Латинская Америка остаётся ареной битвы прогрессивных и реакционных сил. Несмотря на провал сценария государственного переворота, враги Венесуэлы раскачивают ситуацию путём диверсий. Ширится протестное движение в Эквадоре, чьё руководство предало завоевания предыдущего правительства.
Массы против империализма
Прошло то время, когда Вашингтон и другие члены антивенесуэльской коалиции говорили о смене режима как о почти свершившимся факте. Безупречный на бумаге план блицкрига не выдержал столкновения с реальностью. Окончательным поражением заговорщиков можно считать 6 апреля. На тот день оппозиция и её зарубежные кураторы назначали решающее наступление против законного правительства, пафосно назвав его операцией «Свобода». «Мы готовимся окончательно изгнать узурпаторов. Мадуро остались считанные дни», — хвастался самопровозглашённый «временный президент Венесуэлы» Хуан Гуайдо. Согласно задумке, на улицы столицы и других городов должны были выйти массы возмущённых граждан, а создаваемые на местах «комитеты помощи свободе» — взять власть в свои руки.
В реальности митинги оказались малочисленными и померкли на фоне «антиимпериалистического марша» — демонстраций в поддержку суверенитета страны. Участие в них приняли свыше 5 миллионов человек. «Улицы принадлежат народу, а не олигархии! — заявил президент Николас Мадуро. — Мы прошли через тяжёлые испытания, но по-прежнему готовы противостоять империализму! В постоянной мобилизации мы продолжим защищать мир и национальную независимость».
В отличие от большинства других стран, народ в Венесуэле — не пассивная масса, которой предоставлено право выражать волю исключительно во время выборов. Простые граждане участвуют как в местном управлении (с помощью «боливарианских комитетов»), так и в защите страны. Сегодня 2,1 миллиона жителей состоят в боливарианской национальной милиции — добровольном народном ополчении. Как сообщил 14 апреля Мадуро, в ближайшее время оно получит конституционный статус как часть вооружённых сил, а его численность будет доведена до 3 миллионов. «Это сознательная сила народа, настроенного защищать родину», — подчеркнул президент.
Положение Хуана Гуайдо становится всё более шатким. В конце марта генеральное контрольное управление лишило его должности главы парламента, а также запретило в течение пятнадцати лет занимать любые государственные посты. Основаниями для декрета стали участие Гуайдо в коррупционных схемах, попытка узурпации власти и сговор с иностранными правительствами в ущерб интересам страны.
Антигосударственная суть политики Гуайдо и его окружения настолько очевидна, что отталкивает даже бывших сторонников оппозиции. Нет единства и в Группе Лимы — международной организации, ставящей своей целью смену власти в Каракасе. Ряд её членов, например, Мексика и Перу, назвали неприемлемыми угрозы военной агрессии и выступили за дипломатическое решение. Чтобы не допустить окончательного распада антивенесуэльского альянса, госсекретарь США Майк Помпео 12—15 апреля совершил турне по странам региона. За эти дни он успел побывать в Колумбии, Перу, Парагвае и Чили. В столице последней с участием Помпео состоялся саммит Группы Лимы. По инициативе Вашингтона была принята резолюция, содержащая призыв к «восстановлению демократии», а также осуждающая «иностранное вмешательство» в дела Каракаса. Что-либо циничнее придумать трудно. Государства, напрямую нарушающие суверенитет страны, озаботились приглашением властями Венесуэлы специалистов из России и Китая. Небольшие группы экспертов, изучающие причины энергетического кризиса, вызывают у противников Каракаса жгучее раздражение.
Не сильно надеясь на возможности оппозиции, США оказывают на правительство Мадуро давление с помощью прямых угроз и диверсионных актов. Как недавно заявили в администрации Дональда Трампа, «дипломатические варианты иссякают, и это приводит нас к тому, чтобы усилить экономическое воздействие, а также задуматься о применении военной силы». В соответствии с этим курсом Вашингтон буквально каждую неделю вводит новые санкции. Их цель — полностью лишить Каракас доходов от продажи нефти. 5 апреля в санкционный список были внесены две компании и свыше трёх десятков судов государственной нефтегазовой компании. Спустя неделю этот перечень был расширен за счёт ещё нескольких компаний и танкеров, причём не венесуэльских, а итальянских, греческих, панамских и др. По утверждению минфина США, все они причастны к экспорту нефти из Боливарианской республики. А 17 апреля стало известно о санкциях против Центрального банка Венесуэлы.
