Премьеры, которые огорчают и возмущают

Премьеры, которые огорчают и возмущают

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».

Автор статьи — Владимир Талисманов

Вы не забыли, что на дворе у нас нынче Год театра?

Но странно как-то складывается он. Едва отшумело праздничное всероссийское открытие в зале Ярославского академического театра имени Фёдора Волкова, начатое выступлением президента страны, как из министерства культуры РФ выпархивает поразительная идея: слить этот Волковский театр (между прочим, старейший профессиональный в России!) с Александринским в Санкт-Петербурге. Расстояние — многие сотни километров, а их вдруг… объединить.

Право, не было никогда и нигде ничего подобного! Ну а разве можно припомнить что-нибудь похожее на расправу с народной артисткой СССР Татьяной Дорониной, более тридцати лет возглавлявшей один из ведущих российских театров — Московский Художественный академический имени М. Горького? Расправились тоже по приказу министра культуры и тоже, получается, в ознаменование Года театра…

Возмущению зрителей, всей душой любящих МХАТ и прославленного руководителя его, не было и нет предела. Оно вылилось в поток писем, часть которых публиковала «Правда».

Зрители обращаются и к президенту России. И что же? Отвечают на все их письма (от имени президента?) из того же министерства культуры. Причём, отвечая, просто-напросто лгут. Вот строки этой стандартной отписки, дословно повторяющейся с подписями разных должностных лиц:

«В настоящее время Татьяна Васильевна Доронина возглавляет Московский Художественный академический театр им. М. Горького (далее — театр) в качестве Президента, а также продолжает свою деятельность в качестве актрисы. Структурные изменения в театре осуществлены в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в том числе полномочиями руководителя в целях совершенствования организационно-хозяйственной деятельности театра. Данные меры не затрагивают творческой деятельности Т.В. Дорониной».

Очень даже затрагивают! До такой степени, что она в течение последних месяцев из-за нанесённой ей душевной травмы и соответствующего состояния здоровья не может заниматься ни творческой и никакой другой деятельностью. А уж писать, что она ВОЗГЛАВЛЯЕТ МХАТ им. М. Горького в качестве Президента, — это ложь запредельная.

Да, такая должность ей предложена, однако фактически она фиктивная и реально возглавлять МХАТ, конечно же, не позволяет.

Реально художественным руководителем и директором МХАТ им. М. Горького стал Эдуард Бояков. Совершенно не подходящая для такой роли фигура! Об этом убедительно свидетельствуют и первые результаты его работы на ответственном посту, первые выпущенные при нём премьеры, чему «Правда» уже посвятила свою статью (см. «Прощай, МХАТ? Или всё-таки простимся с Бояковым…» — в №46 за 26—27 апреля с.г.).

Сегодня продолжим тему откликами зрителей и заметками театральных критиков. Судя по всему, для многих происходящее в МХАТ и вокруг него остаётся остро волнующим.

Виктор КОЖЕМЯКО,

обозреватель «Правды».

Зрители кричали: «Позор!»

В переживающем свою трагедию знаменитом русском театре — МХАТ им. М. Горького 19 апреля с.г. состоялся премьерный показ спектакля «Последний герой». Это представление по тексту, написанному неким, ранее не известным московскому зрителю Тимофеем Зиновьевичем Ильевским, «творящим» под псевдонимом «Иван Крепостной». Ещё в феврале преданным зрителям МХАТ удалось раздобыть первоначальный текст г-на Ильевского. Именно «текст», а не пьесу, так как графоманские потуги этого автора, напичканные мерзопакостным матом, назвать пьесой язык никак не поворачивается. Вот «На дне» — это пьеса, «Вишнёвый сад» — тоже пьеса. Но можно ли поставить в один ряд с ними любое бумагомарание?

ЗРИТЕЛИ ТОГДА подняли тревогу: обратились во множество инстанций с просьбой прореагировать на то, что новопоставленный директор-худрук МХАТ им. М. Горького г-н Бояков собирается втащить на сцену Художественного театра.

По-видимому, наши старания возымели некоторое действие: Бояков клятвенно пообещал, что пьесу доработают и мы, дескать, будем прямо-таки счастливы.

Ставить спектакль поручили г-ну Маликову, выпускнику вуза, готовящего режиссёров театрализованных представлений и праздников для домов культуры. Доселе Маликов был известен в основном спектаклем «Большая жрачка» в театре Боякова «Практика». Эту поделку, наполненную отборным матом и изображениями половых актов, интернет хранит в записи.

Словом, был у Маликова весьма своеобразный опыт. Естественно, актёры МХАТ были озадачены, что их, выпускников ведущих театральных вузов, переучивают играть люди, не имеющие ни актёрского, ни режиссёрского образования, ни достижений в драматическом театре и кино. Апофеозом этих репетиций стала просьба «добровольно» раздеться догола, ибо, по задумке режиссёра, это раздевание — аллегория России, раздетой в 1990-е годы… Зрители опять были вынуждены привлечь внимание общественности к такому безобразию…

* * *

Дальше, как и положено, за два месяца на официальном сайте МХАТ им. М. Горького началась продажа билетов на новый спектакль. Наблюдение показало, что за неделю до премьеры было продано всего несколько десятков билетов из 1370! Как же так?! Ведь основной претензией министра культуры к прежнему руководству театра была именно недостаточная заполняемость зала. Для повышения заполняемости, по официальным заявлениям, и был призван «выдающийся театральный продюсер и менеджер» г-н Бояков, основным успехом которого считается организация премии «Золотая маска» — «чудовищно сложное» мероприятие по раздаче премии с ориентацией на весьма сомнительные для нормальных ценителей искусства критерии.

