По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».
Автор статьи — Мария Панова
Младшие медицинские работники решили выступить единым фронтом против превращения их в уборщиц и приравнивания пациентов к тумбочкам.
О том, как выполняются «майские указы» президента, будущие историки будут писать диссертации. Такой изобретательности и креатива, как у российского чиновничества, пожалуй, не найдёшь нигде в мире.
КАК ИЗВЕСТНО, согласно «майским указам», подписанным главой государства ещё девять лет назад, зарплата бюджетников должна была сравняться со средней по региону, а у некоторых категорий даже превысить её. Чиновники взяли под козырёк и приступили к исполнению. «Поднять зарплату» на бумаге оказалось делом не таким уж сложным, если приложить к решению проблемы немного хитрой сообразительности. Ну не платить же, действительно, учителям и врачам больше! В ход пошли изменение методики подсчёта среднемесячной заработной платы, приписки, перевод сотрудников на доли ставок (дробление ставок) с сохранением за ними прежнего объёма работы, сокращение персонала и принуждение оставшихся работать на полторы-две ставки.
В прошлом году наконец-то «счастье» пришло и к младшему медперсоналу, которому к 2018 году «майскими указами» предписывалось довести зарплату до средней по региону. Казалось бы, ну вот, теперь заживут… Но наше чиновничество не привыкло ходить простыми путями. Оно и здесь нашло гениальный выход, как и указы исполнить, и зарплату не поднимать.
Для этого был осуществлён массовый перевод санитарок и младших медсестёр в уборщицы, то есть из медицинского персонала в технический. А ведь про техперсонал в «майских указах» ничего не было сказано! Таким образом, к середине прошлого года численность младшего медперсонала в стране удалось снизить более чем в 2 раза — с 687 тысяч до 299 тысяч человек, и в этом году процесс продолжает дальше набирать обороты. Происходит это под лозунгом экономии бюджетных средств. Ведь уборщицы получают на треть ниже санитарок да ещё и отпуск им сокращается в два раза! Наверняка за свою «рационализаторскую идею» авторы были достойно премированы…
Правда, так как чиновники судят обо всём на уровне обычного обывателя, то они представляют себе работу санитарок как людей, банально шаркающих шваброй, ну иногда выносящих «утку». Между тем, по свидетельству самих санитарок, «махание шваброй» — это лишь 10 процентов их рабочего времени, остальные 90 — уход за больными. Санитарки подмывают, переворачивают и кормят лежачих пациентов, в том числе через зонд, меняют постельное бельё и памперсы, перекладывают больных на каталку, отвозят в реанимацию или на операцию, делают с помощью спецсредств санобработку помещений, помогают врачам в психбольницах при общении с агрессивными больными и многое другое, что не входит в компетенцию простой уборщицы.
Всё это требует специальных навыков, которым санитарок обучают. Далеко не все знают, что санитарки и младшие медсёстры проходят специальные курсы с получением свидетельства. «Оптимизаторы» в упор не хотят видеть разницы между уходом за больными и уборкой помещения.
Мало того, ликвидация младшего медперсонала тянет за собой уже следующие проблемы: если некому будет выполнять нелёгкие обязанности санитарки, то они автоматически ложатся на плечи медсестёр, соответственно функции уже медсестёр из-за их нечеловеческой перегруженности приходится брать на себя врачам. Уже сейчас нередко можно увидеть, как в стационаре врач бежит мерить давление бабушке или даже везёт пациента на каталке в реанимацию, вместо того чтобы выполнять непосредственные обязанности высококвалифицированного специалиста. А в это время другие пациенты возмущаются, что не могут дозваться врача, который «невесть где прохлаждается»…
Вот как отзывается о работе своих младших по должности коллег врач «скорой помощи» из Кемерова Елена Шагиахметова: «Некоторые думают, что санитарки — это люди без вся-кого образования, которым нужна была хоть какая-то работа, и вот они стали санитарками. Или санитарами. Это глупость из разряда самых глупых. Да, в санитары попадают случайно или потому, что учатся в медколледже или мединституте. Однако санитар — не лакей с тряпкой на побегушках. Я это не из книжки знаю. В те времена, когда моя трудовая книжка ещё была почти чиста, я попала (случайно) в санитарки в инфарктное отделение ГКБ 3… Молодой санитар рано или поздно станет врачом. Или милиционером. Или преподавателем биологии. Или строителем. Это из тех, кого я лично знаю. В общем, кем-то станет. Потому что санитар — обычно молодой студент или пока не студент — вращается в больнице в таком кругу, где плохому не научат. В кругу образованных людей, которые много знают и которые заботятся о других людях. Санитар — элита этого сообщества. В больнице без санитара как без рук. Именно эти руки умывают, кормят, переворачивают и перестилают ваших родственников, когда вы на работе. Именно санитар знает, что делать с этим судном после клизмы. Что делать с этой кучей окровавленных халатов и простыней. Где лежит чистое бельё. Станет этим заниматься уборщица? Нет. Не может врач без санитара выходить больного, даже если всё сделано по стандарту. Кто этого не понимает, того к медицине на километр подпускать нельзя».