Но главная ставка делается на искусственное провоцирование хаоса путём разрушения экономической инфраструктуры. За последний месяц страна столкнулась с несколькими крупными авариями в энергетике. Как заявили в правительстве, причиной стали целенаправленные кибератаки на системы генерации и распределения электроэнергии. В этом нет ничего удивительного. Ещё в 2010 году сайт «Викиликс» опубликовал документы центра прикладных ненасильственных действий и стратегий. Эта организация со штаб-квартирой в Белграде получает финансирование от американского Национального фонда демократии и занимается подготовкой политических активистов со всего мира. Стажировку здесь проходили и члены оппозиционных движений из Венесуэлы. Для них была разработана специальная «методичка», включающая рекомендации по антиправительственным действиям. Наибольший интерес представляет пункт, касающийся подрывных актов против энергосистемы. «Потенциальный коллапс сектора может стать поворотным моментом для катализации общественных потрясений», — указывается в документе. Особое внимание предлагалось обратить на крупнейшую в стране ГЭС «Гури». Советы пригодились спустя десятилетие: именно с диверсии на этой станции началась череда массовых отключений.
Измена в Кито
Удивительным образом «Викиликс» и его основатель Джулиан Ассанж именно в эти дни оказались в центре всеобщего внимания. Вызвав своими разоблачениями гнев мировых элит, журналист и программист семь лет скрывался в посольстве Эквадора в Лондоне и даже успел получить гражданство латиноамериканской страны. Этот жест доброй воли доказал независимость внешней политики Кито. С победой на выборах Рафаэля Корреа Эквадор провозгласил ориентацию на антиимпериализм и социализм XXI века.
Преемник Корреа Ленин Морено пришёл к власти под лозунгами продолжения этого курса. Поэтому выдача Ассанжа британским властям вызвала вал недоумённых комментариев и обвинений в предательстве. Предательство действительно имело место — только произошло оно намного раньше. Сразу после официального вступления в должность Морено принялся выдавливать из органов власти сторонников предшественника. Кто-то ушёл сам, а кого-то, как, например, вице-президента Хорхе Гласа, арестовали по срочно состряпанным обвинениям в коррупции. Рафаэля Корреа, живущего в Бельгии, тоже пытались бросить за решётку, для чего был сделан запрос в Интерпол. Неудача этой задумки вынудила власти пойти по другому пути: с помощью референдума они лишили экс-президента возможности повторно баллотироваться в руководители страны.
Новое окружение Морено состоит из ставленников крупного бизнеса. Например, министр экономики и финансов Ричард Мартинес до своего назначения работал главой эквадорского делового комитета — главного защитника интересов местного капитала — и выступал против социальных реформ Корреа. Ярым приверженцем либеральных взглядов является и вице-президент Отто Сонненхольцнер, прежде занимавшийся строительным бизнесом. Переход Морено в правый лагерь был оформлен на съезде правящей партии «Альянс ПАИС» в августе прошлого года. Оставшись её руководителем, президент добился полного изменения программных установок. Они очищены от любых упоминаний о социализме и антиимпериализме. Главным принципом политического курса провозглашён «диалог со всеми силами, интеграция и современный прогрессизм».
За этими словами скрывается капитуляция перед денежными мешками. В Эквадоре запущена приватизация национальной корпорации связи и института социального обеспечения. Резко сокращены государственные субсидии на бензин, частным банкам разрешён неограниченный вывоз капитала. Кроме того, правительство объявило о намерении повысить пенсионный возраст.