Как же это, повторю свой вопрос: такой профессионал — и такой чудовищный провал? И при выборе материала для постановки, и при её осуществлении! Кто же виноват? Злодеи-злопыхатели? Молодые актёры, которым было объявлено, что «всё из-за того, что они плохо играют»? Империалисты? Верная «доронинская рать», не давшая выпустить на сцену своего любимого театра густой мат и отвратительные скабрёзные словечки?

Нет, на самом деле причина — в чудовищном непрофессионализме постановщиков, в отсутствии профильного образования и достойного опыта работы, в отсутствии понимания задач НАСТОЯЩЕГО театра, запросов зрителей, избравших МХАТ для себя как место получения новых знаний и очищения души жизнеутверждающими спектаклями.

Признавать и показывать всем (в том числе министерству) явный провал новые руководители не решились. И вот за неделю до премьеры начали усиленными темпами раздавать БЕСПЛАТНЫЕ приглашения и пропуска в бюджетные учреждения Москвы. Автор этих строк встретил своих бывших коллег — сотрудников одного из вузов Москвы, которым в большом количестве передали такие бесплатные пропуска на премьеру. Так и начали показ нового спектакля — с минимальным количеством проданных билетов и с абсолютным большинством розданных приглашений и пропусков. В фойе и зале всех встречал фотограф: новым руководителям был необходим фотоотчёт о грандиозной заполненности зала! Привозили на премьеру и автобусами, как на голосования-«карусели».

Перед началом спектакля человек, отвечающий ныне за связи театра с общественностью, угодливо, как официант, подносил программки журналистам, которым были заказаны хвалебные отзывы на премьеру. К слову, одна газета перестаралась с заданием так, что выпустила статью о премьере… на день раньше оной!

* * *

Спектакль начался. Перед закрытым пожарным занавесом зрителям предстала следующая картина. На авансцене лежал пьяный человек — сын главного героя, старика 77 лет, военного в отставке. Далее появились некие бандиты, которые пытались размозжить молотком голову лежащему. Главный герой, угрожая пистолетом, бандитов прогнал. И тут я вспомнил про программку: на ней красовался возрастной ценз «12+». Значит, по мнению Боякова, изображение сцены жестокого убийства — это для 12-летних детей?

Но дальше пошло ещё «лучше». Поднялся технический занавес, и перед зрителями открылась сцена, заполненная актёрами, изображающими тряску: наверное, кто от наркотической ломки, кто от алкогольного похмелья.

Последовала и безвкусная какофония «народных сцен»: молодые актёры, разодетые во всё, что удалось найти на складе костюмов МХАТ, проносят по кругу знамёна, модели самолётов, вещи из быта советских людей и так далее. Вероятно, это должно было поразить зрителя «глубиной режиссёрской находки». Но ведь любая подобная «находка» должна быть дополнением к чему-то содержательному, а в данном случае — бездарный, пустой текст, который никак не удалось «украсить».

Ну а кто же оказался тем самым «последним героем», который, по словам г-на Боякова, есть «герой прямого действия, человек, который отвечает за выживание социума»? Вероятно, у нас с г-ном Бояковым разные представления о героях. Для меня герой — тот, кто, не задумываясь, бесстрашно рискует или жертвует своей жизнью ради других. Например, мой дед, ушедший на фронт через два дня после того, как ему исполнилось 17 лет, или Юрий Гагарин, или парни из спецназа, спасавшие детей в Беслане.

А для Ильевского, Боякова и Маликова (такое складывается впечатление) герой — это человек, решивший поиграть в игру и подложивший в тоннель петарды, которые, взорвавшись, убили парня, а девушке разворотили живот до кишок. Герой? Равняться на таких героев? Как это понимать? Очередная подмена понятий, девальвация высокого звания «герой». Такой вычисткой памяти усиленно занимаются наши нынешние заокеанские «партнёры», как раз через подмену понятий в кино, театре, литературе. Вот уж и убийца — герой.

Текст Ильевского чудовищно беден. Чудовищно! Примитивные диалоги, наполненные бытовыми подробностями. Скажем, про то, как «живот болит» (исправленная сценическая версия про «месячные»). Текст больше походит на самодеятельную школьную пьесу, которую сочинили «в каморке, что за актовым залом». В настоящих театральных пьесах есть и завязка, и кульминация, и развязка, и мораль. В этом тексте — ничего. Спектакль неожиданно прерывается. Такое впечатление, что ни автор, ни режиссёр не смогли придумать финал.

* * *

Поклоны. Зрители терпеливо дождались, пока их любимые актёры, которых собрала и выпестовала народная артистка СССР Татьяна Васильевна Доронина, скроются за занавесом: уж больно не хотелось их расстраивать. Но как только занавес закрылся, зрители со всех концов зала начали кричать: «ПОЗОР!» Ни режиссёр, ни автор, ни «великий» директор-худрук-журналист на поклоны не вышли. Побоялись или было так нестерпимо стыдно?

Мне, признаюсь, впервые было стыдно за МХАТ. За мой самый любимый театр! За театр, в котором я со школьной скамьи! За театр, который мне школьной скамьёй оставался до 4 декабря 2018 года, когда я узнал об увольнении Т.В. Дорониной.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *