По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».
Автор статьи — Татьяна Офицерова
Ежегодный отчёт правительства РФ перед Государственной думой, состоявшийся 17 апреля, прошёл, как принято говорить, в штатном режиме. Но чем больше школярского бахвальства было в словах премьер-министра Дмитрия Медведева, стоявшего на парламентской трибуне, чем больше неистребимого самодовольства излучало его улыбающееся лицо, тем безнадёжнее представлялось будущее страны. Власть слушает, но не слышит, смотрит — но не видит.
НА ОСТРОЕ, жёсткое выступление лидера КПРФ Геннадия Зюганова (публикуемое в сегодняшнем номере «Правды») председатель правительства отреагировал обтекаемыми, ничего не значащими фразами, смысл которых сводился к одному: всё останется по-прежнему, никакого перераспределения ни налоговой нагрузки, ни нефтегазовых доходов не будет. В этом — залог макроэкономической стабильности, а если выражаться конкретнее, на том и держится олигархический режим. Отвечая на критику реализации национальных проектов, Дмитрий Медведев заявил: «Здесь все правы, когда говорят, вот это там движется медленно, здесь деньги не дошли и так далее. И мы всё это слышим. Но это очевидно, это и есть развитие. Это квинтэссенция развития нашей страны». С такой логикой и рачий шаг можно назвать поступательным движением.
В ответах на вопросы парламентариев глава правительства также строго придерживался стрелки компаса, указывающей либеральный курс. Первый заместитель руководителя фракции КПРФ в Госдуме Николай Коломейцев передал озабоченность товаропроизводителей несоответствием национальных целей и задач, поставленных в указе президента, основным положениям монетарной политики Банка России, завышающего процентную ставку и удерживающего монетизацию экономики на недопустимо низком уровне. По мнению Д. Медведева, каких-либо корректировок в этой сфере не требуется.
Алексей Куринный поднял проблемы отсутствия стратегического планирования, неисполнения госкорпорациями обязанности по уплате половины своих дивидендов в доход государства, а также срыва «дорожных карт» по решению проблем дольщиков. По словам премьера, правительство не боится заглянуть за горизонт, но «ценность этих прогнозов носит достаточно условный характер» — поскольку сейчас нет директивного планирования, то и прогнозы «не должны затмевать необходимость активно сосредоточиться на работе в текущей перспективе». Суть дивидендной политики правительства заключается в гибком подходе, позволяющем инфраструктурным компаниям, у которых есть значительные инвестиционные планы, отклоняться от установленной государством планки по перечислению 50 процентов дивидендов в бюджет в сторону уменьшения. В решении проблем дольщиков премьер-министр уповает на «совместную, консолидированную работу с регионами».
Олег Смолин передал просьбу Комитета Госдумы по аграрным вопросам пересмотреть список профессий, должностей и организаций, дающий право на 25-процентную надбавку к фиксированной выплате пенсионерам с большим сельским стажем работы. Сегодня такую надбавку получают 975 тысяч бывших работников сельского хозяйства, что меньше половины тех, кто вправе на неё рассчитывать. Также депутат попросил вернуться к вопросу индексации пенсий работающим пенсионерам и в первую очередь инвалидам. За три последних года количество работающих инвалидов сократилось на 888 тысяч человек, и сейчас их численность составляет 17 процентов от числа инвалидов трудоспособного возраста. Тогда как согласно программе «Доступная среда» к 2020 году их должно быть 40 процентов, а к 2025-му — 51 процент, напомнил парламентарий решения правительства. Д. Медведев выразил готовность эту тему обсудить, но заметил, что если решение об индексации пенсий будет принято в отношении отдельной категории, то есть инвалидов, это может стать поводом для обращения в Конституционный суд РФ.
Сергей Пантелеев обратил внимание премьер-министра на реализацию постановления правительства №1432 о предоставлении субсидий производителям сельскохозяйственной техники. Подчеркнув, что этот документ является одним из наиболее эффективных, депутат выразил тревогу в связи с недостаточным уровнем его финансового обеспечения в 2019 году. Первоначально было выделено 2 миллиарда рублей, потом увеличили до 8 миллиардов, но практика последних лет показывает: для того чтобы не потерять набранный темп производства сельхозтехники, уровень господдержки её производителей через механизм субсидий должен быть не ниже 15 миллиардов рублей. Глава правительства отделался общей фразой «готовы смотреть на то, как развиваются события», но при этом заверил, что при проводимой сейчас унификации субсидий никто из производителей российской сельхозтехники не должен ничего потерять.
Председатель Комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов задал председателю правительства короткий вопрос: «Что необходимо сделать, чтобы люди не уезжали с Дальнего Востока?» Ведь, несмотря на все меры, отток населения из Дальневосточного федерального округа не прекращается — в 2018 году уехало более 20 тысяч человек. Дмитрий Медведев ответил так же коротко: «Надо выполнить все те решения, которые мы приняли». Второй вопрос депутата касался бюджетной обеспеченности селян, которая серьёзно уступает обеспеченности горожан. «Как вы относитесь к тому, чтобы 25 процентов всех инвестиционных возможностей страны и национальных проектов переориентировать на развитие инфраструктуры села?» — спросил главу правительства коммунист Н. Харитонов, упомянув, что у нас 40 миллионов гектаров брошенной земли, которую надо осваивать. «Село должно быть в абсолютном приоритете, здесь никаких сомнений нет», — сказал председатель правительства. Но если начистоту и без околичностей, то премьер-министр относится к предложению депутата-коммуниста плохо. Заметив, что на селе живёт 38 миллионов человек, то есть четверть населения страны, Д. Медведев, тем не менее, подчеркнул: «Арифметические законы, конечно, так не работают».
Не об арифметических законах, Дмитрий Анатольевич, речь, а о законах социальной справедливости. Вот они-то в России не работают.
Комментарий редакции: Как обычно, из уст председателя правительства не последовало чётких ответов на вопросы о способах решения ключевых социально-экономических проблем. Вообще то давно пора чётко сказать, что курс на дерегулирование экономики доказал свою несостоятельность. Без стратегического планирования развития экономики, без национализации стратегически важных отраслей, без защиты национальной экономики от зарубежной конкуренции не добиться ни рывка, ни модернизации, ни решения социальных проблем. Но ведь всё остаётся по прежнему. Кремль и правительство даже не намекают на готовность сменить приоритеты в социально-экономической политике. Только общие слова звучат: «приоритеты развития», «экономический прорыв», «решение социальных проблем». Но при продолжении политики «вашингтонского консенсуса» попытка вывести страну из кризиса напоминает построение дома без фундамента и без крыши.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.