По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».
Автор статьи — Михаил Чистый
Руководство государственного унитарного предприятия (ГУП) «Мосгортранс» провоцирует… возмущение своих работников. Водителей автобусов (и не только) обязывают приобретать запчасти для средств наземного общественного транспорта за свой счёт. Надо полагать, следующим шагом администрация вменит в обязанность наёмных работников осуществлять самим ремонт инфраструктуры и обустраивать её. Уже сегодня начальство внушает подчинённым, что все силы должны быть брошены исключительно на это. Ради нормального технического состояния транспорта рабочие, оказывается, должны жертвовать своей зарплатой, своим отдыхом, своим здоровьем. Может быть, в самую пору существенным образом повысить уровень заработной платы московским водителям, чтобы они могли и запчасти приобретать, и жить нормально? «Что вы?! Ни в коем случае!» — начинают вопить защитники капиталистического жизнеустройства.
ЧТО ЖЕ ПОЛУЧАЕТСЯ? Права на справедливую оплату труда работники не имеют, но зато обязаны гробить своё здоровье! Да, именно так и происходит. Как ещё можно квалифицировать факт произвольного превышения рабочего времени? Между тем водители «Мосгортранса» ежемесячно перерабатывают по 70 часов. А положения трудового законодательства, регламентирующего продолжительность рабочей недели, чиновники и определяющая их поведение власть фактически отбросили как ненужный хлам.
Ради чего водители должны терпеть мучения? Во имя поддержания качественного технического состояния наземного транспорта Москвы? Но давайте обратим внимание на подход «Мосгортранса» к данной проблеме. При сдаче автобуса на стоянку либо на ремонтную базу водители периодически пишут о технической неисправности подвижного состава. В частности, они обращают внимание на неисправное состояние тормоза, ручника и т.д. Однако руководство предприятия, как правило, кладёт под сукно их заявления. Объяснение простое: техническая модернизация инфраструктуры представляет собой затратное мероприятие. А работодатели, напротив, стремятся к получению «больших денег» в краткосрочной перспективе при одновременной минимизации затрат. «Зачем вкладывать средства в безопасность? — рассуждают иные чинуши. — Ведь её в карман не положишь». А при сохранении существующего положения вещей деньги потекут рекой в карман работодателей.
Подобный подход неизбежно обернётся различными бедствиями для населения. Именно так уже и происходит в настоящее время. Например, вследствие фактического отказа от модернизации столичного автобусного парка периодически происходят аварии на наземном транспорте. Так, в нынешнем году зафиксировано 20 случаев возгорания подвижного состава на линии.
Рядовые работники «Мосгортранса» не могут спокойно взирать на происходящие безобразия. Для защиты своих прав несколько лет назад водители объединились в Межрегиональный профсоюз работников общественного транспорта (МПРОТ). Активисты МПРОТа, стремясь навести порядок на предприятии, многократно обращались в столичную мэрию и другие органы государственной власти. Однако попытки добиться справедливости не возымели успеха.
В то же время профсоюзные деятели, поднимающие насущные острые проблемы, моментально подвергаются санкциям. Против них руководство «Мосгор-транса» начинает искать предлоги для вынесения подобным рабочим выговоров, лишения их денежной премии и т.д. Впрочем, можно ли было от власти капитала ожидать нечто иное?
Всё происходящее в этом государственном унитарном предприятии побуждает московских водителей активизировать борьбу за свои права и против произвола. Будучи доведёнными до отчаяния, они вынуждены прибегать к крайним мерам. Например, 28 марта 2019 года водитель автобуса Юрий Николаевич Елизаров объявил голодовку в знак протеста против политики руководства ГУП «Мосгортранс». В этот день он подъехал на своём автомобиле к входу центрального офиса транспортного предприятия, расположенного на Раушской набережной в Москве. Оплатив автостоянку, он поставил свою машину напротив входа в «Мосгортранс». Над автомобилем развевался флаг Межрегионального профсоюза работников общественного транспорта. Водитель обклеил правую сторону машины транспарантом, на котором были написаны требования к руководству «Мосгортранса» и правительству Москвы. Выражая позицию московских водителей, Елизаров требовал проведения качественного ремонта автобусов, ликвидации поборов с работников транспортного предприятия, обеспечения безопасности условий труда, прекращения давления на представителей трудового коллектива.
РАННИМ УТРОМ к офису ГУП «Мосгортранс» прибыли друзья Юрия Николаевича. Они приехали для того, чтобы выразить пролетарскую солидарность с его решительными действиями.
Одновременно на месте события оказалось немало сотрудников правоохранительных органов и частных охранных предприятий. Полицейские задержали друзей Елизарова, доставив их в ближайшее ОВД. Но дело на этом не закончилось. Сотрудники полиции совместно с работниками ГИБДД устроили многократную проверку документов Елизарова. В конечном итоге ему пытались инкриминировать проведение несогласованной публичной акции. Выходит, теперь любого, кто поставит свою машину и вывесит на ней какое-либо объявление, силовики будут рассматривать как преступника?
