органе власти должен быть представительный орган власти. Административная система Москвы существует в искаженном виде.

  • 1) На городском уровне есть исполнительный орган государственной власти — правительство города Москвы, и есть законодательный, представительный орган государственной власти Московская городская Дума.
  • 2) На окружном уровне есть префектура – но, нет представительного органа власти.
  • 3) На районном уровне есть исполнительный орган государственной власти города Москвы Управа района, но, существует и представительный и исполнительный орган власти в виде Совета депутатов и муниципалитета или аппарата Совета депутатов.

Таким образом не эффективность системы управления районами в городе Москве очевидна. Содержание параллельных органов власти в районах также представляет для московского бюджета серьёзную финансовую нагрузку.

Не эффективная, громоздкая, финансово-затратная система управления в районах города Москвы состоит из следующих показателей.

  • 1) Глава Управы района.
  • 2) Штат сотрудников Управы района.
  • 3) Бюджет на содержание Управы района.
  • 4) Глава Муниципального округа.
  • 5) Совет депутатов или Муниципальное Собрание.
  • 6) Бюджет на содержание Совета депутатов и муниципалитета, или аппарата Совета депутатов.

Для улучшения системы административного управления в городе Москве необходимо провести оптимизацию и модернизацию местного самоуправления в городе Москве. На районном уровне необходимы исполнительные органы власти местного самоуправления и представительные органы власти местного самоуправления. Следовательно административное управление районами города Москвы должны выглядеть следующим образом:

  • 1) Администрация муниципального района, (Администрация муниципального округа).                     (Глава администрации может избираться в соответствии с Федеральным Законом о местном самоуправлении №131 из состава Совета депутатов, или избираться жителями на прямых, всеобщих выборах вместе с избранием депутатов Советов депутатов.
  • 2) Совет депутатов муниципального района, (Совет депутатов муниципального округа).

Что касается существование префектур административных округов города Москвы, то, можно с уверенностью считать что свою функцию в период становления современных органов управления Москвой они выполнили и подлежат упразднению.

Данная РЕЗОЛЮЦИЯ принята путём голосования депутатов Советов депутатов, участников «Круглого стола» состоявшегося в Московской городской Думе «по развитию местного самоуправления в городе Москве» 22.03.2019г.

Приложение: Дорожная карта для проведения поэтапной модернизации органов местного самоуправления в городе Москве и приведения схемы административного управления Москвой в соответствие с Федеральным законом о местном самоуправлении.

Конец документа.

________________________________________________________________

Москва                                                                                                                                                22.03.2019г.

                                               ДОРОЖНАЯ  КАРТА

Модернизация местного самоуправления в городе Москве

                                                 1-й этап 2019-2020гг.

1)     Проведение ревизии и аудита всех имеющихся имущественных фондов на территориях административных округов города Москвы по назначению: Жилой фонд, нежилой фонд, производственные предприятия и организации, объекты здравоохранения, образования, социальной защиты населения. Определение обеспеченности районов объектами потребительского рынка и сферы услуг.

2)    С 1-го Января 2020 года, по 30 Октября 2020 года разработать, внести и принять необходимые поправки в Федеральный Закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

3)    С 1-го Января 2020 года, по 30 Октября 2020 года разработать, внести и принять необходимые поправки в «Избирательный Кодекс города Москвы».

                                            2-й этап 2021-2022гг.

4)    С 1-го января 2021года переименовать районы города Москвы — в муниципальные районы города Москвы.

5)    С 1-го января 2021года переименовать Управы районов города Москвы — в Администрации муниципальных районов города Москвы.

6)    С 1-го января 2021 года переназначить  Указом Мэра Москвы действующих глав Управ, на должности глав Администраций муниципальных районов города Москвы.

                                 3-й этап 2021-2022гг.

7)    С 1-го января 2021 года, по 30 сентября 2021 года разработать новые Штатные расписания Администраций муниципальных районов города Москвы, разработать перечень должностных обязанностей и должностные  инструкции для сотрудников Администраций муниципальных районов города Москвы.

8)    С 1-го Октября 2021 года до 30 Ноября  2021 года утвердить новые Штатные расписания  Администраций муниципальных районов города Москвы.

  4-й этап 2021-2022гг.

9)    В период с 1-го Ноября по 31 Декабря 2021 года принять на работу в Администрации муниципальных районов города Москвы сотрудников префектур города Москвы с учётом профессионального профиля работы на прежней должности, с сохранением всех трудовых и социальных гарантий предусмотренных действующим законодательством и «Трудовым Кодексом» Российской Федерации.

 

  5-й этап 2021-2022гг.

 

10)                   а) С 1-го января 2022 года до 30 марта 2022 года разработать необходимые поправки в Федеральный Закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».   С 1 Апреля 2022 года до 30 Мая 2022 года внести и принять необходимые поправки в «Избирательный Кодекс» города Москвы о проведении в декабре 2022 года в городе Москве выборов депутатов Советов депутатов муниципальных районов города Москвы, сроком на 5 лет. С 1-го января 2022 года до 30 марта 2022 года разработать, внести и принять необходимые поправки в Федеральное Законодательство о выборности мировых судей населением муниципальных районов города Москвы сроком на 5 лет. Провести в декабре 2022 года в городе Москве выборы

мировых судей в муниципальных районах города Москвы, (одновременно с выборами депутатов Советов депутатов Муниципальных районов города Москвы) сроком на 5 лет.

 

  6-й этап 2023г.

 

11)  С 1-го Января 2023 года до 30 марта 2023 года подготовить законодательную базу для расширения полномочий органов местного самоуправления в городе Москве. Наделить органы местного самоуправления в городе Москве полномочиями по созданию Муниципальных предприятий и организаций. Подготовить законодательную базу с внесением поправок в Налоговый Кодекс РФ для определения условий для сбора налогов с муниципальных предприятий и организаций, с дальнейшим направлением собранных налоговых средств на нужды муниципального района, на содержание муниципальных детских учреждений, на содержание муниципальных социальных служб, на содержание муниципальной инфраструктуры и систем жизнеобеспечения жилого фонда муниципального района.

 

  7-й этап 2023г.

 

12) С 30 марта 2023 года, до 30 Мая 2023 года подготовить законодательную базу для передачи в оперативное управление Администрациям муниципальных районов города Москвы:  государственные учреждения здравоохранения (взрослые и детские больницы, взрослые и детские поликлиники, родильные дома, подстанции «Скорой медицинской помощи»), учреждения дошкольного и среднего школьного образования, учреждения высшего образования, учреждения социальной защиты населения, МФЦ – «Многофункциональные Центры», государственные организации осуществляющие содержание, эксплуатацию и ремонт жилого фонда, государственные организации осуществляющие содержание и ремонт улично-дорожной сети, государственные организации осуществляющие благоустройство территорий муниципальных районов города Москвы, районные ОВД – (районные «Отделы Внутренних Дел») МВД РФ по городу Москве, Пожарные Депо – подразделений МЧС России по городу Москве.

Конец документа.

__________________________________________________________________

Пресс-служба фракции КПРФ в Московской городской Думе.

 

 

 

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *