По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса».
В ближайшие три года экономика России будет переживать сильный спад. Это следует из доклада ЦБ о денежно-кредитной политике (ДКП), опубликованном 1 апреля.
Базовый сценарий при этом выглядит так. В 2019-м темпы роста ВВП снизятся до 1,2−1,7% — против 2,3% в 2018 году. Нижней точки — 1% год к году — рост достигнет в первом квартале 2019 года. Потом плавное и очень небольшое повышение темпов роста будет происходить до четвертого квартала 2020-го — до 2,7−2,8%, после чего снова ожидается некоторое снижение. Первого эффекта от реализации нацпроектов ЦБ ожидает в основном после 2021 года — за пределами горизонта прогноза.
Такой прогноз идет вразрез с бодрыми реляциями Росстата. В день выхода доклада ЦБ статистическое ведомство, в свою очередь, выпустило сводку о структуре ВВП по потреблению за 2018 год. В ней оценка роста ВВП в первом квартале 2018 года поднялась с 1,3% до 1,9%, а в третьем квартале — с 1,5% до 2,2%.
Росстат заявил, что уточнил показатели роста после получения новых данных из Сибири, где в рамках проекта НОВАТЭКа осуществляется строительство завода «Ямал СПГ» стоимостью 27 млрд. долларов.
Тем не менее, аналитики ЦБ этого оптимизма не разделяют. Как следует из текста доклада, Банк России видит внешние угрозы росту в «торговых войнах», внутренние — в «нехватке производственных мощностей в ряде производств» и «ограничениях со стороны транспортно-логистической инфраструктуры». Снижение темпов роста после 2021 года в моделях ЦБ также объясняется низкой инвестиционной активностью.
По сути, Банк России считает рост 2018 года обусловленным случайным набором факторов. И не ждет от «бюджетного правила», макростабилизации и нацпроектов очевидных результатов до 2021 года.
Заметим, в довольно мрачном свете видит будущее и Сбербанк. 28 февраля он ухудшил прогноз курса рубля на ближайшие два года. Как ожидают аналитики, в 2019 году доллар будет стоить 68,5 рубля, в 2020 году — 69 рублей. Инфляция по скорректированному прогнозу будет варьироваться между 4,8 и 4% в 2019—2020 годах соответственно.
Что симптоматично, Сбербанк скорректировал прогноз курса в сторону снижения второй раз за три месяца. В предыдущем прогнозе, представленном в декабре, Сбербанк ожидал, что в ближайшие два года доллар будет стоить 65−70 рублей.
Наконец, спада в экономике РФ ждут западные экономисты, опрошенные Bloomberg. Согласно медианной оценке их мнений, рост экономики России за последние три месяца 2018 года составил 2,2%. «Возможно, это самый быстрый рост, начиная с третьего квартала 2017 года, но, вероятно, он был вызван повышением экономической активности до повышения налога на добавленную стоимость в январе. Поэтому вряд ли он продолжится в этом году», — резюмирует агентство.
В качестве модельного оно приводит мнение эксперта по России из лондонского Bloomberg Economics Скотта Джонсона: «Во второй половине года экономика РФ утратила динамику, и это ослабление продолжилось в 2019 году с учетом сокращения потребительского спроса из-за повышения цен».
Как в реальности выглядят перспективы российской экономики?
— Снижение темпов роста до 1% ВВП означает, что возникают уже серьезные вопросы к устойчивости выполнения государством своих обязательств перед гражданами — например, по пенсионной системе, — считает ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. — Конечно, мы можем рассчитывать на накопленные суверенные резервы. Но это ресурсы не возобновляемые, и надолго их не хватит. Чтобы повышать качество жизни и социальную отдачу, чтобы сокращать количество бедных — нам нужны темпы роста от 3% ВВП и выше.
«СП»: — Прогноз ЦБ представляется вам верным?
— Этот прогноз, прежде всего, не нов. На заседании совета директоров Банка России 22 марта, на котором было принято решение сохранить ключевую ставку, некоторые параметры прогноза уже озвучивались.
В целом, на мой взгляд, прогноз Банка России вполне адекватный. Темпы роста в 2019 году в диапазоне 1,2−1,7% связаны с несколькими факторами. И прежде всего, будет заметно снижаться вклад чистого экспорта в ВВП. Мировая экономика тормозит, и сокращение внешнего спроса ухудшает перспективы российского экспорта — будь то углеводородов или несырьевые товары.