Толчок к полномасштабным либеральным реформам дало соглашение с Международным валютным фондом, заключённое в конце февраля. В обмен на предоставление финансовой помощи объёмом 4,2 миллиарда долларов власти взяли на себя ряд обязательств. Во-первых, будет реформирована налоговая система. Бремя фискальных выплат переносится с богатых слоёв на средние и бедные, чему служит замена прямых налогов косвенными, а также ликвидация налога на операции с иностранной валютой. Во-вторых, глубокому пересмотру подвергнется трудовое законодательство. Максимальная продолжительность испытательного срока в частном секторе будет увеличена с трёх месяцев до двух лет, что повысит возможность сверхэксплуатации трудящихся. Под предлогом выравнивания зарплат в государственном секторе будет произведено сокращение окладов. По словам Ричарда Мартинеса, данные меры повысят конкурентоспособность бизнеса, а гибкость и дерегулирование трудовых отношений пойдут на пользу работодателям и инвесторам. В-третьих, планируются резкое сокращение госрасходов и отмена нормы о перечислении средств Центробанка в бюджет страны. Это лишь повысит зависимость Кито от иностранной помощи и западных держав.
Чернила на кабальном договоре не успели просохнуть, а простые граждане уже ощутили на себе его губительные последствия. За последние недели уволены свыше 10 тысяч работников бюджетной сферы, 3,5 тысячи из них — сотрудники системы здравоохранения. Сдача позиций происходит и на внешнеполитической арене. Это доказали и выдача Ассанжа, и присоединение Кито к хору противников законного правительства Венесуэлы. Легитимность Гуайдо в качестве «временного президента» кабинет Морено признал одним из первых.
Неолиберальный разворот эквадорских властей обернулся массовыми протестами. Их организатором является движение «Гражданская революция». Оно создано бывшими членами «Альянса ПАИС», несогласными с его правым дрейфом. «Мы против передачи власти олигархам, коррупции и распродажи народной собственности, — говорит один из руководителей организации Рикардо Патиньо. — Мы не позволим уничтожить социальные завоевания целого десятилетия!»
Депутаты от «Гражданской революции» объявили о начале процедуры отстранения президента. Поводом стал коррупционный скандал, связанный с «откатами» иностранных фирм. Миллионы долларов переводились на счета зарегистрированных в Панаме и Белизе офшорных компаний, владельцем которых является брат президента — Эдвин Морено. Достоянием общественности стали и расходы президентской семьи, позволяющей себе такие «скромные» причуды, как покупка роскошных особняков в Испании. Ещё один скандал связан с утечкой переговоров главы МВД Марии Паулы Ромо со спикером парламента Элизабет Кабесас, на которых обсуждалось, как не допустить создания депутатской комиссии по расследованию коррупции.
Признаков близкого краха правительства Морено всё больше. Согласно опросам, его работу одобряют лишь 26,8 процента жителей, при этом в доверии лично президенту признались 17 процентов граждан. На прошедших 24 марта местных выборах «партия власти» потерпела сокрушительное поражение. Количество контролируемых ею провинций снизилось с десяти до двух, а кандидаты в мэры от «Альянса ПАИС» победили только в 29 городах из 221.
Создаётся впечатление, что руководство Эквадора сознательно ведёт дело к политическому коллапсу. В этом случае велик риск возвращения к власти откровенно реакционных сил, тем более что кабинет Морено делает всё для недопущения консолидации левого фланга. «Гражданской революции» под надуманными предлогами отказывают в регистрации, так что на последних выборах её кандидаты были вынуждены выступать от имени другой политической организации. Но оппозиция не отказывается от борьбы: очередные массовые акции намечены на 1 мая.
События в Эквадоре обращают внимание на слабые места прогрессивных режимов Латинской Америки. И дело здесь не только в сбоях кадровой политики, позволяющих скрытым врагам подниматься на вершины властной иерархии. Главная опасность — недостаточно глубокие социально-экономические преобразования. Сохранение мощного частного бизнеса ограничивает возможности левых правительств и облегчает реванш правых. Даже в Венесуэле 79 процентов рабочей силы сосредоточено в негосударственном секторе, последний формирует почти 60 процентов валового национального продукта, четыре из пяти крупнейших банков являются частными. Инструменты планирования в этих условиях ограничены сферой распределения и почти не затрагивают область производства и финансов. Без радикального пересмотра курса латиноамериканскому социализму XXI века грозит дальнейшее отступление.
Сергей КОЖЕМЯКИН, политический обозреватель «Правды».
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.