Путин ломает голову, как отменить пенсионную реформу

Путин ломает голову, как отменить пенсионную реформу

По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса».

В ряде СМИ появилась версия, согласно которой Кремль ищет варианты отменить или пенсионную реформу, не потеряв лицо. Отправной точкой для такого предположения послужили слова Владимира Путина на саммите ЕАЭС. Там президент России сообщил о подготовке соглашения, по которому при начислении пенсий будет учтен стаж за весь период трудовой деятельности на территории государств Союза.

«Мы за то, чтобы евразийская интеграция охватывала все новые области, в том числе социальную и трудовую политику», — заявил глава российского государства.

При большом желании, к единой социальной политике можно притянуть и единый возраст выхода на пенсию.

Скажем, в Белоруссии в январе 2019 года в очередной раз повысили пенсионный возраст — на шесть месяцев. Теперь он составляет для мужчин 61 год и 5 месяцев, для женщин — 56 лет и 5 месяцев.

В Казахстане же пенсионный возраст планируют постепенно уровнять. По замыслу властей, и мужчины, и женщины будут уходить на пенсию в 63 года.

Путин, напомним, в ходе своего августовского телеобращения заявил, что пенсионный возраст в России для женщин необходимо повысить до 60 лет, для мужчин — до 65 лет.

Получается, показатели Казахстана по пенсионному возрасту можно считать «средними по больнице. Значит, при глубокой интеграции — и уравнивании пенсионных возрастов для членов ЕАЭС — Белоруссии придется еще разок-другой возраст выхода на пенсию поднять, а России, наоборот, снизить.

И Кремль при таком раскладе лица не потеряет.

Во-первых, получится, что власть «включают заднюю передачу» не под давлением оппозиции, а исходя из государственной необходимости. Причем в ситуации, когда в сценарий с пересмотром пенсионного возраста уже никто в России не верит.

Во-вторых, итоговый пенсионный возраст будет все равно выше «дореформенного». Стало быть, свое решения Кремль не отменяет, а лишь корректирует.

В-третьих, на смягчении пенсионной реформы власть могла бы заработать политические очки. А поднять рейтинг партии власти накануне ухода Путина с поста президента в 2024 году лишним точно не будет.

Да, Кремль до этого никак не сигнализировал, что готов «прогнуться» под требования о смягчении пенсионной реформы.

Так, в апреле Конституционный суд (КС) отказался признать повышение пенсионного возраста в РФ нарушением Конституции, отклонив запрос депутатов Госдумы от КПРФ, «Справедливой России» и ЛДПР.

Депутаты утверждали, что реформа не отвечает критериям социального государства, не обоснована социально-экономическими и демографическими исследованиями и повлечет негативные последствия. КС в итоге решил: «Конституция не исключает возможности повышения пенсионного возраста федеральным законом».

«Вопрос же о целесообразности данной меры не может быть разрешен КС», поскольку «оценка ее социально-экономической обоснованности в контексте проводимой государственной политики, а также демографических и иных факторов» находится вне его компетенции, говорится в определении высшего суда.

Все так, но обстановка в России накаляется, а рейтинги власти падают. ВЦИОМ в конце мая сообщил, что уровень доверия Путину достиг минимума за 13 лет — 31,7%. Неделю спустя рейтинг стал еще ниже — 30,5%. Кончилось тем, что пресс-секретарь президента Дмитрий Песковпублично попросил у социологов разъяснений. Вместо объяснений ВЦИОМ поменял методику расчета — и рейтинг другой тут же подскочил до 72,3%.

Но суть дела от перемены методики вряд ли изменилась. А значит, вопрос о возможном смягчении пенсионной реформы по-прежнему актуален.

— Идея ввести единый пенсионный возраст в ЕАЭС явно завиральная, — отмечает дипломат, заведующий кафедрой международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета Николай Платошкин. — Путин, на деле, сказал на саммите простую вещь. Если человек проработал в одной стране нашей интеграционной группировки — он сможет получать пенсию в другой.

Замечу, сейчас любой иностранец, проработавший в РФ минимум 15 лет и плативший взносы в Пенсионный фонд, имеет право на российскую пенсию, даже если уедет из России. Я, ваш покорный слуга, лично выплачивал такие пенсии, будучи работником российского посольства в Бонне и Берлине.

По сути, ничего нового Путин не придумал.

«СП»: — Президент может пересмотреть пенсионную реформу?

— Я бы этого очень хотел. Не ради повышения рейтинга главы государства. А потому, что реформа антигуманна, и просто вредна для нашей экономики — она ее замедляет.