Напомню, по оценке главного экономиста ВЭБ Андрея Клепача, рост ВВП в 2018 году составил всего 1,5% ВВП. При этом экспорт обеспечил 1% ВВП, считает Клепач. Так вот, в 2019 году таких показателей нам точно достигнуть не удастся.
Есть еще два обстоятельства, которые негативно влияют на перспективу. Это перенос на внутренние цены ослабления курса рубля, который случился в 2018 году из-за усиления секционного давления. Плюс не реализован в полной мере негативный эффект от повышения НДС на 2%.
Прибавьте сюда, что сохраняется риск разморозки цен на топливо. Кабмин так и не договорился с нефтяниками о механизме компенсации им убытков, и это встречает сопротивление в нефтяных компаниях.
Все это порождает ощущение, что Банк России в своих прогнозах еще чрезмерно корректен.
«СП»: — А как видят будущее экономики независимые эксперты?
— Точки зрения здесь разные — от 1% ВВП до 1,3% в 2019 году. Так, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) понизила и прогноз роста мировой экономики в 2019 году с 3,5 до 3,3%, и прогноз по России.
ОЭСР ожидает, что в 2019 году ВВП России увеличится на 1,4% (после роста на 2,3% в 2018-м), а не на 1,5%, как предполагалось ранее. В 2020-м ОЭСР прогнозирует ускорение темпов экономического роста экономики России до 1,5%.
Вместе с тем, эксперты ОЭСР указывают, что подорвать темпы глобального роста в среднесрочной перспективе могут сразу несколько факторов: замедление экономики Китая, ослабление европейской экономики в сочетании с ухудшением динамики торговли, мирового производства, высокой политической неопределенностью и рисками на финансовых рынках.
«СП»: — При каких условиях возможно ускорение российской экономики?
— Я вижу необходимость двух факторов: национальные проекты, плюс проектное управление. Но надо понимать: национальные проекты могут работать только в сочетании со структурными реформами, а не просто за счет роста производства и расширения выпуска товаров.
Необходимы, кроме того, инфраструктурные проекты: строительство железнодорожных магистралей, дорог, портовых терминалов.
Если мы начнем все это осуществлять, а не просто закачивать деньги в нацпроекты, и если это будет сопровождаться частными капиталовложениями со стороны российского бизнеса — экономика РФ действительно пойдет в рост.
«СП»: — Мы сейчас обсуждаем базовый прогноз ЦБ. Как выглядят два других его варианта — оптимистичный и кризисный?
— Оптимистичный — это сценарий высоких цен на нефть. В нем ЦБ закладывает несколько более высокие темпы роста по текущему году, но на горизонте 2020−2021 годов они остаются ровно теми же, что и в базовом сценарии.
Это показывает, что высокие цены на нефть больше не являются устойчивым источником экономического роста РФ.
Есть, кроме того, сценарий рисковый — связанный с падением цен на нефть ниже $ 35 за баррель. В этом случае экономика России совершенно точно окажется в состоянии рецессии. Но пока этот вариант — лишь заготовка на черный день. О нем аналитики ЦБ упоминают вскользь — без подробностей.
— Стагнация в экономике, которую предсказывает ЦБ, связана с тем, что против России ведется война санкций, — уверен декан факультета социологии и политологии финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — С другой стороны, кабмин не задействует источников внутреннего роста — во многом из-за того, что в ключевых экономических ведомствах засели либералы-монетаристы. Их больше интересует преодоление инфляции и сохранение баланса бюджета, нежели реальное положение дел в экономике. В итоге все мы, российские граждане, становимся жертвами догматичного подхода к экономической политике.
Есть еще важный момент. Определенная часть российской элиты хочет, ради спасения своих активов, договориться с Западом любой ценой. В том числе, ценой работы против собственной страны. Цель такой работы — фактически блокировать экономическое развитие России.
Комментарий редакции: Таким образом, правительственные ведомства признают, что в ближайшие годы никакого прорыва в экономике ожидать не приходиться. 1% темпов роста — это стагнация в чистом виде. Как при таком подходе решать острые социально-демографические проблемы? Как можно укреплять независимость и безопасность страны? И это — в условиях усиления международного давления на Россию! «Так позвольте», — возразят некоторые. «Свободный рынок все определит. И надо ждать у моря погоды, когда развитие станет выгодным». И такие разговоры ведутся тридцать лет. Ну и где обещанный результат? Впрочем, с финансово-экономическим блоком правительства все ясно. Не меньше вопросов возникает в адрес Кремля, который не просто назначает ультралибералов на правительственные посты, но и фактически солидаризируется с их деятельностью. При таком подходе у страны перспектив останется меньше. Причём это самая мягкая характеристика.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.