На месте событий находился помощник депутата Московской городской думы, член Московского городского комитета КПРФ, руководитель Межрегионального профсоюза работников общественного транспорта Юрий Владимирович Дашков. Он приехал к «Мосгортрансу», чтобы поддержать объявившего голодовку водителя. Руководитель транспортного профсоюза попытался защитить Юрия Елизарова от полицейского произвола. Он напомнил работникам органов внутренних дел, что, будучи помощником депутата регионального парламента, имеет право помогать москвичам, в том числе и водителям общественного транспорта, защищать их интересы. Тогда в ответ старший офицер полиции приказал задержать Юрия Дашкова. Работники МВД пинками загнали в автозак председателя Межрегионального профсоюза работников общественного транспорта.
Однако Юрий Александрович связался по телефону с депутатом Московской городской думы, секретарём Московского горкома КПРФ Николаем Григорьевичем Зубрилиным. Депутат-коммунист, прибыв на место события, вступил в переговоры с полицейскими. Сотрудники органов внутренних дел настаивали на том, будто Елизаров и Дашков нарушили законодательство, регламентирующее проведение уличных мероприятий. Однако Н.Г. Зубрилин доказал, что упомянутые лица не совершили никаких противозаконных действий. В конечном итоге Юрий Дашков был освобождён.
Все ужасы капиталистической эксплуатации, которые мы знали в советское время исключительно по книгам, с началом «рыночных реформ» стали суровой реальностью. Стремление капитала выжать из рабочих как можно больше, давая минимум взамен, запредельная эксплуатация наёмного труда, игнорирование требований безопасности производственных процессов — всё это подавляющее большинство народа имеет несчастье испытывать на себе практически каждый день.
Подобные процессы охватили все отрасли российской экономики. Как видим, не остался в стороне от вопиющего беззакония и московский городской общественный транспорт. И здесь надо подчеркнуть, что это — не частное, а государственное унитарное предприятие, где работодателем по отношению к наёмным работникам является не буржуа из нуворишей, а российское государство. Однако в условиях всевластия частной собственности буржуазное государство является самым крупным в стране эксплуататором. Кремлёвская власть навязывает в государственных компаниях стандарты частнособственнического предпринимательства.
Российский политический режим что при Ельцине, что при его наследнике Путине с невиданным усердием подтверждает правоту слов И.В. Сталина. А он на XIX съезде КПСС (1953 год) говорил: «Раньше буржуазия позволяла себе либеральничать, отстаивала буржуазно-демократические свободы… Нет теперь так называемой «свободы личности» — права личности признаются теперь только за теми, у кого есть капитал, а все прочие граждане считаются сырым человеческим материалом, пригодным лишь для эксплуатации. Растоптан принцип равноправия людей и наций, он заменён принципом полноправия эксплуататорского меньшинства и бесправия эксплуатируемого большинства граждан. Знамя буржуазно-демократических свобод выброшено за борт».
События в ГУП «Мосгортранс» недвусмысленно дают понять, что в настоящее время складывается политический режим, который стремится создать в Российской Федерации ситуацию, при которой преступным считается не только оппонирование власти капитала, но даже жалоба в её, этой самой власти, адрес на те или иные проблемы. Идеологи «верхних десяти тысяч» полагают, что если они до предела «закрутят гайки» и за любое проявление недовольства будут карать, то ситуация якобы стабилизируется.
Во-первых, нужна ли нам, трудящимся, «стабильность», при которой узкая кучка лиц обогащается путём обирания наёмных работников, ценой их обнищания и социальной деградации? Вопрос носит риторический характер, ответ на него очевиден. Во-вторых, события показывают, что «верхи» всё больше утрачивают способность управлять по-старому, олигархия своими действиями сама создаёт почву для взрыва общественного недовольства. Попытка отнять последнее у человека труда и заткнуть ему рот неизбежно приводит к тому, что он, осознав, какая страшная участь ему уготована, непременно возвысит свой голос против произвола и угнетения.
ТАКИХ УСЛОВИЯХ, как отмечалось на недавнем мартовском пленуме ЦК КПРФ, особое значение приобретает субъективный фактор. Только последовательная, целенаправленная и упорная борьба самих рабочих против эксплуатации человека человеком сдвинет дело с мёртвой точки. Без мощной протестной активности трудового народа об этом останется только мечтать. Сейчас не время сидеть дома сложа руки. От степени готовности каждого из нас бороться за равенство, за справедливость и против грабежа зависит будущее нашей страны и нашего народа. Если в протестных акциях участвуют единицы, власть остаётся глухой к требованиям людей. Аналогичная реакция с её стороны последует и в случае выхода на улицы сотен и тысяч граждан. Но если в протесте будут участвовать сотни тысяч человек, тогда «верхи» вынужденно пойдут на определённые уступки.
Однако активные действия, даже с участием в них миллионов, малопродуктивны, если носят разовый, эпизодический характер. История недвусмысленно свидетельствует о том, что в таких случаях рано или поздно буржуазия берёт реванш, отменяя послабления, сделанные рабочему классу под давлением его эпизодической активности. В повестку дня история всё настойчивее ставит вопрос о том, чтобы миллионы людей, выходя на улицы и площади, своей решимостью создали условия для изменения самого общественного устройства. Лозунг КПРФ — борьба за социализм.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.