«Во многих регионах России для сохранения положительной динамики роста заработных плат пошли по другому пути — некоторые категории младшего медицинского персонала перевели на аутсорсинг», — говорит эксперт.
В результате, зарплата этих сотрудников либо осталась прежней, либо стала выше из-за перевода на другие должности, что в целом дало положительную динамику.
Сопредседатель профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновалрассказал «СП», что зарплаты, которые обозначаются при размещении вакансии, обычно бывают завышены.
— Нередко возникает ситуация, когда врач, приехав в сельскую больницу на обещанные деньги, получает в два раза меньше.
«СП»: — Почему цифры, озвучиваемые с высоких трибун, отличаются от реальных?
— Фактически произведена подмена понятий: зарплата и средняя зарплата. То, что называется средней зарплатой, скорее надо назвать средним заработком. Эта статистика ведется из расчета не на ставку. А на физическое лицо. Соответственно, сюда попадают все переработки, сверхнагрузки, совместительство, совмещение, когда люди работают на две ставки по совместительству и еще какую-нибудь работу совмещает, то есть фактически с тройной нагрузкой работает. И это все называется его средней зарплатой.
В большинстве случае средние цифры, которые называют чиновники, отчитываясь по майским указам, достижимы при работе примерно на две ставки и то не всегда. И тогда возникает вопрос: насколько ставок должны работать люди, которые получают больше? Это технически невозможно. Видимо, такие деньги получают представители администрации работодателя и приближенные к ним работники.
Есть отдельные группы врачей, связанные с оказанием высокотехнологической помощи, там действительно серьезно повышенная зарплата. Но подавляющее большинство медицинских работников таких денег не видят, для них это астрономические суммы.
Исключение составляет Москва, где огромные финансовые возможности. Здесь хоть и не у всех, но в целом зарплаты действительно высокие. Меньше 100% от средней по региону врач не получает.
«СП»: — А что происходит со средним медперсоналом?
— Такая же история, но в гипертрофированных масштабах. Чиновникам и администрациям медучреждений надо отчитываться о высокой зарплате, но достаточно средств не выделяется. При этом зарплата не является защищенной строкой расходов, а «варится» в общем котле доходов медучреждения, соответственно, если больше денег ушло на зарплату, значит меньше осталось на медикаменты и прочее.
Руководству медучреждений, которое стремится сэкономить, выгоднее, чтобы сотрудников было меньше, ставки не заполнялись, а то и сокращались. Работники вынуждены перерабатывать, беря совместительство (это в дополнительное рабочее время) или совмещение (в основное рабочее время). В целом на физическое лицо зарплата растет, при этом на ставку остается той же. А отчетность получается более «красивая» и близкая к целям майских указов и региональных дорожных карт. Все это наносит удар по кадрам и пациентам.
«СП»: — А младший медперсонал?
— История еще более шокирующая. Им по майским указам также установили 100% от средней по региону, как и среднему медперсоналу. С самого начала это вошло в противоречие как с самими законодательными принципами оплаты труда, так как за труд более высокой квалификации и сложности зарплата должна быть выше. У среднего медперсонала возник вопрос, почему им платят как санитаркам?
В результате стали младший медперсонал переводить в уборщицы, чтобы лишить их статуса медработников, чтобы на них не распространялись майские указы. Кроме того, они еще лишались и дополнительного отпуска, который полагается медработникам, лишили доплат за вредность, хотя их функции остались прежними. Чаще всего это происходит с грубейшим нарушением законодательных норм.
В том же Анжеро-Судженске были подразделения, где оставили ноль санитарок. Один из примеров — это онкологическое отделение, где всегда, как минимум, 4−5 тяжелых пациентов, которые нуждаются в постоянном уходе. Их надо мыть, переворачивать и многое другое. Здесь просто необходима младшая медсестра. Только, когда мы заставили главврача встретиться с профсоюзным активом, вернули, и то лишь две должности санитарок, что не обеспечивает даже круглосуточного поста. Там должно быть 4,75 ставки. А в роддоме оставили двух санитарок в родильном зале (а было 8 младших медсестер и 8 санитарок), где тоже надо минимум 4,75 ставки, заявив, женщины уже рожают только днем и будут рожать только днем!
«СП»: — Что говорит прокуратура?
— Периодически она вмешивается, но, как правило, цепляется за формальное нарушение процедуры сокращения. Я не вижу пока принципиальной позиции прокуратуры, госинспекций труда, Росздравнадзора, который должен следить за соблюдением оказания медицинской помощи, штатными нормативами, утверждаемыми Минздравом.
В том же Анжеро-Судженске мы направили заявления во все инстанции, прошло больше месяца, но до сих пор ни ответа, ни привета. Ощущение, что все договорились ничего не делать. Сейчас будем направлять выше жалобы на бездействие должностных лиц. Зампрокурора Кемеровской области выезжал и обещал разобраться. Будем следить.
«СП»: — Давление на профсоюзы оказывается?
— Если речь об Анжеро-Судженске, то всех членов профсоюза прогнали через сеть инквизиторских бесед, их дергают с работы, их вызывают к главному врачу, говорят, что они ничего не добьются, их уволят и так далее. Давит мэр города. На прошлой неделе начались угрозы, что пострадают семьи. Давление огромное. При этом работодатель так и не предоставил нормативные акты, должностные инструкции и так далее. В последние дни вроде угроз не поступало.
«СП»: — Какие-то акции планируются в связи с этой ситуацией?
— Сейчас мы сосредоточены на подготовке второй волны обращений в надзорные органы, губернатору, в администрацию президента, Минздрав России. И готовимся к юридической защите, если людей уволят. И далее, возможно, будет всероссийская акция протеста по этой теме.
Комментарий редакции: Обращаем внимание на откровенно циничные и хамские высказывания чиновников о якобы имевшем место «опорочиванию» Кузбасса теми, кто борется за свои права. Каково? Людей угнетают, ходят по ним сапогами, фактически выкидывают ан улицы, они в ответ заявляют о своих правах. А им смеют говорить, что они якобы кого-то позорят! Нет, господа. Порочите регионы именно вы, представители «элиты», своей людоедской политикой. Наступление на социальную сферу приводит к разрушению человеческого потенциала, к снижению доверия народа к власти. Всё это накладывает отпечаток на восприятие всеми остальными. Однако правящие круги не желают об этом даже слышать. Ведь карманы свои и их социальной опоры в лице буржуазии им милее, чем благосостояние народа. Поэтому проще свалить всё на трудящихся, которые якобы зажились. Вообще за подобные деяния надо тащить на допрос в прокуратуру, где чиновники, отнявшие у народа социальные гарантии и оскорбляющие всех, кто выступает против произвола, должны объясняться перед следователям на предмет нарушения основ Конституции Российской Федерации, провозглашающей Россию социальным государством. Однако власть принадлежит капиталу. И он не будет подыгрывать людям труда. Поэтому у народа один выход — объединяться и бороться против грабежа, не обращая внимания ни на угрозы, ни на репрессии, ни на увольнения. Чем больше выйдут на улицы, тем больше шансов, что ситуация разрешиться в пользу трудящихся.