Конечно, работой санитарок в последнее время мало кто был доволен. Те, кто имел когда-нибудь дело с нашими больницами, знают, что санитарку обычно не дозовёшься (сакраментальное «вас много, а я одна»), и для того, чтобы она обратила на пациента внимание, вынесла лишний раз судно или помыла, приходилось действовать через «карманчик». Всё потому, что младшего медперсонала в наших больницах всегда катастрофически не хватало, а работающие просто физически не способны всё положенное сделать. Это проблема не только бытовая, но и медицинская, потому что пациенты всё чаще умирают не из-за плохого лечения, а из-за недостаточного ухода после, может быть, блестяще сделанной операции. Ситуацию приходится брать в руки родственникам и нанимать платных сиделок. А если пациент одинокий? А если у семьи нет таких денег? Ясно, что для решения нужно не только не сокращать, но увеличивать в разы численность младшего медперсонала, привлекать волонтёров. Но предпочли решать проблему головной боли путём отсечения головы…
Тем не менее наши санитарки, на удивление оптимизаторов, оказались женщинами боевыми. Восстание этого настоящего медицинского пролетариата разгорается по всей России. География сопротивления: Кемеровская, Курганская, Ярославская, Иркутская, Вологодская области, город Севастополь, Республика Коми. И началось на них давление и гонения. По свидетельству сопредседателя Межрегионального профсоюза работ-ников здравоохранения «Действие» Андрея Коновала, непокорных санитарок таскают в кабинет главврача во время работы, отрывая от служебных обязанностей, проводят с ними беседы с пристрастием, уговаривая «мирно», добровольно перейти в уборщицы… На подавление «бунта» бросаются отборные региональные силы — мэры и депутаты. В ответ бунтарки выходят на одиночные пикеты и стоят на своём.
Так как в федеральных СМИ о сложившейся ситуации ни слова, пациенты в большинстве своём ни о чём не знают не ведают. А между тем это касается буквально каждого. О том, что происходит в «оптимизированных» ЛПУ без санитарок, свидетельствует пациентка одного из перинатальных центров Северо-Западного федерального округа. (Прошу прощения за неэстетические подробности, но если даже читать это тяжко, то можно представить, как всё это переживается людьми в реальности.) «Новых уже набрали на должность уборщиц. В отделении оперативной хирургии нет санитарок как класса. Убирает, и только днём, клининговая компания. Вечером после клизм женщинам перед операцией все туалеты загажены. Женщины просят медсестёр дать им тряпки, чтобы убрать за собой. А медсёстры отвечают: всё под замком! Рвотные массы выносит… процедурная медсестра и тут же бежит вставлять иглы или вытаскивать их из вены». Как говорится: приехали…
Наше здравоохранение погружается в кромешный ад. Зато «майские указы» будут «типа выполнены»!
Комментарий редакции: Буржуазная власть фактически нашла доступный ей способ мнимого решения социальных проблем — сократить количество работающего персонала, а оставшимся повысить заработную плату. Однако это не может быть оправдано. Нельзя решать какие либо задачи, нанося ущерб народу. Следствием «оптимизаторских» экспериментов станет усугубление и без того острого социально-демографического кризиса. Окончательное разрушение здравоохранения приведёт к ускорению вымирания народов нашей страны. Для повышения зарплат бюджетникам, для развития медицины и образования надо искать новые источники пополнения государственной казны — стимулировать рост реального сектора экономики, наводить финансовый порядок в стране путем национализации минерально-сырьевой базы, выхода из ВТО, введения государственной монополии на водку, прогрессивного подоходного налога. В противном случае дело кончится катастрофой. Впрочем, можно ли чего то иного ожидать от ставленников международного капитала, который и стремится к ослаблению России? Только борьба трудящихся против политики предательства и грабежа положит конец деструктивным тенденциям.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.