Но для такого пересмотра нужно будет провести широкое общенародное обсуждение. Не обязательно референдум — обсуждение с участием нормальных экономистов, а не только Голиковой и Набиуллиной.

Ведь пенсионная реформа зависит не от страны, а от продолжительности жизни в этой стране. Плюс от так называемого возраста дожития. Это научный термин — среднее число лет, которое человек живет после выхода на пенсию.

К примеру, нам говорят: в ФРГ пенсионный возраст — 67 лет. Да, абсолютно верно. Но там средняя продолжительность жизни 83 года, а средний возраст дожития — 16 лет.

А у нас средняя продолжительность жизни мужчины в Рязанской области — 64,9 года, пенсионный возраст теперь — 65 лет. То есть получается, что при нашей пенсионной реформе средний мужчина-рязанец никогда не выйдет на пенсию. Он будет исправно платить взносы, а потом умрет.

Очень хорошая пенсионная система в Словакии — у них «ползучая» шкала пенсионного возраста. Словаки каждый год замеряют среднюю продолжительность жизни. Пусть, условно, она выросла по статистике на год. Тогда пенсионный возраст повышают для тех, кто родился в это время — примерно на полгода. А если замеры показали, что продолжительность жизни не выросла — подъем пенсионного возраста прекращается.

Можно ли так сделать и в России? Ведь это — абсолютно справедливо?

Можно, я считаю. А то, что сотворили наши власти — полнейшее безобразие. Даже при прежнем пенсионном возрасте период дожития у российских мужчин был небольшой. А сейчас его просто нет.

Так что, повторюсь, Путин может пересмотреть пенсионный возраст. Но президент пойдет на это, уверен, только под давлением — например, итогов выборов 8 сентября.

— Кремль лихорадочно ищет выход из ситуации нарастания недовольства, — уверен депутат Госдумы третьего и четвертого созывов, полковник в отставке Виктор Алкснис. — Четко видна связь между падением рейтинга не только Путина, но и всей действующей власти, и пенсионной реформой.

Повышение пенсионного возраста оказалось сильнейшим ударом по власти. Против выступало 90% населения, но на его мнение наплевали.

Так что теперь я не исключаю вариант, что в Кремле могут одуматься. Чтобы спасти рейтинг — а значит, самих себя — власти могут пойти на какие-то смягчения. Возможно, изменения будут носить косметический характер, но деваться власти некуда.

Если бы Кремль повысил пенсионный возраст, и одновременно поднял бы благосостояние населения за счет других шагов — с реформой можно было бы смириться. Но на практике оказалось, что пенсионный возраст подняли, а с обещанным повышением благосостояния ничего не выходит.

Так что перед выборами-2024, возможно, мы увидим пенсионные изменения. И власть будет говорить: «Видите, мы разумные люди, мы все-таки прислушались к вам. Давайте, поддержите нас — и мы вместе будем работать над улучшением ситуации».

Думаю, многие клюнут на этот пиар-ход.

Комментарий редакции: Нельзя исключать того, что Кремль в преддверии очередных президентских выборов сможет принять ряд шагов, призванных привлечь симпатии избирателей на его сторону. Например, возможно принятие формальных мер по существенному смягчению «пенсионной реформы». Но в статье справедливо указано, что полного возврата к прежней пенсионной системе не будет. А это усугубит и без того тяжёлую социально-демографическую обстановку в России. Это во-первых. Во-вторых, невольно приходят на ум события второй половины 2000-х годов. Напомним, что тогда путинский режим осуществил «монетизацию льгот», поставившую страну на грань социально-политического взрыва. Рейтинг власти существенно снизился, ширилось протестное движение. И тогда власть капитала в преддверии парламентских и президентских выборов 2007-2008 гг. вынуждена была пойти на ряд существенных уступок, не только внеся поправки в пресловутый 122 закон, но и начав финансирование образования, здравоохранения, жилищного строительства, села, повысив зарплаты отдельным категориям бюджетников и пенсии. Тогда многие клюнули на это, поверив в то, что правящий режим якобы сдвинулся влево. Однако было очевидно, что в рамках всевластия олигархического капитала, при доминировании частной собственности, при руководстве либеральным подходом к экономическим вопросам, при сохранении полуколониального статуса России не удастся последовательно решить социальные проблемы. По крайней мере, события последних лет это наглядно доказали. Поэтому мы ни в коем случае не должны поддаваться на очередную ловушку тех, кто сперва сам создал народу дополнительные трудности. Тем более, что буржуазия будет имитировать усиление социального характера экономической политики лишь временно — потом она забудет о социальных уступках как сон. Собственно говоря, так и было после 2008 года.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *